Опыт использования современных педагогических технологий.

Учитель географии высшей категории Пятова Юлия Владимировна.

 

Выступление на научно – педагогической конференции в

МОУ «СОШ №5 г.Пушкино» 7.11.2011г.

Технология развития критического мышления.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это откры­тое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем нало­жения новой информации на личный жизненный опыт.

Цель технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя, развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

Технологию развития критического мышления  предложили в середине 90 – х годов  прошлого века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит как особую темодику обучения, отвечающую на вопрос:  как учить мыслить. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Технология развития критического мышления, это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.

Ученые педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

-          мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего что происходит с человеком;

-          самостоятельное и ответственное;

-          аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;

-          многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;

-          индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;

-          социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах, основной прием взаимодействия – дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализоваться.

 

 

 Основу модели развития критического мышления  составляет трехфазный процесс: вызов – реализация смысла( осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернутся к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения. Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Данные приемы  помогают преодолеть эти трудности.

Приём №1 «Что я знаю»

1) Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

   Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;

3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения

Приём №2 «Свободное письмо»

1) Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);

3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения

Приём №3 «Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

     - О чём может пойти речь на уроке?

     - Какая ассоциация у вас возникает когда   вы слышите словосочетание: «---»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана

Приём №4 «Ключевые слова»

1) Озвучивание темы;

2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;

3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты

Приём №5 «Верно – не верно»

1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;

2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно

Урок 9 класс «Транспорт России»

      Каботажными называются перевозки грузов морским транспортом между портами одной страны

      Метро относится к наземным видам транспорта

      Наиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспорт

      Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспорта

      В России очень много незамерзающих портов

      В восточной части России густота транспортной сети больше чем в западной

Приём №6 «Инструкции»

1) Учащимся предлагается текст и инструкция по работе с ним;

2) Класс разбивается на группы по количеству частей  в тексте, в каждой группе назначается эксперт;

3) Необходимо изучить вопрос так, чтобы суметь его объяснить другим и выполнить это наиболее эффективным способом

Урок 8 класс «Климатообразующие факторы»

1 группа. Влияние широтного положения(стр.60- 61)

2 группа. Влияние постоянных ветров

   (стр. 62)

3 группа. Влияние морей и океанов(стр. 62)

4 группа. Влияние рельефа(стр. 62-63)

5 группа. Влияние размеров страны(стр.64)

Приём №7 «Кластер»

Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её

(целесообразно использовать перед стадией осмысления)

Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной стадии.

На стадии реализации смысла ( осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию,  и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между полученными и ранее усвоенными знаниями. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом

Приём №1 «Пометки на полях»

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям которые у них есть;

«v» - если то, что прочитали является новым;

«?» - если то, что прочитали оказалось непонятным и требует разъяснений

Приём №2 «Маркировочная таблица»

Составляется индивидуально по результатам работы с текстом

Материал обсуждается в парах и сообщается учителю, который её фиксирует. Обсуждение позволяет систематизировать информацию и выделить главные вопросы

Приём №3 «Взаимоопрос»

Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала

Приём №4 «Взаимообучение»

В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:

      Суммируют содержание абзаца;

      Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;

      Разъясняют, что непонятно;

      Дают задания для чтения следующего абзаца.

        (Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников

Приём №5 «Таблица аргументов»

    Учитель даёт аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя

На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане получения знаний: проанализировать процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении:  определить область, где требуется дополнительная работа. Стадия рефлексии дает реальную возможность и стимул вернутся к стадии реализации смысла, если ученик сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того, рефлексия представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы, то потребуется дополнительная учебная деятельность.

Приём №1 «Кластер»

       1. Выписывается ключевое слово;

      2. Записываются слова и предложения по теме;

      3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;

      4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками

(используется как средство для подведения итогов,

как стимул для возникновения новых ассоциаций

и графических изображений новых знаний)

Приём №2 «Эссе»

Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.

      Предлагается ответить на вопросы:

     Что узнал и чему научился на уроке?

     Что хотел бы узнать?

Урок 6 класс «Рельеф суши»

     -  На уроке я познакомился с понятием рельеф; узнал, какие горы называют низкими, средними, высокими, а какие высочайшими; узнал чем отличаются низменности от возвышенностей; научился находить различные формы рельефа на физической карте и называть их в зависимости от высоты территории над уровнем моря.

           -  Почему плоскогорья считаются равнинами несмотря на то, что их высота над уровнем моря может достигать 2000м (Гвианское плоскогорье)?

Приём №3 «Самоанализ»

Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи

Домашнее задание

Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий, выбрать можно любое; предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки

Технология КМ учит:                                       Работать самостоятельно

 

Задавать вопросы                           Выслушивать чужое мнение

 

Иметь своё мнение и защищать его         Критически относится к мнению оппонентов

 

Осуществлять рефлексию своей деятельности

                                           

                                                                Анализировать и классифицировать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

Хостинг от uCoz