ЗАНЯТИЕ  ПО  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ПО  ТЕМЕ  «ПТИЧЬЯ  СТОЛОВАЯ»

 

по курсу «Мы и окружающий мир»

 

в 1 классе

 

Учитель высшей квалификационной категории

Муниципального образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 5

г. Пушкино Московской области»

Мущак Светлана Викторовна

 

 

 

 

Место и время проведения:

Семинар директоров Пушкинского муниципального района

Московской области на базе МОУ «СОШ № 5 г. Пушкино»;

17 декабря 2010 года.

 

 

 

Тема занятия по внеурочной деятельности по курсу

«Мы и окружающий мир»: «Птичья столовая».

 

Решаемые проблемы: приобщение учащихся к традициям и обычаям русского народа; формирование любви к природе и чувства ответственности за «братьев наших меньших» через практическую деятельность.

 

Понятия: перелетные и зимующие птицы; корм; кормушка.

 

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

 

-предметные результаты: научится обобщать результаты наблюдений за зимующими птицами;

 

-универсальные учебные действия:

 

Р.Учится преобразовывать практическую задачу в познавательную;

П.Учится сравнивать виды зимующих птиц; корма и кормушки;

К.Учится определять способы взаимодействия в группе.

 

Личностные результаты: готовность следовать нормам природоохранного поведения.

 

Оборудование: лупы у каждого ученика, наборы  карточек с буквами и комплекты пазлов по одному на группу, аудиозаписи с голосами зимующих птиц, карточки с изображением птиц, таблички «зимующие и перелетные птицы»теклянные баночки с различными видами кормов и карточки с их названием, разовые тарелочки (по количеству детей в классе),лейблы с изображением птиц (по количеству детей в группах), кормушки.  

 

     Ученики класса поделены на четыре группы, мебель в кабинете расставлена для работы в группах. На доске декорации к сказке; изображение окна и птиц, прилетевших к жилью человека. Надписи для динамической паузы размещены на стенах класса. На боковых стеллажах выставка кормушек. Для победителей конкурса кормушек заготовлены сладкие сувениры по теме занятия и самодельные медами с надписями по различным номинациям конкурса («самый уютный домик», «самая оригинальная кормушка», «самая вместительная столовая» и др.). 

 

Конспект занятия

 

1.Рассказ учителя:

- Когда-то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. Праздник этот назывался «Синичкиным днем» и приходился он на 12 ноября. В народе даже говорили: «Невелика птичка-синичка, а свой праздник знает».

   С этим праздником связаны народные обряды кормления синиц и других птиц. Именно в этот день прилетали синички из лесов и жались поближе к домам, к людям, в то время как многие другие, более теплолюбивые птицы улетали в теплые края. Синицы же, как и воробьи, круглый год с нами. Если в теплое время года они обитают больше в лесу, то с наступлением холодов прилетают поближе к людям, надеясь на их помощь.

2. Знакомство детей с темой занятия:

- А какую помощь в холодные зимние дни могут оказать люди птицам, нам расскажут Данил и Саша. Дети читают стихотворения по теме занятия.

   Ольга Чусовитина

Трудно птичкам зимовать.

Бедным птичкам холодно,

Бедным птичкам голодно.

С мамой хлебушка возьмем

И на улицу пойдем.

Будем птичек мы кормить,

Белый хлебушек крошить.

Ночью может быть метель,

Клюйте, птички, поскорей.

Надо птичкам помогать.

Трудно птичкам зимовать.

   Елена Благинина

Голодно, холодно, галки, воробьи?

Голодно, голуби, гуленьки мои?

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Гуль, гуль, гуль!

3. Правила работы.

- Сегодня у нас необычное занятие. Вы впервые будете выполнять задания в группах. Давайте вспомним правила работы, которые помогают нам на занятиях по курсу «Жизненные навыки».

1. У нас в классе не дерутся и не ссорятся.

2. Каждый будет иметь возможность высказаться.

3. Говорим по очереди.

4. Храним чужие секреты.

- Сегодня на занятии нам пригодятся эти правила, но потребуются и новые. Когда мы будем работать в группах, я попрошу вас:

- обсуждать и выполнять задания тихим голосом, чтобы не мешать работать остальным;

- в группе должны поработать все ребята, так что договаривайтесь, кто какую работу будет выполнять;     - обсуждайте все задания вместе; найдите каждом занятие по душе.

- Мы сегодня будем учиться быть вежливыми слушателями. И постараемся внимательно выслушать рассказы всех групп, о том, как они выполняли задания. Если нам удастся выполнить новые правила, я думаю, каждый уйдет с занятия, узнав что-нибудь новое и интересное, а во время работы у нас будет хорошее настроение.

4. Работа в группах.

- Сейчас мы будем выполнять разнообразные задания. Они помогут нам вспомнить тех птиц, которым зимой нужна наша помощь.

1-е задание: «Как меня зовут?».

- Сейчас я раздам вам наборы карточек с буквами. Чтобы узнать название птиц вашей группы-стайки, вам нужно выложить карточки в порядке убывания высоты букв.

- Кто запомнил задание и готов повторить его для всех?

- Как будете выкладывать буквы? (От самой высокой до самой низкой.)

- Когда название вашей стайки будет готово, сигнальте.

- Как называются птицы вашей стайки?

4 стайки птиц: снегири;

               синицы;

               голуби;

               воробьи.

- За каждое правильно выполненное задание  одной птичке их вашей стайки я буду прикреплять эмблему с изображением птицы. Пусть ко мне подлетят первые пташки. (Учитель заранее готовить лейблы с изображением птиц и их названием. Число эмблем должно превышать количество детей в группах.)

2-е задание: «Голоса птиц». - Сейчас вы послушаете птичьи голоса, посовещаетесь в группах. И если вы узнаете голос своей птички, просигнальте.

Слушаем с паузами звукоряд на аудиозаписи. (Записей с голосами птиц должно быть больше, чем количество групп.)

После паузы учитель задает вопрос:

- Чей голосок мы услышали?

Последняя запись на кассете со звуками, которые издают снегири.

- Федя подготовил нам стихотворение «Снегири». А написала это стихотворение Любовь Татьяничева. Послушаем Федю.

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека.

- Какую замечательную картину с помощью слов нарисовала поэтесса. А теперь послушайте стихотворение Н. Некрасова и постарайтесь представить себе картину с птицами так, как сумел увидеть этих зимних гостей поэт.

   Снежок

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

3-е задание: «Птичий портрет».

Каждая группа получает пазлы с портретами птиц.

- Из пазлов вам нужно сложить картины с изображением птиц вашей стайки.

- Сигнальте, как будете готовы.

- Покажите портреты птиц другим группам.

4-е задание: «Птичьи трели».

- Угадайте, какая птица произносит такие трели и звуки? Прежде чем отвечать, не забудьте обсудить в группах то, что услышали.

Задание первой группе:

- кар-кар (ворона);

- ча-ча-ча-ча (сорока).

Задание второй группе:

- чив-чив-чив-чик-чирик! (воробей);

- свири-свир (свиристель).

Задание третьей группе:

- синь-синь-тань (синица);

- цок-цек, цок-цек (клест).

Задание четвертой группе:

- тук-тук-тук (дятел);

- рюм-рюм-рюм (снегирь).

 

5-е задание: «Зимующие и перелетные птицы».

Динамический момент.

- Посмотрите на карточки с изображением птиц, которые достались вашей группе. Посовещайтесь и определите, кто изображен на каждой карточке. Всех птиц нужно разделить на 2 группы. Одни зимуют у себя на родине, другие улетают от нас в теплые края. Найдите в кабинете 2 надписи «Зимующие птицы» и «Перелетные птицы». Теперь вы по очереди будете подносить картинки с изображением птиц к нужной табличке, а ребята из других групп будут сигналить вам, верен ли ваш выбор.

- Про птиц, которые относятся к группе «зимующие» подготовил стихотворение Артем. Послушаем его.

   «Покормите птиц зимой»

А. Яшин

Покормите птиц зимой –

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать!

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

6-е задание: «Корм для птичьей столовой».

- Рассмотрите баночки и тарелочки с кормом, который достался вашей группе.

- Теперь прочитайте на карточках названия кормов.

- Что заметили? (Карточек с названием корма – 4, а разных видов кормов у каждой группы – 3.)

- Значит, одна карточка лишняя.

- Приготовьте лупы.

- Насыпьте немного корма на тарелочки. Рассмотрите его внимательно и разложите карточки к подходящим плодам, семенам или другой еде. Лишнюю карточку отложите.

- Что получилось у первой (второй, третьей, четвертой) группы?

1. «Голуби»: семена подсолнечника, зерна пшеницы, драже-карамель (плоды шиповника – лишняя карточка).

2.  «Снегири»: семена льна, плоды рябины, грецкие орехи (семена овса – лишняя карточка).

3.  «Синицы»: семена тыквы, несоленое сало, зерна кофе (семена подсолнечника – лишняя карточка, такого корма у группы нет).

4.  «Воробьи»: пшено, хлебные корки, фасоль (зерна риса – лишняя карточка).

- Скажите, а вся ли оставшаяся на тарелочках еда подходит нашим птичкам? Что не подходит для подкормки птиц вашей группы?

   За каждое верно выполненное задание детям выдавались лейблы с изображением птиц, которые по очереди ребята прикрепляли себе на грудь. Если в группах оказалось лейблов больше, чем детей (а лейблов нужно заготовить с запасом по количеству заданий), то нужно сказать:

- Вы можете принять в свою стайку еще кого-нибудь и подарить ему оставшиеся эмблемы.

5. Подведение итогов.

- А теперь подскажите мне, как можно помочь птицам зимой?

(Вешать кормушки у своих домов и на пришкольном участке.)

- Чем можно подкармливать птиц зимой?

(Пшеном, семечками, хлебными крошками, несоленым салом, ягодами рябины.)

- Мне хочется поблагодарить тех, кто в октябре-ноябре участвовал в акции «Соберем корм птицам».

- Ребята, встаньте, пожалуйста. (Аплодисменты.)

6. Физминутка «Птичка-невеличка».

(Дети имитируют действия.)

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка,

Вот тебе и крошки

На моей ладошке.

- А теперь послушайте стихотворения Зои Александровой и Елены Благининой, которые к занятию выучили наши ребята.

   Е. Благинина

Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище, как на дворе.

 

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

 

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

 

   З. Александрова

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник скворец…

Вот и зимушке конец.

7. Инсценировка сказки Н. Сладкова «Зимние долги». 

(По мотивам одноименной сказки Н. Сладкова)

Действующие лица:

Воробей;

Ворона;

Синица;

Дятел.

   (Все дети в костюмах птиц, у дятла небольшой чемоданчик с красным крестом.)

   (Декорация весеннего леса, на переднем плане – дерево, чуть дальше другое, со скворечником и прорезанным окошечком. Звучит веселая музыка. На поляну «вылетает Воробей». Весело чирикая, он танцует. Импровизированный танец воробья. Неожиданно появляется Ворона. Неслышно подкравшись к Воробью сзади, она неожиданно громко каркает. Воробей пугается.)

Варона (хриплым, простуженным голосом): - Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

Воробей (нахохлившись, сжимает кулаки): - Страсть драться охота. А ты (наступает на Ворону) тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

Ворона (невозмутимо): - А вот испорчу! Как задам вопрос…

Воробей (беззаботно): - Во напугала!

Ворона (руки в боки): - И напугаю! Ты крошки зимой в птичьей столовой у школы клевал?

Воробей: - Ну, клевал. Спасибо ребятам, подкармливали…

Ворона (радостно каркнув): - То-то! А чем ты за все это расплачиваться думаешь? Своим чириканьем?

Воробей (растерянно): - А я один, что ли, пользовался? И Синица там была, и Дятел, и Галка. И та, Ворона, была…

Ворона (с самодовольным видом расхаживая взад-вперед): - Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких вредителей выбираю. Сорока с галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.

Воробей (упираясь): - Другие, может, и думать забыли…

Ворона (не унимаясь): - А ты слетай да проверь!

(Ворона важно уходит. Вновь звучит музыка. Воробей «летит» в «сад». В окошечке нарисованного скворечника появляется Синичка. Она с любопытством озирается по сторонам, заметив Воробья, «вылетает» из «скворечника» - выходит из-за декорации.)

Воробей (останавливаясь перед Синицей): - Поздравляю с новосельем! Небось, и про долги забыла?

Синица: - Не забыла, Воробей! Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

(Вновь звучит веселая музыка. Воробей «летит» дальше в «лес». Около «дерева» стоит Дятел. Он внимательно через лупу всматривается в кору дерева. Увидев Воробья, Дятел удивленно спрашивает.)

Дятел: - По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

Воробей (чирикнув): - Да вот расчет с меня требуют… А ты, Дятел, как расплачиваешься?

Дятел (важно): - Уж так-то стараюсь… (стучит клювом по «стволу дерева»). Лес вот от древоточцев и короедов оберегаю… Так, это дерево здорово. Очень хорошо. Займемся следующим больным (убирает лупу в свой чемоданчик. Подает руку Воробью).

- Ну, будь здоров, старик. Извини, у меня дела…

Дятел уходит. Воробей в задумчивости протягивает: - Ишь ты, а я думал… (Приглушенно звучит музыка. Неторопливо выходит Ворона и, подкравшись к задумавшемуся о чем-то своем Воробью, громко каркает.)

Ворона: -Карр-карр!.. (Воробей, испуганно чирикнув, подпрыгивает от неожиданности.)

Воробей: - Тьфу ты, Ворона, опять меня напугала! Права ты была. Все зимние долги отрабатывают.

Ворона (самодовольно выпятив грудь): - А я что тебе говорила?

Воробей: - А я что – хуже других? Как начну вот комаров, слепней да мух ловить! Чтобы эти кровососы ребят не кусали! Мигом долги верну!

(Звучит музыка. Выходят действующие лица. Взявшись за руки, они говорят по очереди.)

Ворона: - Мы благодарим, ребята, вас…

Синица: - За вашу помощь в трудный час!

Дятел: - Заботу, понимание…

Воробей: - А главное – внимание!

Все вместе: - Спасибо, спасибо, спасибо!.. (Под веселую музыку птицы «разлетаются».)

Учитель:

- Ребята, вы поняли, о каких долгах говорили птицы?

- Понравилась ли вам сказка? Почему?

- Кто может перечислить всех птиц, о которых шла речь в этой сказке?

- к какой группе относятся эти птицы? (Зимующие.)

8. Подведение итогов конкурса на лучшую кормушку и награждение победителей.

- Вот видите, какой благодарный народ – эти птицы.

  Приятно для них нам слегка потрудиться.

  (Демонстрация кормушек и награждение конкурсантов.)

- Ваши родители обещали помочь нам прикрепить кормушки на школьном дворе, чтобы мы сами на прогулке смогли подкармливать птиц зимой.

9. Игры.

1. «Знаете ли вы птиц?»:

- Сейчас я буду называть разных птиц, но если назову что-то другое – топайте ногами. Договорились? Начли:

   Прилетели птицы:

   Голуби, синицы,

   Мухи и стрижи…

   (Дети топают.)

- В чем дело? Я что-то не то сказала? (Мухи.)

- А что, мухи – не птицы? А кто они? (Насекомые.)

   Прилетели птицы:

   Голуби, синицы,

   Аисты, вороны,

   Галки, макароны…

   (Дети топают, исправляют ошибку.)

   Прилетели птицы:

   Голуби, куницы…

   (Дети скорее всего не обратят внимание на то, что куница – не птица. Учитель должен заострить на этом внимание.)

   Прилетели птицы:

   Голуби, синицы,

   Чибисы, чижи,

   Галки и стрижи,

   Комары, кукушки…

   (Дети топают. Ошибка – комары.)

   Прилетели птицы:

   Голуби, синицы,

   Галки и стрижи,

   Чибисы, чижи,

   Аисты, кукушки,

   Даже совы-сплюшки.

   Лебеди и утки –

   И спасибо шутке!

- Замечательно, ура!

  Знает птиц всех детвора!

2. «Воробушки и хитрая ворона»:

При помощи русской народной считалки выбирается «хитрая ворона», остальные – воробушки.

   Катилось яблоко мимо сада,

   Мимо огорода,

   Мимо частокола.

   Кто его поднимет,

   Тот вон выйдет!

Кладется на пол обруч – это «гнездо вороны».

«Воробушки летают» вокруг «вороньего гнезда», подразнивая «ворону»:

   «Карр-карр-карр – воровка!

   Карр-карр-карр – плутовка!

   Высунь нос ты из гнезда,

   Не догнать нас никогда!»

Таким образом «воробушки» пытаются выманить «ворону» из «гнезда». Но «ворону» не зря прозвали в народе хитрой: едва прозвучали последние слова дразнилки, она, не выходя из круга, хватает зазевавшегося дразнилку. Выигрывает тот, кто спасся от «вороны» и не попал в ее «гнездо».

10. Подведение итогов занятия.

- Мы сегодня выполнили много заданий по теме занятия. А теперь я хочу, чтобы вы внимательно послушали мой рассказ и ответили на вопрос: Кто прилетел к кормушке?

Рассказ учителя:

- Положила я в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, пшено, семена подсолнечника, подвесила небольшой кусочек сала и стала наблюдать.

   Сначала шумной стайкой прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали и клевали крошки хлеба и пшено.

   За ними прилетели птички с желтыми грудками и черными галстучками. Они тоненько попискивали и забавно сидели на шпагате, на котором висели кусочки сала.

   Когда на кормушке осталась одна рябина, птицы разлетелись. И тогда к ней подлетели пушистые серовато-бурые птицы с красными грудками. Концы хвоста, крыльев и голова у них были черно-синими, а на крыльях – белые полоски. После их посещения ягод на ветке не осталось.

   А после всех к кормушке прилетели две крупные сизые птицы, которые своими круглыми любопытными глазками оглядывали все вокруг. Увидели на снегу рассыпанные семечки, подобрали их и с криком «гур-гур-гурли-гурли!» улетели на крышу соседнего дома.

Вопрос:

- Какие птицы прилетали к кормушке?

- Покажите их изображение на карточках, с которыми вы сегодня работали.

- Какие виды кормов привлекли этих птиц?

-Вы хорошо поработали сегодня, многое узнали. На этом наше занятие окончено. А подкармливать птиц мы с вами будем всю зиму, ведь кормушки уже сделаны, а корма припасены. И я уверена, что наша забота о пернатых спасет в суровое время года жизнь не одной пичуги.

 

Хостинг от uCoz