Доклады и выступления на РМО педагогов - психологов.
Тезисы
Работа с детьми младшего школьного возраста с заниженной самооценкой
Когда ребенок встречается с каким-то неуспехом, это легко может подтолкнуть его к формированию неадекватной и заниженной самооценки. Особенно ранимы в этом отношении дети младшего школьного возраста. Если же формирование заниженной самооценки состоялось, то ребенок начинает опасаться неуспеха и переживаний, связанных с ним, как следствие, - начинает избегать любых ситуаций, которые могут спровоцировать неприятные переживания.Составляющие самооценки ребенка Самооценка складывается, во-первых, из оценок окружающих, во-вторых - из результатов своей деятельности. И по мере формирования самооценки она все активнее влияет на поведение ребенка. У каждого человека есть потребность в каком-то определенном уровне самооценки, наличие которого необходимо для самоудовлетворения, и эта потребность является основой его уровня притязаний. После того, как у ребенка складывается этот самый уровень притязаний, то каждое оценивающее его высказывание или действие, исходящее от взрослых он начинает сопоставлять с самооценкой. Таким образом уже сформировавшиеся уровень притязаний и самооценка являются опосредующим фактором в отношении ребенка к другим людям. Большой вклад в формирование личности ребенка вносит баланс между его реальными достижениями на одной чаше весов и притязаниями вкупе с самооценкой - на другой. В случае, когда требования ребенка к себе и уровень его притязаний оказывается ниже достижений ребенка, он не реализует всех своих возможностей в процессе развития, поскольку уже удовлетворен тем, что достиг. В таком случае говорят, что ребенок себя недооценивает - и это действительно так; помимо того, что низкая самооценка сама по себе не является полезной, она плохо влияет на развитие комплекса способностей ребенка. Есть и случаи, когда притязания ребенка требуют мобилизации всех его сил; это происходит в ситуации, обратной первой - уровень притязаний и самооценка ребенка находятся на более высоком уровне, нежели его существующие достижения. Подобная ситуация в чем-то даже более благоприятна, чем первая - здесь ребенок мобилизует все свои силы, чтобы достичь того, что диктует его уровень притязаний, поэтому способности ребенка начинают активно развиваться. Отношение к неуспеху С одной стороны ученики остро переживают неуспех; однако, с другой они его игнорируют, выбирая новые задачи более высокого уровня сложности. Если рассматривать реакцию младших школьников на неуспех, то видно, что она носит агрессивный характер: ребенок ни в коем случае не признается, что в том, на что он претендует, он оказался слабым. Потребность в сохранении высокой самооценки приводит к острой реакции на те факторы и тех людей, которые показывают ему его несостоятельность. Подобное состояние называется аффектом неадекватности и является результатом несовпадения высокого уровня притязаний с реальными возможностями; уже устоявшаяся самооценка ребенка оказывается выше той оценки, которую он получает от других. Аффект неадекватности носит защитную функцию, ограждая ребенка от травмирующих воздействий. Таким образом, это состояние - ключ к тому, чтобы ребенок сохранил самооценку и то отношение к себе, которое составляет базовый фундамент самоуважения. Поскольку в младшем школьном возрасте многие психологические процессы еще недостаточно сформированы, то аффективные состояния носят нестабильный характер. Для младших школьников аффект неадекватности, хоть и возникает достаточно часто, является неустойчивым и довольно быстро проходит. В этом отношении гораздо сложнее проявляются сами аффективные состояния и их последствия у детей более старшего возраста.
Развитие эмоционального интеллекта младших школьников Слайд-презентация
Эмоциональный интеллект - способность человека управлять самим собой и другими людьми
самосознание, контроль импульсивности уверенность само-мотивация оптимизм коммуникативные навыки умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми
Компоненты эмоционального интеллекта:
Понимание себя : Способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, а также их влияние на других людей.
Саморегуляция (контроль импульсивности) : Способность контролировать и направлять в желаемое русло собственные импульсы и порывы.
Само-мотивация: Мощная изнутри идущая страсть к работе, drive.
Эмпатия: Способность понимать эмоциональное состояние других и взаимодействовать с ними с учетом их эмоциональных реакций.
Социальная умелость: Умение находить общий язык с людьми и поддерживать отношения с ними вне зависимости от их изначальной предрасположенности к этому.
Психологические нормы поведения возраста:
6-8 лет -планировать свои действия на основе интересов других людей
-уметь договариваться
-учитывать интересы других
-считаться с другими
8-10 лет -иметь свое мнение
-формировать суждения с учетом мнения других
-уметь поддерживать отношения
-уметь обратиться за помощью в случае затруднения
Развитие эмоционального интеллекта в семье
Положительный эмоциональный фон в вашей семье.
Беседа с ребенком о ситуациях ( какие чувства у тебя были в этой ситуации? Что ты почувствовал?)
Вы примеры для своего ребенка. Вы не можете учить своего ребенка вести себя так, а сами поступаете по-другому.
Поощрение совместной игры своего ребенка с другими детьми.
Распознавание эмоций по фотографиям и картинкам в книгах, журналах.
Чтение рассказов и стихов, насыщенные эмоциями.
Как ребенок ведет себя с другими людьми, беседа об этом.
Разговор с ребенком на разные обыденные темы: почему мы должны помогать друг другу и т.п.
Важна ориентация на других людей, а не только на себя.
Стресс ребенка лучше снять с помощью двигательных упражнений.
Поощрение выражения своих чувств и эмоций, называя и обсуждая их.
Особенности общения детей 10-13 лет
Принципиальной теоретической основой междисциплинарных исследований проблем развития и формирования личности является положение о социальной сущности человека. Личность кристаллизует в своей психологической структуре общественные отношения. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии. Методологическая общность подходов к проблеме общения в психологии проявляется в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Характер же этого единства понимается по-разному. Существует весьма продуктивная попытка интегрировать различные социально-психологические подходы к общению в рамках одной концепции. Г.М.Андреева, характеризуя общение выделила в нем три стороны, взаимосвязанные между собой: коммуникативную (обмен информацией между общающимися); интерактивную (организация взаимодействия между общающимися); перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания). Поскольку общение играет важнейшую роль в развитии личности, то принципиально важным является изучение особенностей общения на разных этапах онтогенетического развития. Задачей данного исследования является изучение особенностей общения в подростковом возрасте. Подростковый возраст - один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Подростковый период в онтогенезе человека выделился в самостоятельный этап несколько столетий назад, мир кардинальным образом изменился и продолжает меняться. Изменяются ли вместе с ним психологические характеристики подросткового возраста? В частности изменились ли те характеристики, которые связаны с особенностями общения подростков со сверстниками. Для анализа особенностей общения подростков со сверстниками в прошлом и настоящем (под прошлым подразумеваются 60-70-е годы XX века, под настоящим - конец 90-х-начало XXI века) необходимо представить некоторую структуру общения, изменение компонентов которой можно будет проследить во времени. Под структурой понимается совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс. В качестве такой структуры общения правомерным будет предложить такую характеристику, которая предусматривала бы дифференциацию последнего средства, форму и содержание. Теоретическим обоснованием проведенного анализа служит характеристика общения школьников, предложенная А.В.Мудриком и выделенные им типы общения на разных этапах онтогенетического развития. Содержание общения подростков включает в себя следующие компоненты:
идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы, взаимоотношения людей);
событийную сторону жизни (жизнь класса, в котором они учатся, жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие планы);
эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения);
предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и способы ее реализации, предметно - эстетическое окружение).
Если сравнивать содержание общения подростков прошлого и настоящего, то можно сделать вывод о том, что выделенные компоненты содержания присутствовали раньше, присутствуют и сегодня в общении подростков. Но изменилось лишь наполнение этих пластов содержания, которое обусловлено социально-историческими изменениями в нашей стране. Общение подростков происходит в форме диалога: фактического, дискуссионного, информационного и исповедного.
Формы общения остались неизменными: если общение подростков в прошлом происходило в форме диалога, то так происходит и в настоящее время. Средства общения - вербальные (речь) и невербальные (жесты, мимика, пантомимика, тактильные средства общения) - также не подверглись особому изменению. Единственное существенное изменение заключается в появлении новых жаргонных слов и постепенном исчезновении из оборота старых. Жаргон имеющий, большое значение в группах подростков, изменяется под влиянием моды и, следовательно, тоже обусловен социально-историческими, культурными, политическими изменениями, происходящими в обществе. Также еще некоторые изменения можно отметить в невербальных средствах общения: появление новых жестов, это детерминировано теми же, происходящими в обществе, изменениями ,что и обновление жаргона.
Помимо выше перечисленных характеристик общения можно выделить также еще место общения (пространственная локализация). Поскольку большое количество подростков ориентировано на общение на улице, в общественных местах, то здесь можно отметить некоторые изменения, которые связаны с тем, что некоторые общественные места локализации общения подростков перестали существовать и им на смену пришли новые, либо те, которые существовали, продолжают существовать, но преобразились под действием времени. Но остались такие общественные места, в которых общались подростки прошлого, и также общаются подростки настоящего. Изначально задачами нашего исследования были ограничена конкретная сфера круга общения, который подверглась анализу во временной перспективе : анализируются лишь особенности общения подростков со сверстниками, а со взрослыми людьми и ребятами младшего и старшего возраста не подвергаются анализу. Но в анализе общения подростков со сверстниками можно произвести некоторую дифференциацию: рассматривать отдельно особенности общения со сверстниками своего пола и отдельно со сверстниками противоположного пола. В результате такого анализа принципиальных различий в особенностях общения подростков с представителями своего и противоположного пола в прошлом и настоящем не выделено.
Общий вывод исследования: проведенный анализ особенностей общения подростков со сверстниками во временной перспективе (в прошлом и настоящем) показал, что формы общения остаются постоянными, а меняется лишь содержание, отчасти средства и пространственная локализация общения подростков, это определяется социально-историческими, экономическими, политическими изменениями в нашей стране.
Молодежные субкультуры: эмо
Эмо-культура ярко заявила о себе в последние годы. Но совершенно точно можно сказать, что при этом ничего кардинально нового распространители и поклонники этой субкультуры не внесли в молодежные движения в целом. Хотя, в этом нет ничего ни ужасно негативного, как кричат некоторые псевдо-педагоги, ни положительно обаятельно, как пытаются представить эмо представители противоположных взглядов. Просто это одно из десятков, если не сотен молодежных движений, которые ярко прошлись по планете примерно с 1950-х годов двадцатого столетия. Приверженность подростка или уже молодого парня или девушки культуре эмо это и стремление к самореализации, которая присуща всем молодым; это и возможность находиться в группе (имеется в виду широкое понимание этого термина); это, в конце концов, и возможность знакомства для серьезных отношений в среде себе подобных по образу мышления и восприятия мира. Представители эмо предпочитают носить одежду, основным сочетанием цветов которой являются розовый и черный цвет. Модны среди эмо узкие джинсы, причем как среди парней, так и среди девчонок. Также подчеркивающим принадлежность к эмо является наличие на одежде небольшого количества ярких и порой шокирующих металлических изделий. Эмо в большинстве своем предпочитают стрижки, закрывающие один глаз, и большую дыру в ухе, называемую тоннелем. Также часто носят нарукавники и перчатки с обрезанными пальцами. Да, нельзя не согласиться, что стиль эмо и ярок, и оригинален. Но это присуще многим молодежным движениям. Как яркий пример можно п0ивести стиль хиппи, который был очень популярен среди молодежи всего мира в 1960-70 годы прошлого века. Более важны поведенческие признаки, которые характеризуют ту или иную группу. В данном случае можно сказать, что культура эмо является одной из менее агрессивных на сегодня молодежных субкультур. И это уже большое достоинство. Но стоит тут же отметить и некоторые пессимизм и депрессивность, если не сказать обреченность, в носителях эмо-культуры. Учитывая, что психика подростка достаточно уязвима, это уже серьезный недостаток. Несмотря на то, что подросткам присуща крайность в суждениях, депрессивная суицидность восприятия мира и отторжение себя от общества в целом несет в себе очевидную угрозу. В первую очередь, это непосредственная угроза здоровью и жизни молодого человека. Во-вторых его самооценке на текущий момент и в дальнейшем, в более зрелой жизни. Ведь заложенные в человеке комплексы дают о себе знать на протяжении многих лет, а у кого-то и на протяжении всей жизни. Поэтому для всех подростков (неважно, представителем какой субкультуры они являются) важны знакомства сейчас с историей молодежных течений и сегодняшних дней и течений прошедших лет. Эту информацию можно черпать как из Интернета, так и из печатных изданий. В качестве примера можно предложить прочесть книги известных советских фантастов братьев Стругацких Гадкие лебеди и Отягощенные злом. В них очень интересно и глубоко раскрываются взгляды молодых людей на жизнь, на их место в мире, в обществе.
Причины агрессивного поведения подростков
Изучение агрессии и насилия было и остается областью, насыщенной полемикой. Дискуссии о насилии осложнены межличностным, политическим и научным подтекстом. Большинство научных дискуссий сводится к вопросу об источнике агрессии и насилия в обществе и о том, является ли оно присущим человеческой природе или его причины изначально заложены в устройстве общества. Агрессивное поведение обусловлено социальными связями и отношениями. Агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения. Она может выражаться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер.
На агрессивное поведение детей влияет комплекс факторов и причин:
персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);
поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость);
социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.
внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка). Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях. Гиперопека или равнодушие со стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребенка.
личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера). Недовольство собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: Я взрослый, а Они обращаются со мной как с ребенком. Развитие критического мышления позволяет подростку ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребенок неисправим, плохо воспитан или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение и усталость от школы).
Методы работы педагога-психолога с одаренными детьми
Одарённые дети это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Цель работы с ними создание условий для оптимального развития детей.
Методы работы:
1.Выявление одарённых детей с использованием различной диагностики;
2.Развитие личностных, творческих качеств учащихся (тренинговая работа, участие в различных мероприятиях);
3.Психологическое просвещение педагогов;
4. Психологическое просвещение родителей
Принципы работы с одарёнными детьми
Индивидуализация обучения
Принцип опережающего обучения.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
1. Диагностика Детскую одаренность можно диагностировать при помощи различных психологических методик. Их можно разделить на интеллектуальные тесты и тесты способностей. Тесты интеллекта - психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта. Для диагностики используются:
Групповая диагностика
Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, для 8-11 классов)
Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, для 5-7 классов)
Индивидуальная диагностика
Прогрессивные матрицы Дж.Равена;
Тест Д.Векслера;
Тест Р.Амтхауэра;
Тесты способностей - методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения и творчества:
Тесты креативности Э.Л.Торренса;
Методика диагностики дивергентного мышления (ПМДДМ), направленная на измерение когнитивной составляющей, связанной с креативностью.
Дополнительная индивидуальная диагностика
Определение ведущей репрезентативной системы;
Определение доминирования полушария мозга;
Определение темперамента и типологию характера;
Изучение уровня тревожности (методика Филлипса);
Исследование самооценки (метод Дембо-Рубинштейн).
2. Развитие. Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:
Вовлечение детей в деятельность по интересам;
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
Привлечение к работе с учащимися преподавателей ВУЗов;
Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;
Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
Развитие умений самостоятельно работать;
Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
Обучение творческим методам работы;
Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
3. Работа с педагогами
Помощь педагогам в работе с одаренными детьми:
Проведение семинаров по особенностям работы с одаренными детьми;
Тренинги по развитию личностных качеств педагога и профилактике эмоционального выгорания;
Методическая работа.
4. Работа с родителями
Выступления на классных собраниях;
Индивидуальные консультации.
Диагностика одаренности
Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка (из концепции одаренности)
МЕТОДИКА КАРТА ОДАРЕННОСТИ
Методика адресована родителям, ее также могут использовать педагоги. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение функций:
1) первой, основной, диагностической. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку портрет развития его дарований;
2) второй развивающей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.
Эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ
Проводится по информационной технологии "Референт", которая является способом сбора, систематизации, хранения , анализа и представления психолого-педагогической информации. В основе склонностей лежит внутренняя устойчивая потребность человека к определенной деятельности, желание совершенствовать свои знания и умения, связанные с этой деятельностью. Наличие склонностей к определенному виду деятельности определяет развитие соответствующих способностей у человека. И наоборот, наличие определенных способностей обусловливает развитие склонностей к некоторому виду деятельности. Способности определяют интеллектуальное развитие, являются основой формирования склонностей и профессиональных намерений. Правильный выбор профессии обеспечит душевное равновесие, материальное благополучие во взрослой жизни. " Идеальной " окажется профессия та, которая будет соотвествовать интересам и склонностям, способностям, типу характера и будет востребована на рынке труда.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ
МЕТОД ЦВЕТОВЫХ ВЫБОРОВ
Тест может быть использован для диагностики глубинных проблем личности, актуального эмоционального состояния, степени адаптированности личности к социальной среде, ее компенсаторных возможностей. Как метод изучения отношений применим в работе с детьми, начиная с 4.5 -5-летнего возраста. Верхняя возрастная граница не определена.
МВЦ выявляет устойчивые индивидуально-личностные свойства, определяющие истинную избирательность в отношении выбора сферы интересов, способа самореализации в профессиональной деятельности, поэтому может быть использован в ситеме профориентационной работы.