Программа занятий по психофизиологической разгрузке
для учащихся 2-х классов
Пояснительная записка
Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении это не только и не столько оздоровительные медицинские мероприятия, сколько гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей учебные нагрузки, занятия направленные на сохранение здоровья учащихся начальной школы в условиях активной сенсорно-развивающейсреды. Организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие рецепторы дает возможность решать детские проблемы в развитии и обучении, поведении и социальной адаптации. А также предотвращает формирование у обучающихся переутомления, способствует восстановлению и сохранению психоэмоционального равновесия. Кроме этого, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, что создает получение только положительных эмоций. Научно доказано, что мозг активизируется через стимуляцию базовых органов зрения, слуха, обоняния, осязания и других рецепторов. Исследования В. С. Ротенберга и В. В. Аршавского доказали, что творческий труд как форма поисковой активности является мощным фактором повышения сопротивляемости организма к заболеваниям. Сочетание дыхательной гимнастики, физических упражнений, массажа и использование психотерапии в виде самовнушения совместно с лечебно-оздоровительными мероприятиями дает возможность сохранить, повысить уровень здоровья.
Цель программы показать содержание форм и методов здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.
Задачи:
воспитывать культуру здоровья и мотивацию на здоровый образ жизни;
научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
Содержание программы рассчитано на 34 занятия (4 блока по 8 занятий: каждый блок 1 раз в полгода, 2 занятия завершающие: по 1 занятию на каждую группу в конце года) Занятия проводятся один раз в неделю по 30-45 минут в группах по 10-12 человек.
Средства и методы, обеспечивающие результативность программы. Каждое занятие начинается с дыхательных упражнений, с помощью которых осваиваются методы дыхания. Это усиливает поглощение кислорода, что улучшает координацию движений, повышает внимание и приносит успокоение, избавляет от усталости, тревожности, вызванной напряжением. Глубокое дыхание всегда и везде лучший отдых для вашего тела. Затем идут релаксирующие (расслабляющие) упражнения. Переход от напряжения мышц к их расслаблению не только закрепляет навыки полной релаксации, но одновременно способствует более быстрому восстановлению истраченной энергии. Следующим этапом упражнения, укрепляющие мозговое кровообращение. Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность. Затем проводится упражнение со звуками. Звуки в нашей жизни играют огромную роль. Они окружают нас с рождения, с их помощью мы ориентируемся в мире. Ученые установили, что восстановить природные вибрации органов и вернуть здоровье можно при помощи определенных звуков, которые помогают при стрессах, гармонизируют работу всего организма, активизируют творческие способности.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Блок №1 (для 1 подгруппы) |
8 |
- |
8 |
2. |
Блок №1 (для 2 подгруппы) |
8 |
- |
8 |
3 |
Блок №2 (для 1 подгруппы) |
8 |
- |
8 |
4. |
Завершающее занятие для 1 подгруппы |
1 |
- |
1 |
5. |
Блок №2 (для 2 подгруппы) |
8 |
- |
8 |
6. |
Завершающее занятие для 2 подгруппы |
1 |
- |
1 |
Всего |
34 |
- |
34 |
Список используемой и рекомендуемой литературы:
Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. М.: Изд-во МГОУ, 2004.
Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. 2004. № 1.
Динейка К.В. Движение, дыхания, психофизическая тренировка. Москва, 1986.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой./ Авт.-сост.Л.Орлова. Москва:АСТ; Минск:Харвест, 2006.
Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. Москва, 1988.
Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. Москва, 2004.
Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. Москва, 1990.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика. 2005. № 6.
Озернюк А.Т. Нетрадиционные методы оздоровительного воздействия на организм школьников. //Физическая культура в школе. 1991. № 4.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Москва, 2002.
Тюмасева З.И., Гертнер С.В., Орехова И.Л. На пути к здоровью. Челябинск: 2004.
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. М.: Илекса; Ставрополь: Сервис-школа, 2001.
Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу Лицейское и гимназическое образование. 2006. № 1.