Программа адаптационных занятий
по профилактике проявлений школьной дезадаптации
у учащихся 1 классов
«Здравствуй школа это я!»
Пояснительная записка
Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы.В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Бесспорно и то, что чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненней будет протекать процесс приспособления к школе.Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В работах советских исследователей подчеркивается, что готовность к обучению в школе многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стоит Л. И. Божович, которая еще в 60-ые годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.Поэтому принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
· личностная готовность;
· интеллектуальная готовность ребенка к школе;
· социально-психологическая готовность к школьному обучению.
Актуальной проблемой в системе образования является проблема адаптации первоклассников к школе. Приходя в школу, попадаю в новую ситуацию, все дети переживают и волнуются. Кто-то привлекает к себе внимание повышенной активностью и подвижностью, кто-то как будто замирает. Что же является наиболее сложным для детей?Первоклассникам неизвестны правила поведения ученика в школе, на уроках. Детям предстоит новые знакомства: друг с другом, с учителями. Часто и через полгода дети не знают имен большей части одноклассников. Все это замедляет процесс адаптации. При этом высокий уровень тревожности, напряженности, страха перед новым и неизвестным также замедляет процессу адаптации.
Основная цель данной работы: способствовать осознанию позиции школьника, снижение высокого уровня тревожности и напряженности в процессе адаптационного периода.
Задачи психологических занятий по программе:
· Формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
· Формирование школьной мотивации.
· Формирование и развитие произвольной деятельности.
· Формирование сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости.
· Формирование и развитие планомерного и расчлененного восприятия, элементов теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенных форм мышления и основных логических операций, смыслового запоминания.
· Формирование умения выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
· Формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
Методы работы: коррекционно-развивающие упражнения, арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха.
Форма работы: групповая. Данные занятия проводятся в подгруппах по 10-12 человек, рассчитаны на 33 занятия с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительностью от 30 до 45 минут.
Прогнозируемый результат: плавный и последовательный процесс прохождения адаптационного периода учащихся первых классов, снижения высокого уровня напряженности, тревоги у детей и создание эмоционального комфорта.
Учебно тематическое планирование
№ |
Темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
Первая часть «Я поступил в первый класс!» |
12 |
- |
12 |
|
1 |
Давайте познакомимся |
2 |
- |
2 |
2 |
Правила школьной жизни |
3 |
- |
3 |
3 |
Для чего дети ходят в школу. |
1 |
- |
1 |
4 |
Мой класс |
1 |
- |
1 |
5 |
Учимся работать дружно |
2 |
- |
2 |
6 |
Мои успехи в школе |
1 |
- |
1 |
7 |
Моя «учебная сила» |
2 |
- |
2 |
Вторая часть «Мой эмоциональный мир» |
10 |
- |
10 |
|
1 |
Мои чувства |
2 |
- |
2 |
2 |
Радость |
2 |
- |
2 |
3 |
Грусть |
2 |
- |
2 |
4 |
Страх |
2 |
- |
2 |
5 |
Злость |
2 |
- |
2 |
Третья часть «Развитие познавательных способностей» |
11 |
- |
11 |
|
1 |
Восприятие: Как мы видим мир |
1 |
- |
1 |
2 |
Зрительно-моторная координация: Мы рисуем |
1 |
- |
1 |
3 |
Внимание: Какие мы внимательные |
2 |
- |
2 |
4 |
Память: Как мы запоминаем |
2 |
- |
2 |
5 |
Мышление: Учимся думать творчески |
2 |
- |
2 |
6 |
Речь: Как мы умеем говорить |
1 |
- |
1 |
7 |
Воображение, творчество: Мы фантазируем |
2 |
- |
2 |
Всего |
33 |
- |
33 |
Содержание курса
Тема |
Цели |
Содержание |
Давайте познакомимся 2 часа |
Создание атмосферы психологического комфорта в группе. Снятие напряженности. Знакомство первоклассников с учителем, психологом и друг с другом. |
Упражнение «Здравствуй» Упражнение «Эстафета хорошего настроения» Упражнение «Дракон, кусающий свой хвост» Упражнение «Мой смешной портрет» Упражнение «Рисуем настроение» Упражнение «Спасибо за прекрасный день» |
Правила школьной жизни 3 часа |
Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива |
Упражнение «Ролевая гимнастика» Упражнение «Лесные жители» Сказка М.А. Панфиловой Создание "Лесной школы" Сказка М.А. Панфиловой «Школьные правила» Показ презентации «Школьные правила» Упражнение «Рисуем настроение» Упражнение «Спасибо за прекрасный день» |
Для чего дети ходят в школу. 1 час |
Создание условий для осознания детьми своего нового статуса. |
Упражнение «Поздороваться носами» Упражнение «Закончи предложения» Упражнение «Самый лучший первоклассник» Упражнение «Для чего ходят в школу» Упражнение «Я в школе» Упражнение «Рисуем настроение» Упражнение «Спасибо за прекрасный день» |
Мой класс 1 час |
Создание общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования, сплочение коллектива, узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого участника. |
Упражнение «Воздушный бал» Упражнение «Разминка с шариками» Упражнение «Что изменилось» Упражнение «Пересядьте все те, у кого...» Упражнение «Что важно для меня» Упражнение «Рисуем настроение» Упражнение «Спасибо за прекрасный день» |
Учимся работать дружно 2 часа |
Создание условий для знакомства первоклассников с навыками учебного сотрудничества. |
Упражнение «Поздороваемся» Упражнение «Шарики» Упражнение «Пингвины» Упражнение«Сложить фигуру» Упражнение «Рисуем настроение» Упражнение «Спасибо за прекрасный день» |
Мои успехи в школе 1 час |
Создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Осознание детьми статуса школьника. |
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...» Упражнение «На что похоже настроение» Упражнение «Что значит быть школьником» Рисование на тему «Я - дошкольник, я - школьник». Упражнение «Рисуем настроение» Упражнение «Спасибо за прекрасный день» |
Моя «учебная сила» 2 часа |
Приучать детей с порядку, аккуратности, бережному отношению к учебникам и другим школьным вещам. |
Упражнение «Ветер дует на » Упражнение «Что мне нужно в школе» Сказка М.А. Панфиловой «Собирание портфеля» Упражнение «Я положу в свой портфель» Упражнение «Четвертый лишний» Упражнение «Рисуем настроение» Упражнение «Спасибо за прекрасный день» |
Мои чувства 2 часа |
Снизить тревожность, усилить Я ребёнка, повысить психический тонус ребёнка, повысить уверенность в себе |
Упражнение «Дождик» Упражнение «Угадай настроение» Упражнение «Изобрази настроение» Упражнение «Хрустальное путешествие» Упражнение «Цветопись настроения» Упражнение «Мое настроение в школе» Упражнение «Спасибо за прекрасный день» |
Радость 2 часа |
Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению |
Упражнение «Свеча» Упражнение «Волшебная подушка для первоклассника» Упражнение «Остров первоклассников» Упражнение «Прекрасный сад» Упражнение «Огонь» Упражнение «Лучи солнца» Упражнение «Полет бабочки» Упражнение «Тепло наших сердец» |
Грусть 2 часа |
Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению |
Упражнение «Ласковое имя» Упражнение «Гусеница» Упражнение «Портрет школьника» Упражнение «Тропинка» Упражнение «Наш класс это все мы» Упражнение «Рисуем настроение» Упражнение «Спасибо за прекрасный день» |
Страх 2 часа |
Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению |
Упражнение «Угадай настроение» Упражнение «Изобрази настроение» Упражнение «Хрустальное путешествие» Упражнение «Цветопись настроения» Упражнение «Мое настроение в школе» Упражнение «Спасибо за прекрасный день» |
Злость 2 часа |
Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению |
Упражнение «Дракон, кусающий свой хвост» Упражнение «Мой смешной портрет» Упражнение «Рисуем настроение» Упражнение «Спасибо за прекрасный день» |
Восприятие: Как мы видим мир 1 час |
Развитие всех видов восприятия |
Упражнение «Глазомер» Упражнение «Послушаем!» Упражнение «Треугольники» Упражнение «Развиваем наблюдательность» |
Зрительно-моторная координация: Мы рисуем 1 час |
Развитие глазомера и зрительно-двигательной координации |
Упражнение «Художник» Упражнение «Определим игрушку» Упражнение «Нарисуй по образцу» Упражнение « Мой рисунок» |
Внимание: Какие мы внимательные 2 часа |
Развитие свойств внимания (устойчивость, переключение, распределение, концентрации) |
Упражнение «Вычеркни буквы» Упражнение «Расшифруй и посчитай» Упражнение «Школа шифровальщиков» Упражнение «Наоборот» Упражнение «Съедобное несъедобное» Упражнение «Летает не летает» Упражнение «Карлики великаны» Упражнение «Расставь значки» |
Память: Как мы запоминаем 2 часа |
Развитие всех видов памяти по анализаторам и длительности |
Упражнение «Повтори за мной» Упражнение «Запомни движение» Упражнение «Испорченный телефон» Упражнение «Кто что сделал?» Упражнение «Разведчики» Упражнение «Запоминаем, рисуя» |
Мышление: Учимся думать творчески 2 часа |
Развитие мыслительных процессов |
Упражнение «Художник» Упражнение «Лишняя игрушка» Упражнение «Противоположность» Упражнение «Определения» Упражнение «Назови четвертое слово» Упражнение «Четвертый лишний» Упражнение «Выбери главное» |
Речь: Как мы умеем говорить 1 час |
Развитие коммуникативных навыков |
Упражнение «Ну-ка отгадай!» Упражнение «Картинки-загадки» Упражнение «Придумай загадку» Упражнение «Составь рассказ по образцу» Упражнение «Закончи сказку» |
Воображение, творчество: Мы фантазируем» 2 часа |
Развитие воображения, творческого мышления |
Упражнение «Сочини предложение» Упражнение «Искусство выдумывания историй» Упражнение «Незаконченные фигуры» Упражнение «Волшебные кляксы» Упражнение «Составь изображение» |
Список литературы, использованной при разработке программы:
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М., 1999 г.
Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем помечтаем. М., 2001 г.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. СнП., 2003 г.
Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Образование, 1996.
Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. М. , 2003.
Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988
Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. М., 2004 г.
Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. , 2002.
Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. М., 2003 г.
Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. М., 2007 г.
Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.
Савенков А. И. Развитие логического мышления. Ярославль, 2004.
Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. М. , 2003.
Школьный психолог - М., 2003 г