Методическая копилка

Программа адаптационных занятий

по профилактике проявлений школьной дезадаптации

у учащихся 1 классов 

«Здравствуй школа – это я!»

Пояснительная записка

Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы.В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Бесспорно и то, что чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненней будет протекать процесс приспособления к школе.Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В работах советских исследователей подчеркивается, что готовность к обучению в школе – многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стоит Л. И. Божович, которая еще в 60-ые годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.Поэтому принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

·         личностная готовность;

·         интеллектуальная готовность ребенка к школе;

·         социально-психологическая готовность к школьному обучению.

Актуальной проблемой в системе образования является проблема адаптации первоклассников к школе. Приходя в школу, попадаю в новую ситуацию, все дети переживают и волнуются. Кто-то привлекает к себе внимание повышенной активностью и подвижностью, кто-то как будто замирает. Что же является наиболее сложным для детей?Первоклассникам неизвестны правила поведения ученика в школе, на уроках. Детям предстоит новые знакомства: друг с другом, с учителями. Часто и через полгода дети не знают имен большей части одноклассников. Все это замедляет процесс адаптации. При этом высокий уровень тревожности, напряженности, страха перед новым и неизвестным также замедляет процессу адаптации.

Основная цель данной работы: способствовать осознанию позиции школьника, снижение высокого уровня тревожности и напряженности в процессе адаптационного периода.

Задачи психологических занятий по программе:

·         Формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

·         Формирование школьной мотивации.

·         Формирование и развитие произвольной деятельности.

·         Формирование сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости.

·         Формирование и развитие планомерного и расчлененного восприятия, элементов теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенных форм мышления и основных логических операций, смыслового запоминания.

·         Формирование умения выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

·         Формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.

   Методы работы: коррекционно-развивающие упражнения, арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха.

Форма работы: групповая. Данные занятия проводятся в подгруппах по 10-12 человек, рассчитаны на    33  занятия с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительностью от 30 до 45 минут.

 Прогнозируемый результат: плавный и последовательный процесс прохождения адаптационного периода учащихся первых классов, снижения высокого уровня напряженности, тревоги у детей и создание эмоционального комфорта. 

Учебно – тематическое планирование

          Темы

Количество часов

всего

теория

практика

Первая часть «Я поступил в первый класс!»

12

-

12

1

Давайте познакомимся

2

-

2

2

Правила школьной жизни

3

-

3

3

Для чего дети ходят в школу.

1

-

1

4

Мой класс

1

-

1

5

Учимся работать дружно

2

-

2

6

Мои успехи в школе

1

-

1

7

Моя «учебная сила»

2

-

2

Вторая часть «Мой эмоциональный мир»

10

-

10

1

Мои чувства

2

-

2

2

Радость

2

-

2

3

Грусть

2

-

2

4

Страх

2

-

2

5

Злость

2

-

2

Третья часть «Развитие познавательных способностей»

11

-

11

1

Восприятие: “Как мы видим мир”

1

-

1

2

Зрительно-моторная координация:

 “Мы рисуем”

1

-

1

3

Внимание: “Какие мы внимательные” 

2

-

2

4

Память: “Как мы запоминаем”

2

-

2

5

Мышление: “Учимся думать творчески”

2

-

2

6

Речь: “Как мы умеем говорить”

1

-

1

7

Воображение, творчество: “Мы фантазируем”

2

-

2

Всего

33

-

33

Содержание курса

Тема

Цели

Содержание

Давайте познакомимся

 2 часа

Создание атмосферы психологического комфорта в группе. Снятие напряженности. Знакомство первоклассников с учителем, психологом и друг с другом.

Упражнение «Здравствуй»

Упражнение «Эстафета хорошего настроения»

Упражнение «Дракон, кусающий свой хвост»

Упражнение «Мой смешной портрет»

Упражнение «Рисуем настроение»

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Правила школьной жизни

3 часа

Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива

Упражнение «Ролевая гимнастика»

Упражнение «Лесные жители»

Сказка М.А. Панфиловой  Создание "Лесной школы"

Сказка М.А. Панфиловой  «Школьные правила»

Показ презентации «Школьные правила»

Упражнение «Рисуем настроение»

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Для чего дети ходят в школу.

1 час

Создание условий для осознания детьми своего нового статуса.

Упражнение «Поздороваться носами»

Упражнение «Закончи предложения»

Упражнение «Самый лучший первоклассник»

Упражнение «Для чего ходят в школу»

Упражнение «Я в школе»

Упражнение «Рисуем настроение»

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Мой класс

1 час

Создание общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования, сплочение коллектива, узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого участника.

Упражнение «Воздушный бал»

Упражнение «Разминка с шариками»

Упражнение «Что изменилось»

Упражнение «Пересядьте все те, у кого...»

Упражнение «Что важно для меня»

Упражнение «Рисуем настроение»

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Учимся работать дружно

2 часа

Создание условий для знакомства первоклассников с навыками учебного сотрудничества.

Упражнение «Поздороваемся»

Упражнение «Шарики»

Упражнение «Пингвины»

Упражнение«Сложить фигуру»

Упражнение «Рисуем настроение»

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Мои успехи в школе

1 час

Создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Осознание детьми статуса школьника.

Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»

Упражнение «На что похоже настроение»

Упражнение «Что значит быть школьником»

Рисование на тему «Я - дошкольник, я - школьник».

Упражнение «Рисуем настроение»

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Моя «учебная сила»

2 часа

Приучать детей с порядку, аккуратности, бережному отношению к учебникам и другим школьным вещам.

Упражнение «Ветер дует на…»

Упражнение «Что мне нужно в школе»

Сказка М.А. Панфиловой «Собирание портфеля»

Упражнение «Я положу в свой портфель»

Упражнение «Четвертый лишний»

Упражнение «Рисуем настроение»

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Мои чувства

2 часа

Снизить тревожность, усилить “ Я” ребёнка, повысить психический тонус ребёнка, повысить уверенность в себе

Упражнение «Дождик»

Упражнение «Угадай настроение»

Упражнение «Изобрази настроение»

Упражнение «Хрустальное путешествие»

Упражнение «Цветопись настроения»

Упражнение  «Мое настроение в школе»

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Радость

2 часа

Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению

Упражнение «Свеча»

Упражнение «Волшебная подушка для первоклассника»

Упражнение «Остров первоклассников»

Упражнение «Прекрасный сад»

Упражнение «Огонь»

Упражнение «Лучи солнца»

Упражнение «Полет бабочки»

Упражнение «Тепло наших сердец»

        Грусть

2 часа

Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению

Упражнение «Ласковое имя»

Упражнение «Гусеница»

Упражнение «Портрет школьника»

Упражнение «Тропинка»

Упражнение «Наш класс – это все мы»

Упражнение «Рисуем настроение»

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Страх

2 часа

Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению

Упражнение «Угадай настроение»

Упражнение «Изобрази настроение»

Упражнение «Хрустальное путешествие»

Упражнение «Цветопись настроения»

Упражнение  «Мое настроение в школе»

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

         Злость

         2 часа

Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению

Упражнение «Дракон, кусающий свой хвост»

Упражнение «Мой смешной портрет»

Упражнение «Рисуем настроение»

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Восприятие: “Как мы видим мир”

1 час

Развитие всех видов восприятия

Упражнение  «Глазомер»

Упражнение «Послушаем!»

Упражнение «Треугольники»

Упражнение «Развиваем наблюдательность»

Зрительно-моторная координация:

“Мы рисуем”

1 час

Развитие глазомера и зрительно-двигательной координации

Упражнение «Художник»

Упражнение «Определим игрушку»

Упражнение «Нарисуй по образцу»

Упражнение « Мой рисунок»

Внимание: “Какие мы внимательные”

2 часа

Развитие свойств внимания (устойчивость,  переключение, распределение, концентрации)

Упражнение «Вычеркни буквы»

Упражнение «Расшифруй и посчитай»

Упражнение «Школа шифровальщиков»

Упражнение «Наоборот»

Упражнение «Съедобное – несъедобное»

Упражнение «Летает – не летает»

Упражнение «Карлики – великаны»

Упражнение «Расставь значки»

Память: “Как мы запоминаем”

2 часа

Развитие всех видов памяти по анализаторам и длительности

Упражнение «Повтори за мной»

Упражнение «Запомни движение»

Упражнение «Испорченный телефон»

Упражнение «Кто что сделал?»

Упражнение «Разведчики»

Упражнение «Запоминаем, рисуя»

Мышление: “Учимся думать творчески”

2 часа

Развитие мыслительных процессов

Упражнение «Художник»

Упражнение «Лишняя игрушка»

Упражнение «Противоположность»

Упражнение «Определения»

Упражнение «Назови четвертое слово»

Упражнение «Четвертый лишний»

Упражнение «Выбери главное»

Речь: “Как мы умеем говорить”

        1 час

Развитие коммуникативных навыков

Упражнение «Ну-ка отгадай!»

Упражнение «Картинки-загадки»

Упражнение «Придумай загадку»

Упражнение «Составь рассказ по образцу»

Упражнение «Закончи сказку»

Воображение, творчество: “Мы фантазируем»

2 часа

Развитие воображения, творческого мышления

Упражнение «Сочини предложение»

Упражнение «Искусство выдумывания историй»

Упражнение  «Незаконченные фигуры»

Упражнение  «Волшебные кляксы»

Упражнение «Составь изображение»

 

                       Список литературы, использованной при разработке программы:

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.

Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.

Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.

Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.

Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.

Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.

Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.

Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988

Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.

Практическая психология в тестах - М., 2001 г.

Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.

Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.

Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.

Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.

Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.

Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.

Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.

Школьный психолог - М., 2003 г

 

Π₯остинг ΠΎΡ‚ uCoz