ВОСПИТАНИЕ ТУРИЗМОМ И
КРАЕВЕДЕНИЕМ
Каждый человек, живущий на Земле, хочет как можно шире
познать окружающий его мир. Для этого существует море книг, читая которые
наполняешь себя знаниями веков прошедших и теперешних дней. Но этого мало!
Недаром существует пословица «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». И в
этом заключена немаловажная суть человеческой жизни. Человек богат только тот,
кто умеет общаться с людьми и имеет возможность познавать мир собственными
глазами, собственным разумом. Есть замечательная киргизская поговорка – на мир
нельзя смотреть чужими глазами.
Вот поэтому в 1962 году мы с будущим моим мужем
заключили договор – как можно больше показать нашим ученикам, познакомить их с
интересными людьми, с прекрасной природой родного
Подмосковья.
Множество раз мы выезжали на 5 – 8 дней в города-герои,
столицы Союзных республик, старинные русские города. Перед поездкой подробно
знакомились с маршрутом, а находясь в исторически значимом месте, стремились
показать как можно больше. Большое внимание всегда уделяли красотам окружающей
нас природы: есенинские места, пушкинские, лермонтовские…
Все традиции туристско-краеведческой работы сохранены по
настоящее время. Только, к большому сожалению, такого огромного размаха
познавательной деятельности сейчас нет в связи с исторически сложившимися
обстоятельствами.
По-прежнему мы посещаем Санкт-Петербург, старинные
русские города: Тверь, Владимир, Суздаль, Тулу, Калугу, Ярославль, Кострому,
Переславль-Залесский, Ростов Великий, г. Мышкин на Волге…
По возвращении из экскурсий ребята интересно выступают в
классах с показом фотографий, открыток, книг о данном городе, памятных значков.
С удовольствием юные путешественники пишут рассказы о поездках в газеты, благо
их несколько в нашем городе. Наши учащиеся неоднократно занимали первые места в
краеведческих конкурсах, отмечались денежными премиями, да и деньги, полученные
за статьи в газетах, то же их радовали.
Мои ребята, с которыми я была во множестве интересных
мест с 5 по 9 класс, награждены неоднократно Почетными грамотами, Дипломами,
денежными премиями; семеро из них приняты в Союз краеведов России за большую
краеведческую работу, представленную на краеведческих конференциях разного
уровня.
Так что они получили не только большой запас знаний,
познакомились со многими интересными людьми, но и значительно пополнили свой
портфолио заслуженно полученными наградами.
Ребята осознают важность своей работы. Например,
готовясь к 60-летию Победы, наши учащиеся серьезно работали и продолжают
работать по трем темам.
«Детский дом им. К.А.Тимирязева в годы войны». Архив был
найден в 1984 году моими 10-классниками, а сейчас ведущей в этой работе является
Доронина Ольга – дочь одного из следопытов 1984 года. 6 мая 2005 года состоялась
третья незабываемая встреча воспитанников и сотрудников детского дома. А работа
продолжается: мы пишем письма, высылаем интересный для уже пожилых людей
краеведческий материал о городе Пушкино, в котором прошло их детство.
Переписываемся даже с внуками воспитанников и они нам очень благодарны, так как
история детства их дедушек и бабушек мало им известна. Такая работа делает
ученика взрослее; помогает понять, что жизнь не заканчивается «завтра», а
продолжается в веках – в детях, внуках, правнуках и т.д.
Еще одна тема – «Письма с фронта в г.Пушкино». Письма
были подарены в наш музей бабушкой нашего ученика Брука Алексея. А весь материал
подготовила Ольга Рязанцева, бабушка которой жила рядом с семьей Бруков. Письма
сами по себе животрепещущие. Автор писем Брук Наум Савельевич погиб в 33 года на
Курской дуге. Письма зачитывались в других школах города и района. Оля выступала
и перед детьми и перед взрослой аудиторией. Например, на совещании библиотекарей
всех школ района в нашей школе; на совещании библиотекарей всех библиотек района
в Центральной библиотеке. Мы разрешали подержать в руках реликвии войны – всё
это было очень трогательно и, по-моему, незабываемо. А главное, что всё это
важно и для семьи погибшего.
Третья тема – «Памятник в Трептов-парке Берлина». Тема
возникла не случайно. У участника Великой Отечественной войны Мурашова
Константина Николаевича, жителя г.Пушкино, хранится дома
копия этого памятника – сделанная одним из участников создания памятника в
Берлине. Началась работа в Пушкино. Я внесла свой материал, так как была в
Трептов-парке. Но самое главное в этой работе, что мы с Олей Лесюк через
знакомых разыскали Одарченко Ивана Степановича – ветерана Великой Отечественной
войны, который в молодые годы позировал скульптору Евгению Викторовичу Вучетичу
при создании памятника воину-освободителю в Трептов-парке. Завязалась переписка,
много раз мы разговаривали по телефону с Тамбовом, где проживает Иван
Степанович. И когда мы увидели его по телевизору, едущего на празднование
60-летия Победы в Берлин – это был уже для нас родной человек, так как он нам
писал, что мы уже о нем знаем всё! Для ученицы это является большим делом,
которое она продолжает.
Примеров из жизни музея можно приводить множество.
Сейчас Чугреева Елена, ученица 10 класса, работает по теме: «625-летие
Куликовской битвы». Папа и мама ее родом из тех краев и девочка каждый год
бывает там летом – свои впечатления, исторический материал, поездки учащихся
школы на поле русской славы – все это очень интересно
отражено в ее работе, направленной на конкурс в Москву. А основой является ее
осознание подвига и ее личное восприятие величия Победы.
Большая краеведческая находка Долгирева Виктора
Андреевича – из глубины Московских архивов найден план разрушенной часовни на
Клязьме в Тарасовке, сооруженной в 1912 году в честь казаков, задержавших
продвижение наполеоновских войск в 1812 году. Черныш Диана, побывавшая в октябре на Бородинском поле с экскурсией
учащихся нашей школы, очень разумно и увлеченно выступила на
районной краеведческой конференции 28 октября 2005 года.
Благочинный Пушкинского района отец Иоанн Монаршек,
ознакомившийся в этим выступлением, сказал, что лично займется вопросом
восстановления часовни по чертежам, приложенным к
выступлению.
Это еще раз подтверждает, что краеведческая работа – это
одна из главных составляющих патриотического воспитания подрастающего
поколения.
И в заключение, мне очень хочется поделиться
впечатлением учителя и учащихся нашей школы, побывавших этим летом на
фестивале авторской песни им. Грушина, благодаря хлопотам
членов Академии детско-юношеского туризма и краеведения. Чугреева Татьяна
Петровна сказала: «Сбылась моя мечта – побывать на этом фестивале.
Мы познакомились с хорошими людьми. Было
много интересного, полезного, нужного. Там была особая аура, создающая легкость
в общении людей».
Я считаю, именно такие моменты
человеческой жизни создают человека дружелюбного и отзывчивого, умного и
любознательного; человека способного любить окружающий мир во
всем его многообразии.
Долгирева Галина Ивановна
средняя школа № 5 г.Пушкино Московской области
учитель математики и краеведения
руководитель музея туризма и краеведения
профессор Академии детско-юношеского туризма и краеведения
141206 г. Пушкино Московской области, ул. 2-я Домбровская, д. 5, кв. 5
тел.: 993-41-44 (рабочий), (8-253) 3-54-84 (домашний)