Вторая региональная научно-практическая

                                 конференция

 «Духовные основы русской культуры. Изучение и преподавание в высшей и средней школе».

 

 

Тема: Нравственные ценности православия в современном мире.

 

Разработка урока по обществознанию из раздела «Мировоззрение» для старших классов

учителя истории и обществознания

МОУ «Общеобразовательная средняя школа №5 г. Пушкино»

                   г. Пушкино  Московской области

                    Чугреевой Татьяны Петровны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Март 2007года

 

Тема урока:    «Трудящийся достоин пропитания»

(Ев. Мф. 10,10)

 

Цель урока:   1) Пробудить у детей интерес к самопознанию;

                       2) Сподвигнуть учеников на рассуждения о смысле жизни;

           3)  Показать, что Евангелие даёт человеку понимание

                смысла жизни и помогает ему в самопознании.

 

Тип урока :        урок построен по типу мастерской.

 

Оборудование: каждому ученику на урок выдается распечатка с помещенными в ней цитатами и заданиями, и далее я буду указывать порядковым номером то, что будут читать, и над чем будут думать дети.

 

                                                         Ход урока:

 

Учитель:           Тема нашего урока обозначена строчкой из Евангелия от Матфея: «Трудящийся достоин пропитания». (Мф.10,10). Но почему именно так я озаглавила урок хочу обсудить с вами в конце  нашей работы. Одно скажу: мы сумеем сделать урок интересным, если настроимся на откровенный разговор и постараемся услышать друг друга. По своему опыту знаю, что очень сближает людей песня, поэтому, давайте споем! Слова пред вами (в распечатке,  №1). Это песня  Андрея Макаревича «Марионетки».

                        (Я пою ее сама под гитару. Ребята обычно подпевают. Можно включить запись группы Машина времени и всем петь под нее)

Учитель:         Ребята, а как  вы думаете, о чем эта песня, какие бы вы назвали

                        ключевые строчки?

(За несколько лет проведения этого урока я слышала десятки разных ответов, но все они называют внешних кукловодов, например: вождь, толпа и т.д.)

 

Учитель:          Скажите, а что вождь, толпа,… могут заставить человека завидовать,

                         лгать, объедаться, лениться? Человек много раз обещает себе не делать этого,

                         но  все равно делает. Не сидят ли эти «кукловоды» в нас самих, внутри нас?

                          Дергают нас за нитки и мы им подчиняемся.

( Многие из учеников соглашаются с этим. Так разговор выходит на понятие «страсти»)

 

Учитель:         Скажите, а вы все знаете, какие страсти живут в вас, какие из них сильнее,

                          какие слабее? Давайте прочтем слова нашего замечательного писателя

                           Валентина Распутина:

(см. распечатку,  №2)

 

Учитель:         Как вы считаете, способен ли человек познать себя?

 

( Ответы бывают разные: одни говорят, что способен, другие – что нет, что, даже прожив жизнь, человек себя до конца познать не может)

 

Учитель:         Выполните задание (распечатка,  №3)

2 минуты, чтобы каждый работал индивидуально. Затем обсуждение в группах и

 

                                          --1--

афиширование результата, т.е. один человек от группы зачитывает план

действий.

 

(Обычно дети хотят попробовать себя в разных сферах деятельности: науке, спорте, искусстве; хотят узнать мнение окружающих о себе, анализировать свои поступки и т.д.)

 

 

Учитель:   Замечательно, конечно, важно знать мнение окружающих о себе. Но должны быть ещё и высокие нравственные ориентиры. Таковым является Господь Иисус Христос. Даже нехристианские философы называют его самым человечным человеком, а его заповеди – нравственными общечеловеческими ценностями. И если уж мы говорим о религии, то у православных христиан есть свой путь самопознания. Они не надеются только на собственные силы, а просят помощи у Бога: «Господи, помоги мне увидеть мои страсти. Просвети и помоги бороться с ними». Я сама так поступаю и убедилась на собственном опыте, что Бог помогает человеку в самопознании, если человек просит Его об этом. Есть и такой путь, попробуйте и убедитесь, что я говорю правду. Но ведь очень многие люди утверждают, что они хорошо знают себя, что они честные, т.к. всегда говорят правду, не подхалимы, смелые и т.д. Вот в связи с этим прошу прочитать стихи Б. Брехта, немецкого поэта 20века. (распечатка, №4)

 

Учитель:         Так как же правильно разобраться в своих намерениях и поступках?

 

(Далее следуют рассуждения детей. Учитель в беседе подводит учеников к пониманию категорий «добро», «зло», «польза», «не навреди»)

 

Учитель:       В Евангелие есть прямое указание, как различить добро и зло. Прочтите.

                                           (распечатка,  №5)

 

Учитель:         а как вы думаете, не зависит ли от этих плодов, каким человек становится в

 старости? Замечали ли вы, что одни люди в старости красивы, благородны, спокойны и добры, а другие – злые, скандальные, беспокойные и даже безобразные?

(Дети начинают приводить много примеров, но учитель обращает их внимание к словам Михаила Пришвина)

(распечатка, №6)

 

Учитель:         В чем же заключена причина такого различия людей, почему одни нам кажутся удовлетворенными жизнью, счастливыми, другие – несчастными, потерянными, злыми? Давайте почитаем дальше высказывание М. Пришвина.

                                                         (распечатка, №7)

 

Задание          Я не хочу, чтобы вы мне сейчас объясняли, как вы поняли слова писателя, а прошу выполнить следующее задание. У каждой группы есть лист бумаги и карандаши. Разделите лист пополам, с левой стороны нарисуйте, каким вы видите «Хомут, который натирает шею», а с правой – тот, «который приходится впору».

 

(Идет работа внутри групп, а потом афиширование)

 

 

 

                                                         --2—

(В большинстве случаев ребята слева рисуют нечестные поступки, нелюбимую работу, ссоры в семье и т.д.…, а справа – всё, что  честно, достойно, интересно и с любовью: благосостояние через труд, семья – по любви, работа – по интересу и т.д.)

 

Учитель  после выступления групп:

 

Итак, подведем итог: справа вы изобразили то, что составляет счастье человека, слева – несчастье. Мне вот только слово «хомут» все время хочется заменить, оно какое-то тяжелое, угнетающее, вы согласитесь, что мы говорим, по сути, о смысле жизни?

                                       (ученики соглашаются, как  правило)

Значит, смысл жизни состоит в том, чтобы быть счастливым, а слово счастье в ваших проектах оказалось тесно связано со словом «любовь».

 

Давайте закончим чтение отрывка из книги М. Пришвина «Зеркало человека»

                                       (распечатка,  №8)

Учитель:          Есть другое имя у любви. Может, кто-то назовет это имя? Любовь есть Бог!

  Бог есть любовь. Бог воплотился, чтобы спасти людей и дать им смысл жизни. Всё Евангелие об этом: кто настроится на волну любви, кто изберёт её смыслом своей жизни, тот будет счастлив. Прочтите строчки Евангелия.

                                                                (распечатка,  №9)

 

Учитель:         А как вы понимаете этот призыв: «Возлюби ближнего, как самого себя»?

После высказывания детей, я предлагаю прочитать слова Андрея Болконского, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир», который много сил потратил в поисках смысла жизни и теперь говорит Пьеру Безухову. 

        (распечатка,  № 10)

Учитель:         Как же понять слова князя Андрея?

                            (ученики высказываются)

 

Учитель:         Чтобы объяснить вам, как я понимаю эти слова, воспользуюсь снова словами М.Пришвина. Прочтите их.

                                            (распечатка,  №11)

 

Учитель:         Наверное, те красивые старики, о которых мы сегодня говорили, так и прожили свою жизнь. Они любили себя, потому что самый ближний к человеку – он сам. Что значит любить себя? Это значит хранить в чистоте свою бессмертную душу и своё тело, как храм этой души. Вот слова древнего мудреца Гиллеля: (распечатка,  №12)

                        Если рассмотреть всю иерархию любви, то любя себя человек любит своих домашних, т.е. семью, затем своих друзей, братьев по вере, затем всех людей. На лицах этих пожилых людей покой и полное удовлетворение, не самодовольство, а удовлетворение и чувство исполненного долга. Христиане называют этот долг – крестным путем.

 

Учитель задает вопрос:  Скажите, ребята, а легко нести свой крест? Легко в современном мире, где порок стал чуть ли не нормой жизни, всех любить, не делать зла, не нарушать нравственных законов, содержащихся в заповедях «не лги», «не кради», «не прелюбодействуй», «не убий»? Не об этом ли песня А.Розембаума? Я вам ее сейчас спою.

                                                                    (распечатка,  №13)

(после этого беседуем с детьми и приходим   к выводу, что это нелегко)

                                                             --3--

Учитель:         Но об этом нас предупреждает Евангелие, хранящее Слово Иисуса Христа

                                                  (распечатка,  №14)

 

Учитель:         Я тоже очень люблю вас, мои ученики, я потому провела этот урок. Мне очень хочется, чтобы вы научились любить, тогда вы станете счастливыми людьми. Вспомним слова преподобного Ефрема Сирина: «Научись любить и делай, что хочешь».

 

Рефлексия             По просьбе учителя каждый ученик объясняет, как он понял, почему учитель именно так сформулировал тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             --4--

Материал для практической работы по теме:

«Трудящийся достоин пропитания».

 

 

№1  «Марионетки» сл. и муз. А. Макаревича.

 

Лица стерты, краски тусклы –

То ли люди, то ли куклы,

Взгляд похож на взгляд,

А тень – на тень.

И я устал, и, отдыхая,

В балаган вас приглашаю,

Где куклы так похожи на людей.

       Арлекины и пираты,

Циркачи и акробаты,

И злодей, чей вид внушает страх,

Волк и заяц, тигры в клетке –

Все они марионетки

В ловких и натруженных руках.

Кукол дергают за нитки,

На лице у них улыбки,

И играет клоун на трубе

И в процессе представления

Создается впечатление,

Что куклы пляшут сами по себе.

Ах, до чего порой обидно,

Что хозяина не видно:

Вверх и в темноту уходит нить

А куклы так ему послушны,

И мы верим простодушно

В то, что куклы могут говорить.

Но вот хозяин гасит свечи –

Кончен бал и кончен вечер,

Засияет месяц в облаках.

И кукол снимут с нитки длинной

И, засыпав нафталином,

В виде тряпок сложат в сундуках.

 

№2  «Человек сам по себе глубок прежде всего своей собственной жизнью. Он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется ее содержанием. Скребет, что называется,  поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей».

                                                          (В.Распутин)

 

№3   В Дельфах – наиболее значительном религиозном центре Греции – на одном из храмов было начертано: «Познай самого себя». Вы захотели откликнуться на этот призыв. Какие бы вы предприняли действия?

 

 

                                                                --1--

 

№4                                Б.Брехт

 

                       Хороший, но для кого?

Подойди, говорят, ты хороший человек.

Ты неподкупен.

Впрочем, молния, ударившая в дом, тоже.

Ты не отступишься от того,

Что когда-то сказал,

Но что ты сказал?

Ты честен, что думаешь, то и говоришь,

Но что ты думаешь?

Ты храбр, но в борьбе против кого?

Ты умен. Но кому служит твой ум?

Ты не заботишься о своей выгоде?

А о чьей?

Ты хороший друг, но хороших ли людей?

 

№5          «По плодам их узнаете их» (Мф. 7,16)

«Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7,18)

 

№6         «Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть – перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше. Есть такие люди…»

                                                                                                       (М.Пришвин)

№7         «Раз в жизни почти каждому человеку предоставляется возможность выбрать себе по шее хомут. Если такой час в собственной жизни вы пропустили, то прощайтесь навсегда со свободой, если он у Вас впереди, ждите его с трепетом и непременно воспользуйтесь. Наденете хомут сами на себя – и будете свободны, пропустите дорогой час, и на вас наденут хомут, какой придется. Свобода – это когда хомут хорошо приходится по шее, необходимость – когда он шею натирает. Успейте же выбрать себе хомут по шее и будете свободны так же, как я…»

                                                                                                (М.Пришвин)

№8      «…И эта свобода есть лишь другое название любви… Нет, свобода это еще не любовь. Свобода – это путь любви. Или: свобода – это свет любви на кремнистом пути жизни»

                                                                                                 (М.Пришвин)

 

№9         «Придите ко Мне  все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11;27-30)

 

                  «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»               (Мф.19, 19)

 

№10       «…Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех  пор стал спокоен, как живу для одного себя.

- Да как же жить для одного себя?- разгорячась, спросил Пьер, - А сын, сестра, отец?

- Да это все тот же я, это не другие, - сказал князь Андрей…»

(Л. Толстой «Война и мир»)

Как вы понимаете ответ А. Болконского?

--2--

 

№11         «Некоторые говорят, что нужно жить для себя, другие учат жить для ближних, а я думаю, что каждому следует найти такую точку применения сил, чтобы жизнь для себя сама собой выходила жизнью для ближних,  для дальних, для всех»

(М.Пришвин «Зеркало человека»)

                                                  

 

№12      «Если я не за себя, то кто за меня? Если я только за себя – к чему я?»

                                                                   (Др. Мудрец Гиллель)

 

№13                                                 А.Розенбаум

                                                          Песня о лилипутах

 

Жил-был матрос и, верь - не верь, но бес его попутал

И вот однажды Гулливер подался к лилипутам

Коль выпал случай помирить их с островом Блефуску

Плевать на то, что негде жить в долинах лилипутских

С рождения миссионер, постель, камин, о боже

Под звездным небом Гулливер устроил себе ложе

Но местный светоч Болголам ревнивец и так далее

Шепнул – и парня по рукам и по ногам связали

Казалось бы наоборот, кто больше – тот сильнее

Но удивительный народ: чем выше рост и шире лоб,

 Тем лилипуты злее!

 

Наутро знать совет держа, гиганта попросила,

Чтоб Гулливер не обижал туземцев слабосильных

Ни словом гулким, как обвал, ни музыкою громкой

И чтоб для песен выбирал местечко поукромней.

Казалось бы наоборот, от щедрости щедреют

Но удивительный народ: чем громче Гулливер поет

Тем лилипуты злее!

 

Не ренегата – ренегат – надули Гулливера

И простачок большой фрегат похитил у неверных

Король от радости расцвел, но тут вмешался канцлер

Неплохо, если бы привел весь флот их океанский

Казалось бы наоборот, кто с миром, тот мудрее

Но удивительный народ, чем больше Гулливер дает,

Тем лилипуты злее!

 

И вот подумал наш матрос:за что я здесь страдаю

Быть надо с теми, кто твой рост нормально принимает

Им буду петь, о чем хочу, и пить коньяк и вермут

И будет всем нам по плечу Любовь и Гуливерность.

 

№14   «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь, претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 12-14)

«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7,14)

«Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12)

                                                             --3--