Вторая региональная научно-практическая
конференция
«Духовные основы русской культуры. Изучение и преподавание в высшей и средней школе».
Тема: Нравственные ценности православия в современном мире.
Разработка урока по обществознанию из раздела «Мировоззрение» для старших классов
учителя истории и обществознания
МОУ «Общеобразовательная средняя школа №5 г. Пушкино»
г. Пушкино Московской области
Чугреевой Татьяны Петровны.
Март 2007года
Тема урока: «Трудящийся достоин пропитания»
(Ев. Мф. 10,10)
Цель урока: 1) Пробудить у детей интерес к самопознанию;
2) Сподвигнуть учеников на рассуждения о смысле жизни;
3) Показать, что Евангелие даёт человеку понимание
смысла жизни и помогает ему в самопознании.
Тип урока : урок построен по типу мастерской.
Оборудование: каждому ученику на урок выдается распечатка с помещенными в ней цитатами и заданиями, и далее я буду указывать порядковым номером то, что будут читать, и над чем будут думать дети.
Ход урока:
Учитель: Тема нашего урока обозначена строчкой из Евангелия от Матфея: «Трудящийся достоин пропитания». (Мф.10,10). Но почему именно так я озаглавила урок хочу обсудить с вами в конце нашей работы. Одно скажу: мы сумеем сделать урок интересным, если настроимся на откровенный разговор и постараемся услышать друг друга. По своему опыту знаю, что очень сближает людей песня, поэтому, давайте споем! Слова пред вами (в распечатке, №1). Это песня Андрея Макаревича «Марионетки».
(Я пою ее сама под гитару. Ребята обычно подпевают. Можно включить запись группы Машина времени и всем петь под нее)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем эта песня, какие бы вы назвали
ключевые строчки?
(За несколько лет проведения этого урока я слышала десятки разных ответов, но все они называют внешних кукловодов, например: вождь, толпа и т.д.)
Учитель: Скажите, а что вождь, толпа,… могут заставить человека завидовать,
лгать, объедаться, лениться? Человек много раз обещает себе не делать этого,
но все равно делает. Не сидят ли эти «кукловоды» в нас самих, внутри нас?
Дергают нас за нитки и мы им подчиняемся.
( Многие из учеников соглашаются с этим. Так разговор выходит на понятие «страсти»)
Учитель: Скажите, а вы все знаете, какие страсти живут в вас, какие из них сильнее,
какие слабее? Давайте прочтем слова нашего замечательного писателя
Валентина Распутина:
(см. распечатку, №2)
Учитель: Как вы считаете, способен ли человек познать себя?
( Ответы бывают разные: одни говорят, что способен, другие – что нет, что, даже прожив жизнь, человек себя до конца познать не может)
Учитель: Выполните задание (распечатка, №3)
2 минуты, чтобы каждый работал индивидуально. Затем обсуждение в группах и
--1--
афиширование результата, т.е. один человек от группы зачитывает план
действий.
(Обычно дети хотят попробовать себя в разных сферах деятельности: науке, спорте, искусстве; хотят узнать мнение окружающих о себе, анализировать свои поступки и т.д.)
Учитель: Замечательно, конечно, важно знать мнение окружающих о себе. Но должны быть ещё и высокие нравственные ориентиры. Таковым является Господь Иисус Христос. Даже нехристианские философы называют его самым человечным человеком, а его заповеди – нравственными общечеловеческими ценностями. И если уж мы говорим о религии, то у православных христиан есть свой путь самопознания. Они не надеются только на собственные силы, а просят помощи у Бога: «Господи, помоги мне увидеть мои страсти. Просвети и помоги бороться с ними». Я сама так поступаю и убедилась на собственном опыте, что Бог помогает человеку в самопознании, если человек просит Его об этом. Есть и такой путь, попробуйте и убедитесь, что я говорю правду. Но ведь очень многие люди утверждают, что они хорошо знают себя, что они честные, т.к. всегда говорят правду, не подхалимы, смелые и т.д. Вот в связи с этим прошу прочитать стихи Б. Брехта, немецкого поэта 20века. (распечатка, №4)
Учитель: Так как же правильно разобраться в своих намерениях и поступках?
(Далее следуют рассуждения детей. Учитель в беседе подводит учеников к пониманию категорий «добро», «зло», «польза», «не навреди»)
Учитель: В Евангелие есть прямое указание, как различить добро и зло. Прочтите.
(распечатка, №5)
Учитель: а как вы думаете, не зависит ли от этих плодов, каким человек становится в
старости? Замечали ли вы, что одни люди в старости красивы, благородны, спокойны и добры, а другие – злые, скандальные, беспокойные и даже безобразные?
(Дети начинают приводить много примеров, но учитель обращает их внимание к словам Михаила Пришвина)
(распечатка, №6)
Учитель: В чем же заключена причина такого различия людей, почему одни нам кажутся удовлетворенными жизнью, счастливыми, другие – несчастными, потерянными, злыми? Давайте почитаем дальше высказывание М. Пришвина.
(распечатка, №7)
Задание Я не хочу, чтобы вы мне сейчас объясняли, как вы поняли слова писателя, а прошу выполнить следующее задание. У каждой группы есть лист бумаги и карандаши. Разделите лист пополам, с левой стороны нарисуйте, каким вы видите «Хомут, который натирает шею», а с правой – тот, «который приходится впору».
(Идет работа внутри групп, а потом афиширование)
--2—
(В большинстве случаев ребята слева рисуют нечестные поступки, нелюбимую работу, ссоры в семье и т.д.…, а справа – всё, что честно, достойно, интересно и с любовью: благосостояние через труд, семья – по любви, работа – по интересу и т.д.)
Учитель после выступления групп:
Итак, подведем итог: справа вы изобразили то, что составляет счастье человека, слева – несчастье. Мне вот только слово «хомут» все время хочется заменить, оно какое-то тяжелое, угнетающее, вы согласитесь, что мы говорим, по сути, о смысле жизни?
(ученики соглашаются, как правило)
Значит, смысл жизни состоит в том, чтобы быть счастливым, а слово счастье в ваших проектах оказалось тесно связано со словом «любовь».
Давайте закончим чтение отрывка из книги М. Пришвина «Зеркало человека»
(распечатка, №8)
Учитель: Есть другое имя у любви. Может, кто-то назовет это имя? Любовь есть Бог!
Бог есть любовь. Бог воплотился, чтобы спасти людей и дать им смысл жизни. Всё Евангелие об этом: кто настроится на волну любви, кто изберёт её смыслом своей жизни, тот будет счастлив. Прочтите строчки Евангелия.
(распечатка, №9)
Учитель: А как вы понимаете этот призыв: «Возлюби ближнего, как самого себя»?
После высказывания детей, я предлагаю прочитать слова Андрея Болконского, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир», который много сил потратил в поисках смысла жизни и теперь говорит Пьеру Безухову.
(распечатка, № 10)
Учитель: Как же понять слова князя Андрея?
(ученики высказываются)
Учитель: Чтобы объяснить вам, как я понимаю эти слова, воспользуюсь снова словами М.Пришвина. Прочтите их.
(распечатка, №11)
Учитель: Наверное, те красивые старики, о которых мы сегодня говорили, так и прожили свою жизнь. Они любили себя, потому что самый ближний к человеку – он сам. Что значит любить себя? Это значит хранить в чистоте свою бессмертную душу и своё тело, как храм этой души. Вот слова древнего мудреца Гиллеля: (распечатка, №12)
Если рассмотреть всю иерархию любви, то любя себя человек любит своих домашних, т.е. семью, затем своих друзей, братьев по вере, затем всех людей. На лицах этих пожилых людей покой и полное удовлетворение, не самодовольство, а удовлетворение и чувство исполненного долга. Христиане называют этот долг – крестным путем.
Учитель задает вопрос: Скажите, ребята, а легко нести свой крест? Легко в современном мире, где порок стал чуть ли не нормой жизни, всех любить, не делать зла, не нарушать нравственных законов, содержащихся в заповедях «не лги», «не кради», «не прелюбодействуй», «не убий»? Не об этом ли песня А.Розембаума? Я вам ее сейчас спою.
(распечатка, №13)
(после этого беседуем с детьми и приходим к выводу, что это нелегко)
--3--
Учитель: Но об этом нас предупреждает Евангелие, хранящее Слово Иисуса Христа
(распечатка, №14)
Учитель: Я тоже очень люблю вас, мои ученики, я потому провела этот урок. Мне очень хочется, чтобы вы научились любить, тогда вы станете счастливыми людьми. Вспомним слова преподобного Ефрема Сирина: «Научись любить и делай, что хочешь».
Рефлексия По просьбе учителя каждый ученик объясняет, как он понял, почему учитель именно так сформулировал тему урока.
--4--
Материал для практической работы по теме:
«Трудящийся достоин пропитания».
№1 «Марионетки» сл. и муз. А. Макаревича.
Лица стерты, краски тусклы –
То ли люди, то ли куклы,
Взгляд похож на взгляд,
А тень – на тень.
И я устал, и, отдыхая,
В балаган вас приглашаю,
Где куклы так похожи на людей.
Арлекины и пираты,
Циркачи и акробаты,
И злодей, чей вид внушает страх,
Волк и заяц, тигры в клетке –
Все они марионетки
В ловких и натруженных руках.
Кукол дергают за нитки,
На лице у них улыбки,
И играет клоун на трубе
И в процессе представления
Создается впечатление,
Что куклы пляшут сами по себе.
Ах, до чего порой обидно,
Что хозяина не видно:
Вверх и в темноту уходит нить
А куклы так ему послушны,
И мы верим простодушно
В то, что куклы могут говорить.
Но вот хозяин гасит свечи –
Кончен бал и кончен вечер,
Засияет месяц в облаках.
И кукол снимут с нитки длинной
И, засыпав нафталином,
В виде тряпок сложат в сундуках.
№2 «Человек сам по себе глубок прежде всего своей собственной жизнью. Он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется ее содержанием. Скребет, что называется, поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей».
(В.Распутин)
№3 В Дельфах – наиболее значительном религиозном центре Греции – на одном из храмов было начертано: «Познай самого себя». Вы захотели откликнуться на этот призыв. Какие бы вы предприняли действия?
--1--
№4 Б.Брехт
Хороший, но для кого?
Подойди, говорят, ты хороший человек.
Ты неподкупен.
Впрочем, молния, ударившая в дом, тоже.
Ты не отступишься от того,
Что когда-то сказал,
Но что ты сказал?
Ты честен, что думаешь, то и говоришь,
Но что ты думаешь?
Ты храбр, но в борьбе против кого?
Ты умен. Но кому служит твой ум?
Ты не заботишься о своей выгоде?
А о чьей?
Ты хороший друг, но хороших ли людей?
№5 «По плодам их узнаете их» (Мф. 7,16)
«Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7,18)
№6 «Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть – перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше. Есть такие люди…»
(М.Пришвин)
№7 «Раз в жизни почти каждому человеку предоставляется возможность выбрать себе по шее хомут. Если такой час в собственной жизни вы пропустили, то прощайтесь навсегда со свободой, если он у Вас впереди, ждите его с трепетом и непременно воспользуйтесь. Наденете хомут сами на себя – и будете свободны, пропустите дорогой час, и на вас наденут хомут, какой придется. Свобода – это когда хомут хорошо приходится по шее, необходимость – когда он шею натирает. Успейте же выбрать себе хомут по шее и будете свободны так же, как я…»
(М.Пришвин)
№8 «…И эта свобода есть лишь другое название любви… Нет, свобода это еще не любовь. Свобода – это путь любви. Или: свобода – это свет любви на кремнистом пути жизни»
(М.Пришвин)
№9 «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11;27-30)
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19, 19)
№10 «…Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя.
- Да как же жить для одного себя?- разгорячась, спросил Пьер, - А сын, сестра, отец?
- Да это все тот же я, это не другие, - сказал князь Андрей…»
(Л. Толстой «Война и мир»)
Как вы понимаете ответ А. Болконского?
--2--
№11 «Некоторые говорят, что нужно жить для себя, другие учат жить для ближних, а я думаю, что каждому следует найти такую точку применения сил, чтобы жизнь для себя сама собой выходила жизнью для ближних, для дальних, для всех»
(М.Пришвин «Зеркало человека»)
№12 «Если я не за себя, то кто за меня? Если я только за себя – к чему я?»
(Др. Мудрец Гиллель)
№13 А.Розенбаум
Песня о лилипутах
Жил-был матрос и, верь - не верь, но бес его попутал
И вот однажды Гулливер подался к лилипутам
Коль выпал случай помирить их с островом Блефуску
Плевать на то, что негде жить в долинах лилипутских
С рождения миссионер, постель, камин, о боже
Под звездным небом Гулливер устроил себе ложе
Но местный светоч Болголам ревнивец и так далее
Шепнул – и парня по рукам и по ногам связали
Казалось бы наоборот, кто больше – тот сильнее
Но удивительный народ: чем выше рост и шире лоб,
Тем лилипуты злее!
Наутро знать совет держа, гиганта попросила,
Чтоб Гулливер не обижал туземцев слабосильных
Ни словом гулким, как обвал, ни музыкою громкой
И чтоб для песен выбирал местечко поукромней.
Казалось бы наоборот, от щедрости щедреют
Но удивительный народ: чем громче Гулливер поет
Тем лилипуты злее!
Не ренегата – ренегат – надули Гулливера
И простачок большой фрегат похитил у неверных
Король от радости расцвел, но тут вмешался канцлер
Неплохо, если бы привел весь флот их океанский
Казалось бы наоборот, кто с миром, тот мудрее
Но удивительный народ, чем больше Гулливер дает,
Тем лилипуты злее!
И вот подумал наш матрос:за что я здесь страдаю
Быть надо с теми, кто твой рост нормально принимает
Им буду петь, о чем хочу, и пить коньяк и вермут
И будет всем нам по плечу Любовь и Гуливерность.
№14 «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь, претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 12-14)
«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7,14)
«Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12)
--3--