Повторительно-обобщающий урок «Религиозное мировоззрение».
Цель: 1)обобщить и закрепить знания о мировых религиях;
2) воспитывать человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению и саморазвитию.
Основные понятия: буддизм, христианство, ислам, атеизм.
Ход урока.
(далее указываются №№ отдельной распечатки).
1) Хочу начать урок со слов отца Павла Флоренского
(см. №1 распечатка).
2) Для того мы изучаем мысль человеческую, чтобы каждый имел пред своим взором гармонию.
Человек во все времена ставил перед собой проблему: «С Богом жить или нет. Вы ещё очень молоды, поэтому не расстраивайтесь, если что-то не понимаете или не чувствуете. Не спешите делать выводы, прочтём ещё одно высказывание отца Павла Флоренского
(см №3-№4 распечатки)
3) Истина всегда найдёт себя. Но главное, что вы идёте по этому пути - познания себя и познания мира.
4) Но есть и другое мнение
(см №5).
Прав ли монах? (ответы учащихся)
Слова Бердяева об истине (см. Бердяев стр. 432)
Как итог этого этапа работы - песня под гитару «Для того дорога и дана».(№2 распечатка)
5) Итак, отправляемся в путь. С собой в дорогу возьмём мысли мудрых людей: Толстого, Достоевского, Бердяева, Фромма, Антония Сурожского.
6) Идёт работа по бригадам: «буддисты», «христиане», «мусульмане» рассказывают о «своих» религиях и задают друг другу каверзные вопросы, также выступают атеисты.
После выступления «буддистов» спеть песню (см. №6).
7) Учитель обращается с вопросом к «атеистам» (см. №8), затем зачитывает (№7) взгляд автора учебника(№9), песня Третьякова (№10 (магнитофон «Колокола»)).
8) Этот этап работы снова завершается песней под гитару (№11).
9) Вопрос: было ли что – то общих в ваших представлениях религий? (см. №12 Фромм)
Индивидуальные задания {заранее даны на дом} (см. распечатка Достоевского, распечатка Толстого).
10) Фромм об авторитарной и гуманистической религии (стр. 167, 168).
11) Что общее у всех гуманистических религий? (см. №13,№14)
12) «Грузинская песня» Б. Окуджавы.
13) Бердяев об универсальной религии.
14) Выводы по уроку – рефлексия.
Что знал?
Что узнал?