Духовно-нравственное воспитание ученика на уроках истории и обществознания
Чугреева Татьяна Петровна, заслуженный учитель РФ, преподаватель истории и социальных дисциплин МБОУ СОШ №5 г. Пушкино Московской обл.
Летом этого года я побывала на Куликовом поле и посетила там музей. Разглядывая доспехи и оружие воинов, я почувствовала, что мне стало плохо. Просто я представила, как этими мечами рубили головы в бою. Захотелось скорее уйти оттуда. очередной человек в моем лице, в очередной раз задал вопрос: «Почему?». Почему история человечества - это не только созидание, но и войны, коим нет числа?! И ни одна эпоха не прошла без них…
Современный мир ищет гаранты безопасного и устойчивого развития, опираясь на силы разума - международные договоры, использование новейших технологий (ядерный щит, например), системы коллективной обороны. Но и это не спасает от войн. Что же может стать основой для создания такой безопасности? По мнению многих ученых, политологов, стратегов это может быть стабильная система конструктивного взаимодействия основных культурообразующих конфессий. От того, удастся или нет сохранить на Земле межконфессиональный мир, зависит построение действительно надежной безопасности.
В последние годы второго тысячелетия и в начале третьего мы видим религиозное возрождение России после долгих лет атеизма, когда, по словам апостола Павла, поклонялись и служили твари вместо Творца (Рим.1,25)[1]. Но не следует отрицать и то, что рядом с истинным возрождением России, суть которого заключается в восстановлении роли мировых конфессий в границах их канонических территорий, мы наблюдаем и деструктивные процессы насильственного передела и разрушения канонических территорий с вытеснением исторически представленных конфессий новыми, и, как правило, псевдорелигиозными движениями или особого типа тоталитарными идеологиями, претендующими на роль мировых конфессий.
На сегодняшний день это очень большая опасность. Вместо христианства возникает псевдохристианство, вместо ислама – псевдоислам. В последние годы достигнуты значительные результаты в области принудительных манипуляций с индивидуальным, групповым и массовым сознанием. Невежество, незнание основ мировых религий, которое естественно наступило после долгого времени атеизма, приводит к созданию различных сект, как христианских, так и исламистских. Образовавшаяся духовная ниша заполняется учениями тоталитарных сект, основатели которых используют их и в политических целях, в конечном итоге для захвата власти. Людям, попавшим в такие секты, навязывают идею «высшего возмездия». Она становится особенно популярной в тех регионах, где уровень жизни населения низок. Люди, долгое время не знавшие духовного попечительства или, как говорят христиане, окормления, ищут себе кумиров. Возникли даже сатанинские культы. И все это, хочу еще раз подчеркнуть, из-за чрезвычайно низкой общей культуры, в том числе из-за не знания основ мировых религий. Такие «пробелы» на фоне закономерного религиозного возрождения могут обернуться расколом общества, межнациональными конфликтами. И они уже есть. И в этом, я считаю, одинаково будут виноваты и русские националисты, даже если они представляются православными христианами и совершают крестные ходы с иконами и хоругвями, и исламские экстремисты, призывающие к «священной войне с неверными», в корне извращающие само это изначальное понятие, заложенное в исламе. Устранив причину, можно устранить и следствие. Невежество, не знание, как известно, искореняется образованием.
«Образование» - само это понятие указывает уже на то, что человек по своей природе является, прежде всего, личностью духовно и нравственно изменяемой, и потому, в отличие от прочих живых существ, может приобрести различный образ: и человека, и зверя. Образование говорит о создании образа, об определенной упорядоченности, организованности того, что прежде не имело надлежащей формы, было БЕЗ-ОБРАЗНЫМ, «заготовкой». Поэтому созидание образа, предполагающее, прежде всего, возведение личности на достойный духовно-нравственный уровень, делающий ее полноценным членом человеческого общества, - первая и основная задача образования и лишь второй является приобретение человеком знаний и навыков, необходимых для его личной и общественной жизней. Ибо знание получают свою реальную оценку и смысл лишь в контексте созидаемого образа. Однако обе эти задачи могут быть разрешены только при условии понимания человеком смысла и конечной, высшей, цели своей жизни, поскольку это дает возможность сознательного, в отличие от стихийного понимания целей образования и должного к нему отношения. Это осознание организовывает ум, волю и чувства человека, собирает его силы и творческие способности в единое целое, открывает возможность оптимального полезного использования приобретаемых знаний, делает его сознательным творцом, разумным членом общества, подлинным гражданином своего Отчества. Напротив, отсутствие понимания смысла своего существования обесценивает личность и получаемые ее знания, так как легко разрушается почва под моральной устойчивостью человека, его нравственностью и, собственно, делает проблематичной саму полезность его обществу.
Из этой цели образования проистекают и основные его принципы[5]. Первый из них – мировоззренческая убежденность. Понимание жизни и ее смысла может быть различным. Задача образования – дать человеку четкую и объективную картину основных мировоззренческих концепций и аргументов, которые их обеспечивают. В противном случае можно говорить лишь о приобретении знаний, но не образования. Ибо знание – это только строительный материал; мировоззрение же – архитектурный проект того дома, который человек хочет построить.
Второй принцип – принцип универсальности. Из мировоззренческого принципа прямо вытекает необходимость включения в образовательные программы материалов, знакомящих в должных пределах, с основными религиями и идеологиями, религиозно-философскими системами, с наиболее значимыми достижениями современной науки и культуры прошлого и настоящего. В религиозной области это позитивное изучение всех традиционных религий России: православие, ислама, буддизма, иудаизма, а так же знакомства и с тем, что представляют собой тоталитарные секты, чему они учат и к чему призывают. Итак, мы снова пришли к выводу о необходимости изучения учащимися основ мировых религий.
Откроем и прочтем Стандарты второго поколения. В Примерной программе по истории в качестве одной из задач указано: «формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе»[4]. В Примерной программе по обществознанию читаем: «средствами учебного предмета активно содействовать в воспитании общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознании, толерантности…»[3]. Эти задачи ставит государство. Что такое толерантность? Слово обычно переводят как терпимость. Это одно из самых трудных для восприятия мира понятий. Действительно, что надо терпеть и где гарантия терпимости? Нелегко быть терпимым к тому, кто глумится над самым для тебя святым, к преступнику, загубившему невинные души… Но если знать основы мировых религий, то в этих преступлениях не увидишь религиозных причин. Толерантность – это не безразличие, не равнодушие, не попустительство, а уважение к религиозным учениям и традициям[6]. А уважение может основываться только на знании, что это достойно уважения. и еще раз мы пришли к выводу, что надо изучать в школе основы традиционных религий России, то есть православия, ислама, буддизма, иудаизма. Английский писатель XIX в. Джон Рескин утверждал: «не моря разделяют народы, а невежество». Всю первую часть своего выступления я пыталась доказать необходимость изучения школьниками основ традиционных религий России. И теперь прозвучит неожиданным то, что я не хотела бы, чтобы такие курсы вводились в школьную программу. Объясню почему. Однажды Пикассо спросили о том, что важнее в искусстве – «о чем?» или «как», на это он ответил: «Не о чем и не как, а кто!» Так вот, кто будет преподавать в школах основы религии? Религии – дело тонкое, здесь важно не навредить. Сейчас и учебников много, достаточно назвать учебник Шабурова Н.В. «Религии мира», учебник Лайне С.В. «Основные религии России», книгу Меня А. «История религий» для старшеклассников, книгу «Христианство и религии мира» авторского коллектива в составе священников Петра Иванова, Олега Давыденко и Каламова С.Х. И я прочла все эти учебники, и прошла курсы в Академии, которые так и называются «Мировые религии», но преподавать…
Да и разве не дают возможности духовно-нравственного воспитания уроки истории, литературы, обществознания? На каждом уроке есть для этого и повод, и материал! Хочу рассказать об одном моем уроке. Это урок обществознания. Когда по плану подходит тема « Религия», я его даю и в основной, и в старшей школе. Подсказал мне этот урок учебник Малышевского А.Ф. «Мир человека» для 10-11классов. В нем помещены высказывания Конфуция, изречения Будды, отрывок из Евангелия от Матфея и отдельные места из Корана. Во всех них содержатся нравственные ценности этих религий. Если класс разбить на группы и каждой группе дать рассмотреть лишь один источник, но задание дать всем одно, найти не менее пяти предписаний или заповедей, то на эту работу уходит минут 10-15. После этого каждая группа объявляет результат своей работы. И вот тут начинается самое интересное – звучат одни и те же нравственные нормы: уважай родителей, не лги, не кради, не убивай, не лицемерь, будь воздержан, миролюбив… Ребята удивляются, начинается оживленное обсуждение, в ходе которого каждый раз с каждым классом мы приходим к выводу, что если и совершаются на Земле преступления, и возникают войны, то религии здесь не при чем, а виноваты сами люди. Так мы выходим на понятия «фанатизм» и «толерантность». А заканчивается урок словами Иоанна Златоуста: «В главном – единство, в спорном – свобода, во всем – любовь!» И чтением статьи № 28 Конституции РФ о том, что каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания[2]. После этого звучит песня Виктора Третьяков, где есть слова: «Колокольню свою построй, но не тронь, что стоят уже». Этот урок я проводила много раз, и всегда он ребятам нравится, и уходят они с него с добрыми лицами и сияющими глазами. Может быть, это потому, что сеется на нем «доброе, разумное, вечное».
Список литературы.
1. Библия
2. Конституция РФ
3.Кузнецов А.А., Рыжаков М.В., Кондаков А.М. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9кл., - М.: «Просвещение», 2011г.
4. Кузнецов А.А., Рыжаков М.В., Кондаков А.М. . Примерные программы по учебным предметам. История 5-9кл., - М.: «Просвещение», 2011г.
5. Осипов А.Н. О некоторых принципах образовательной концепции (из материалов первого фестиваля духовной культуры),- Москва, 2006г.
6.Расторгуев В.Н. Культурообразующие конфессии и подлинная толерантность (из материалов первого фестиваля духовной культуры), - Москва, 2006г.