Седьмые Московские областные Рождественские                                           образовательные чтения.

 

 

 

Общая тема: «Молодежь – будущее России».

 

3.2 Православная культура и мир ценностей

современного школьника

 

тема: « Будьте как дети».

 

 

 

 

Автор доклада Чугреева Т.П.

Учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №5 г.Пушкино.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пушкино

2009 г.

" Небо, море, облака…", - поет Земфира из радиоприемника… " Поле, небо, облака…", - вторю я ей, сидя в машине, которая везет нас с мужем в отпуск. Мы едем в свои родные места, на берег тихого Дона. Я, затаив дыхание, смотрю в окно – красотища!!!  Природа Восточно-Европейской равнины кроткая без высоких гор, но и не бессильно плоская, с сетью рек, и с огромным небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами. В зеленый и голубой цвета вкрапляются желтый – это "полосыньки" ржи, которые равняют границы посадок, формируют опушки, создают плавные переходы от леса к полю, от поля к реке или озеру. Место, где мы будем отдыхать, в нескольких километрах от Куликова поля. " По той дороге, где Донской вел рать великую когда-то. Где ветер помнит супостата, где месяц желтый и рогатый, - я шла как в глубине людской… Шиповник так благоухал, что даже превратился в слово. И встретить я была готова моей судьбы девятый вал".. Я на самом деле ждала чего-то необычного от этого отпуска. Дело в том, что несколько недель мы будем жить на турбазе, а метрах в тридцати от неё- святой источник, названный Прощенным Колодцем, в память о том, как когда-то здесь князь Дмитрий после битвы обмывал раны свои и прощался с погибшими воинами. Теперь на этом месте сооружены купель и открытая часовенка, а также – большой деревянный крест, освятил который Алексий II, когда приезжал сюда на празднование 650-летия Куликовской битвы. Мои ожидания оправдались. В разные мгновения моей жизни Господь открывает мне как-то особенно какую-либо евангельскую строку. Здесь, у Прощенного Колодца меня потрясли всего три слова: " Будьте как дети"…

Но всё по порядку.

Святитель Феофан Затворник писал: " Бог, во Святой Троице покланяемый, мир Сотворивший и о нем Промышляющий,… Он совмещает и лица, и события, и учреждения, и самые начала, по которым всё движется." Вот и "совместил" Он меня с девочкой 10 лет от роду по имени Марина. Мы оказались соседями. Заметив, что я утром и вечером хожу в часовенку, а затем в купель, Марина подошла ко мне однажды и спросила, не знаю ли я молитвы, которые помогают в учебе. Я дала ей Молитвослов и Псалтирь на церковнославянском и на русском языках, посоветовала что-то, и она побежала к себе переписывать в тетрадочку молитвы и псалмы. Так мы познакомились. Утром я как всегда пошла молиться в часовню. Было воскресенье. У купели уже выстроилась очередь, и оттуда доносились крики, визиг, восторги, плач детей, возгласы; "Курнись, не бойся!" и т. д. После молитвы пошла к источнику и я. Вдруг рядом оказалась Марина, видно караулила где-то в сторонке, попросилась со мной. Мы вошли. Мне хотелось, чтоб она не язычески относилась к действу, не так как те, которые только что до нас кричали и визжали. На стене перед нами висели три иконы Богородицы и рядом – образ Спасителя. Я запела " Царица моя преблагая, Надеждо моя, Богородице".. Старалась петь нежно, благоговейно. И вдруг сердце моё содрогнулось – я услышала как рядом шмыгала носом девочка… И, только услышав этот детский плач, я по-новому ощутила происходящее. До меня дошло – К Кому я обращаюсь, перед Кем стою, о чём прошу! Стало невыносимо стыдно: ребенок всем своим существом молился, не зная молитвы, а я лишь заученно и с должным артистизмом исполняла сольную партию. Я вдруг почувствовала себя рядом с этой чистой душой фарисеем, который благодарил Бога, что он лучше мытаря, как я только что возвысила себя над другими людьми, приехавшими сюда, может быть, за многие километры, чтоб прикоснуться к святыне. " Чистые сердцем Бога узрят". Вот оно чистое сердце рядом со мной, обливающееся  слезами при встрече с Господом и Пресвятой Богородицей. Справившись с волнением, я показала Марине, как надо трижды погрузиться в воду, как произносить при этом, осеняя себя крестом " Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь". Она выполнила всё спокойно, старательно и мужественно, будто бы и не стояла в ледяной воде. Когда мы вышли из купели, девочка вдруг спросила: " А можно молиться за человека, если не знаешь его имени?" Я ответила, что Господь знает все имена, что Он читает сердца людей и молиться можно, но потом всё-таки решила уточнить, крещёный ли это человек. "Давай спросим? ", - сказала Марина, взяла меня за руку и куда-то повела. Мы обогнули холмик, на котором возвышался крест, и вдруг я будто оказалась в дореволюционной России. На пеньке сидел старичок с посохом в руке и узелочком, лежащим возле пня. Оказывается, что ещё вчера вечером девочка его увидела и поняла, что это странник, что несчастье заставляет этого старого человека идти по свету. Мы подошли к нему. Из разговора узнали, что деда выгнала из дома родная дочь, что шёл он сюда пешком из Домодедова, про это святое место узнал от людей. "Дедушка, вы крещённый?” – спросила я. Он не ответил сразу, помолчал и вдруг заплакал. "Я не знаю…", - произнес он сквозь слёзы. Ну, тут я с высоты своей воцерковлённости начала учить старика, что ему надо бы пойти в храм и поговорить со священником… Вдруг мой взгляд упал на Марину, она села на корточки, закрыла лицо руками и плакала вместе с дедушкой. И снова огонь стыда охватил меня от ушей до пяток: в то время, когда я поучала старичка, девочка ему сочувствовала, она переживала горе этого человека как своё собственное, поэтому хотела там, в купели, за него молиться, даже не зная его имени. " Будьте, как дети!" – звучали в моей голове слова Иисуса Христа, молотками били по вискам. Да, если бы все могли так, как эта девочка сочувствовать друг другу. Я ушла к себе в комнату, мне хотелось как-то исправиться, оправдаться. Ну, есть же и во мне что-то хорошее! Взяла пакет, стала собирать в него продукты, купленные нами на ужин. " Так: хлеб, помидоры, пряники, сахар, – перечисляла я в уме, - все это пригодится старику…."  И вдруг я снова ощутила разницу между мной и Мариной: она вчера вечером уже отнесла еду страннику, потому что пожалела деда, просто пожалела, по-человечески, бескорыстно. Я, конечно, тоже не монстр, но честно скажу, когда я укладывала еду в пакет, где-то в подсознании вспоминала: " Я был голоден, и вы накормили меня…" Значит, я-то не бескорыстно? Значит, предполагала награду за свой поступок? Истинно: "Добрыми делами выстлана дорога в ад!"

"Будьте, как дети!" Как невыносимо трудно, когда душа твоя погрязла в грехе, научилась лукавить и гордиться и даже знания обращать во вред себе. Я позвала Марину и попросила её отнести продукты дедушке. Она обрадовалась и поспешила выполнить моё поручение. А я смотрела ей в след, радовалась её радостью, мне оставалось только просить: "Господи! Сердце чистое созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей".

На другой день Марина, а вернее, наверное, Господь через неё преподал мне ещё один урок. Я спросила наутро: " Ну, что, передала вчера мой пакет дедушке?" И увидела удивленные глаза девочки! "Что же я сама всё съела? – возмущенно спросила она? Я вдруг поняла глупость и даже преступность своего вопроса. В смущении я ответила этой десятилетней девочке: " Да, вопрос, действительно, глупый, ты меня прости". Я подумала тогда, что если бы спросила кого-нибудь из своих взрослых знакомых, то наверняка, услышала бы ответ: "Да передала, не беспокойся". И всё! И никто бы не задумался над смыслом произнесённых слов. Но какой в них смысл? Зачем надо было говорить, ведь на самом деле не предполагала же я, что Марина не выполнила моё поручение! Тогда слова эти пусты. Сколько пустых, ненужных слов мы произносим. За каждое праздное слово ведь придется держать ответ. Спасибо, Марина! Я буду внимательнее к своим словам.

18 июля в день преподобного Сергия Радонежского муж отвез меня на службу в храм в ближайшее село. Там я купила для Марины несколько небольших иконочек. Образ Спасителя, образ Пресвятой Богородицы "Прибавление ума", образ прп. Сергия Радонежского с молитвой для учащихся. Я пришла, чтоб сделать подарок, и увидела, что семья Марины готова к отъезду. Её мама смущенно стала говорить, что у них не осталось денег, всё истратили. Я протянула Марине иконки и сказала: "Это тебе на память!" Глаза девочки вспыхнули такой радостью и такой благодарностью, которые были для меня дороже всех сокровищ мира. Так я рассталась с моей маленькой подружкой, которая стала моим учителем "Слава, Богу за всё!", что происходит с нами. Спасибо Тебе, Отец мой Небесный, что приоткрыл мне смысл слов: "Будьте как дети!" А мы, взрослые, что же мы делаем? Мы все свои усилия тратим на то, чтобы дети стали как мы. Все в один голос вопим, что молодежь плохая, что с такой молодежью нет будущего у России. Где же она научилась-то плохому? У кого она воспитывалась, набиралась опыта? "По плодам их узнаете их". Сохранит ли моя Маринка свою душевную чистоту? Как бы мне хотелось! Но для этого всем взрослым надо услышать призыв Господа: "Будьте, как дети!".

Литература:

 1. Библия.

2. Псалтирь.

3. Св. Феофан Затворник «Путь ко спасению». Издательство  «Лепта».2003г.

4. Лихачев Д.С. Заметки о русском/ Д.С. Лихачев. — М.: Сов. Россия, 1981. — 71с.

5. А. Ахматова. Сочинение в двух томах. Москва. Изд-во «Правда». 1990г.