Одиннадцатые Московские областные Рождественские образовательные чтения
«Возрождение через просвещение»
1. Традиционные духовно-нравственные ценности образования в условиях социокультурных изменений современного мира. Проблемы. Поиски. Перспективы.
Тема: «Новое» в педагогике.
Автор: Чугреева Татьяна Петровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №5 г. Пушкино
Москва, 2012 г.
Этой осенью я училась на курсах при Московском областном педагогическом университете. Учиться я люблю. С удовольствием прослушала лекции по психологии, риторике. Но вот была объявлена лекция по педагогике. В аудиторию вошёл профессор. Он с воодушевлением сообщил нам, что только вернулся с научно-практической конференции по педагогике, в которой участвовали почти все светила нашей педагогической науки, и что мы сподобимся услышать от него о самых новых направлениях в воспитании и обучении школьников. За три с половиной десятка лет работы в школе мне много раз объявляли, что вот сейчас-то мы начнём по-новому работать, и это будет самый верный путь. « Что на сей-то раз?»- подумала я. « Мы должны воспитывать в детях духовность! – объявил профессор и добавил, - подчеркните, это – новое!» «Новая концепция образования…», - полилась дальше его речь, из которой стало ясно, что школа при этой грандиозной задаче должна оставаться светской. В перерыве я подошла к нему и спросила: « Вы считаете возможным воспитывать духовность в светской школе?» « А Вы считаете, что нет?» - ответил он мне вопросом на вопрос и поспешил из аудитории. В завершении курсов мы защищали проектные работы, и именно этот профессор принимал у нас зачёт. Я выступала по одной из заданных нам тем: «Этика в профессиональной культуре педагога. (Методические рекомендации)». Я говорила о том, что этические нормы и все «методические рекомендации» по этому поводу даны нам в Евангелии. Вот некоторые из них.
«Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой»(Мк.9,35) Быть первым значит идти впереди и вести за собой. Но далее сказано: «Если слепой поведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15,14). Значит, только человек нравственный, познавший смысл жизни, имеющий ясные цели, любящий своих подопечных может взять на себя ответственность учить чему-то других. А вспомним притчу о талантах. Бог наделил нас талантом. Мы учителя по Его призванию. Что должны мы делать с нашими талантами? И на этот счет есть «методическая рекомендация»: «Даром получили, даром и отдавайте»(Мф.19,21). Как добиться совершенства? Для этого Господь велит нам «раздать своё имение»(Мф.19,21). То есть отдать детям всё, что есть в нас: не только знания, но и силы, время, душевную теплоту, сочувствие, милосердие, любовь. « Если нет во мне любви, - говорит ученик Христа апостол Павел, - то я ничто»(1 Кор.13,2). Я говорила, что нужно воспитывать своим примером, как это делал Иисус Христос, приводила подтверждения из Евангелия, но профессор вдруг перебил меня, не дав закончить выступление. Он спросил: « Можно я задам Вам вопрос? Что это за буквы в Вашей работе: Мф, Лк, Мк?» Я опешила, но, взяв себя в руки спокойно ответила, что так указывают в тексте из какого Евангелия берётся цитата: От Матфея, от Луки, от Марка. Он не стал больше слушать меня, поставил зачёт, а я совершенно обескураженная села на своё место. В голове молотком стучало: « Он не читал Евангелия!!! Человек, который говорит о воспитании духовности, не читал Евангелия!» Если кто-то думает, что я его осуждала в этот момент, то ошибается. Напротив, в такие минуты мне становится так жалко и больно, что люди не знают и не чувствуют того, то живет во мне. Более того, я верю, что наши ученые – педагоги искренне ищут эффективные методы. Да и не могут не искать, видя, что происходит с обществом, с родителями, с детьми. Но я тогда сидела и думала, что очень часто мы напоминаем героя из анекдота:
-Мужчина, что Вы ищете?
-Ключ.
-Вы его здесь потеряли?
- Нет, потерял я его в другом месте, а здесь я его ищу, потому что здесь удобно – здесь фонарь горит….
Так и мы – потеряли истину, потеряли свет солнечный, а хотим заменить его светом фонаря. Потеряли в одном месте, а ищем в другом.
Сейчас на всех педагогических совещаниях только и слышишь: «Новая концепция образования….новая концепция образования!»…Как человек системы я должна бить в ладоши, воодушевляться тезисами из этой концепции и с горящим взором приступать к исполнению. Но я вспоминаю строчку из стихотворения иеромонаха Романа: «Кто ищет правду выше правды, тот ищет ложь» Всё, что мы называем новым, что считаем своим изобретением в большей степени значимости даёт нам Евангелие. Каждая строчка, каждая буква Евангелия – это школа высочайшей нравственности. Почему так мало людей читают Его? Когда я слушала по «Голосу Америки» «Архипелаг Гулаг» А.И.Солженицина, я думала, что если бы все люди прочитали эту книгу, то никто не считал бы Сталина человеком. Но вот она напечатана, а её никто не читает! В СССР нельзя было купить Библию, люди не имели возможности читать и слышать Слово Божие, но сейчас это всё свободно и доступно, но мало кому это интересно! Неужели нам, действительно , надо пережить какое-нибудь монголо-татарское иго, или Смуту, или фашистское нападение, войну, чтобы, как тогда захотеть вернуться к Богу?! Николай Васильевич Гоголь писал: « Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии. Сколько раз уже отшатывалось от него человечество и сколько раз обращалось. Несколько раз совершит человечество свое кругообращение… несколько мыслей совершит… и возвратится вновь к Евангелию, подтвердив опытом событий истину каждого его слова».
Открываю книгу своего любимого писателя и философа Ивана Ильина. Вот, что он пишет о творческом человеке: «Творческий человек, выявивший такую связь и выразивший такую предметность, знает, что не он создал это «новшество», не он изобрёл его, он только предчувствовал, что оно объективно есть и что его предназначением было открыть его. Он радуется своему предчувствию и своему открытию. Его не покидает ощущение, что он не творил, а только воспроизводил, и найденное им существовало издревле, исконно, возможно – вечно. И то, что открылось ему и нашло в нём своё выражение, - это всего лишь вновь обретённое, представшее лишь в новом облачении… Но кто до конца вчитается в великую книгу человеческого духа, тот сразу же проникнется ощущением этих по-новому подслушанных древних движений мирозданья почти у каждого из великих поэтов, учёных и философов. А нам, кому позволено соприкоснуться с этими твореньями, истинами и деяниями, как можно чаще надо проникаться этим ощущением и переживать его: оно заронит в нас тихое и глубокое чувство издревле почтенной старины, извечной мудрости, необходимости благой причастности к задуманному Богом, к благому такобытию.
Когда идеи Божии исходят из своего вечного лона в хаос бунтующего мира, их тут же подхватывает и рвёт на части его бушующий поток. И вот – высокая задача: прозреть, благоговея, целостность Божией идеи и восстановить её в былом совершенстве.
Когда Исида искала четырнадцать частей растерзанного тела своего супруга, она не создавала его вновь, а восстанавливала в прежней красоте. Творческий человек подобен ищущей Исиде; он радуется мысли отыскать в безумной круговерти мира замысел Божий и выразить его. Ему светит созерцание цельности; им руководит любовь к Божественному; он проверяет себя открывшейся ему необходимостью; он торжествует; рад, что приоткрылась ему вечность; сверкнул ему в его усилиях лучик Божий.
Вот почему творческий человек как никто другой знает, что он только воспроизводит, и потому всегда подъемлет взор свой к Первотворцу».
Будь я министром просвещения, я бы эти строки И.Ильина приказала выдавать каждому учителю как памятку, а Евангелие сделать настольной книгой.
Тема наших Чтений «Возрождение через просвещение». Я бы добавила: « А просвещение через Евангелие». Мир голодает по делам Господним и нуждается в нас настолько, насколько мы будем орудием в руках Бога. Дело Господне есть прежде всего возрождение и спасение душ человеческих, и в этом великом святом Его деле Господь призывает нас, учителей, быть Его сотрудниками, работающими на Его ниве и собирающими на ней силою Самого Спасителя плоды всё более и более совершенные. Достойны ли мы такого святого великого призвания? Только с чистой душой можно приступить к такому священнодействию – насаждению добра в души человеческие. Высоко призвание художника, умеющего из бесформенного камня создать ангела, но ещё несравненно выше и прекраснее возможность пробудить душу человеческую к сознательной жизни, призвать её к высокой духовной цели. Государственные мужи, которые составляют для нас новые концепции, работают на своём поле, а мы, учителя, не должны забывать, что имеем дело с тонкой материей – детской душой. Нам дана сила взрастить эту душу в духе правды и любви, заглушить в ней зародыш зла.
« Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14,12).» Но мы должны помнить, что наши-то дела никуда не годятся, что Христос говорит не о наших делах и замыслах, а о Своих, которые хочет творить через нас, если мы предадимся Ему и не будем своеволием и самомнением Ему мешать. В книге пророка Иеремии сказано: « Итак да не хвалится мудрый мудростью своею. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня… ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь (Иерем.9,23-24). Наблюдая, что большинство школ выбрали для преподавания не «Основы православной культуры», а светскую этику, я будто слышу грустные слова Спасителя: «Столько времени Я с Вами и ты не знаешь Меня (Ин.14,9)». Что такое светская этика по сравнению с огромным наследием нашей православной культуры?! Каждый год почти я выступаю здесь и всегда хочу сказать об одном и том же. И сегодня скажу словами Евангелия: «И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос (Мф. 23,10).» « Он есть путь и истина и жизнь (Ин.14,6).»
Только бы открыты были глаза наши, только бы не дремало сознание наше, только бы мы действительно желали правды, любви и творческого дела! А не были бы в числе тех, для которых «слово о кресте юродство есть (1 Кор. 1,18)»!
Литература
1. Библия.
2. Иван Ильин «Книга надежд и утешений» Москва «Альта-принт», 2012г.
3. Иеромонах Роман «Внимая Божьему веленью», Минск, Белорусский экзархат, 2005 г.
4. Валерий Духонин «Сокровенный мир православия», Издательский Совет РПЦ Москва, 2006г.