Десятые Московские областные Рождественские образовательные чтения
«Возрождение через просвещение»
1. Традиционные духовно-нравственные ценности образования в условиях социокультурных изменений современного мира. Проблемы. Поиски. Перспективы.
Тема: «Значение православных традиций в воспитании молодёжи».
Автор: Чугреева Татьяна Петровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №5 г. Пушкино
Москва, 2012 г.
Ни один народ на Земле не может жить вне традиции. Бытие каждого народа определяло его традиции, которые создают форму сохранения этого народа в мире.
Сегодня мы идём трудным путём - путём возвращения к истокам. Глубочайшая перемена, произошедшая со страной в 20 веке расколола народ и церковь, на многие годы прервав преемственность традиции, исказив традиционные для российской государственности ценности веры, семьи, патриотизма. Трудно обществу жить без традиций, трудно растить молодое поколение. Этот труд подобен строительству храма. Как невозможно начать строительство здания с крыши, не заложив прочного фундамента, так невозможно воспитывать людей без возрастания его на традиционных духовных основаниях. Чтобы понимать Пушкина, Достоевского, надо самим быть погружённым в мир их понятий и представлений. Чтобы защищать Родину, надо помнить о героях былых сражений - о Дмитрии Донском, Александре Невском, Федоре Ушакове и многих других русских богатырях.
Православные традиции для России, для её будущего, на мой взгляд, являются краеугольным камнем. Ведь Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни связывают дерево с землёй, питают его. Для России эти корни в духовности, которая веками формировалась на православных традициях. Известный исследователь Русской Церкви Антон Карташев верно подметил, что Православие и Россия для русского человека - это священная нераздельная двоица[6]. С тех пор как великий князь Владимир, крестившись сам, позаботился об обращении своих подданных к истинной вере, наш народ на протяжении столетий был верен Православию. Русский народ назывался духоносным и богоносным, а великая страна наша на протяжении столетий именовалась Святой Русью. После крещения Русская Православная Церковь стала заботливой матерью русского народа. Она несла дух мира и нравственной чистоты в его жизнь, заботилась о его образовании и духовном просвещении. Она сплачивала и облегчала народные страдания в годины бедствий, междоусобиц и вражеских нашествий.
Традиционно церковь всегда была с народом. Какое великое значение для общества имеет православная традиция, основанная на евангельских заповедях, а особенно этой, сказанной Господом нашим Иисусом Христом: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,35)[1]. И это было нормой жизни нашего общества. Какое счастье было бы для нас, если бы смогли возродить в нашем обществе эту евангельскую любовь друг к другу. Как всем нам надо сейчас горячо молиться, чтобы Господь возвратил «сердца отцов детям» (Лк. 1,17)[1]. Ведь само понятие «традиция» в переводе с латинского означает «передача». В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля даётся определение «Традиция - преданье, всё, что устно перешло от одного поколения на другое»[2].
Мне очень нравятся слова нашего писателя и поэта славянофила Хомякова: « Воспитание это дело, посредством которого ныне живущее поколение приуготовляет следующее за ним к действию на историческом поприще отцов»[9].
То есть наша задача передать отцовское детям, связать дедов с внуками, а это и есть неразрывность традиции. Что же в нашей традиции? Любовь к своим родителям, четкое выполнение своих обязанностей, послушание и смирение, прилежность в учёбе, стремление к постижению мира, знаний, людей, Бога и самого себя.
Традиционное православное воспитание формирует добродетельные качества души, воспитывает милосердие во взаимоотношениях с другими людьми и миром. Чувство милосердия, имеющее источником Бога, делает жизнь светлее, переплавляет зло в добро. Разве это не имеет значение для общества, если бы все люди в нём были бы милосердными?! «Русский - значит православный», - писал Достоевский[4].
«Для нас, - говорил Ушинский, - нехристианская педагогика - вещь немыслимая... Всё, чем человек как человек может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остаётся только, прежде всего и в основу всего положить вечные истины Христианства»[8].
Традиция, которую вырабатывал на протяжении тысячелетия русский народ - это укоренение своего бытия в Боге: жизнь ради Бога, предстояние перед Богом, ответственность в этой жизни перед Богом. Если народ живёт в Боге, то источником его бытия становится Божественная Благодать. Такому народу немного нужно в этом мире, поэтому он не станет ни хищнически относиться к природе, ни эксплуатировать людей других национальностей, живущих рядом с ним, ни стремиться к войне. Он жертвенно служит другим народам, тем самым, сохраняя их, являясь для них источником жизни. Через русскую культуру, язык и религию другие этносы имели возможность подключиться к мировой истории, познать мировую науку и культуру.
Нашему народу необходимо вспомнить, что такое православная семья - эта малая церковь, которая не распадалась, а была основной ячейкой общества. И общество, состоящее из таких ячеек, прочное, благоприятное для человека, его возрастания, самореализации.
Брак в христианстве получил своё высшее духовное значение. О важности семейной жизни не только для каждого человека, но и для государства и общества святитель Филарет Московский писал: «Семейство древнее государства. Государство образовалось из семейств. Поэтому жизнь семейная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом «корень дерева»[7]. В России семья традиционно является одним из важнейших институтов воспитания. Принципы формирования русской православной семьи, православного воспитания детей изложены ещё в 16 веке в «Домострое» - своде житейских правил и наставлений. Чтобы жизнь государства и общества правильно развивалась, процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия, необходимо, чтобы жизнь семейная была крепка благословенной супружеской любовью, священной родительской властью, детской почтительностью и послушанием, чтобы вследствие этого из чистых стихий семейной жизни естественно возникали столь же чистые начала жизни государственной, чтобы с почтением к родителям родилось и росло благоговение властям, чтобы любовь ребёнка к матери была подготовкой любви к отечеству, чтобы простодушное домашнее послушание подготовляло и руководствовало к самоотвержению и самозабвению в повиновении законам и властям. Таким образом, укрепление традиций православной семьи имеет первейшее значение для нашего общества[3].
Важнейшей традицией нашего народа является также защита Отечества. На протяжении всей истории России служба по защите Отечества считалась делом чести. Человек, надевавший мундир и головной убор с символикой Родины, был её олицетворением в глазах своего народа и в России, и за рубежом. В прежние времена дворянин уходил в армию, неся большие личные материальные потери, но он был горд тем, что служит Родине. Великий полководец А.В. Суворов - генералиссимус, слава России - вернулся под конец жизни в своё крошечное сельцо Кончанское и снова пел на клиросе родной церкви.
Отечественная история восхищает величием духа. Можно назвать тысячи имён русских людей, о которых должны быть написаны книги. А традиционные православные праздники! Рождественская ночь светла и торжественна. Все любят друг друга и дарят подарки, а потом Святки - весёлые, радостные, которые завершаются Крещением, когда все идут в храмы за святой водой. Великий пост... Всё остановится строже, люди боятся обидеть, осудить, чревоугодничать, хотят совершить добрые дела. И в конце поста во всех домах появляются веточки вербочки - признак приближающейся весны. А вот и Пасха! Накануне пекутся куличи и красятся яйца, а потом на огромных нарядных, разноцветных от всего этого снадобья столах перед храмами и в храмах освещаются. Пасхальная ночь... Крестный ход и радостное, многоголосое, дружное «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Украшение храмов берёзками и травой на Троицу, плодами на Яблочный Спас... Эта традиция живёт веками и даже в советское время она продолжала существовать. Потому что всё это дух Родины. Об этом писал И.А.Ильин: «Иными словами, каждому народу даётся от природы и от Духа Божия. Каждый народ призван принять и природу, и Дух; и Духом одухотворить и себя, и природу. Это одухотворение у каждого народа совершается своеобразно и должно протекать самостоятельно. Национальная духовная культура есть как бы гимн, всенародно пропетый Богу в истории: или духовная симфония, исторически прозвучавшая Творцу всяческих. И ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век, в работах и страданиях, в падениях и подъёмах, то паря к небу, то влачась долу, - вынашивая своеобразную молитву труда и созерцания на поучение другим народам. И эта музыка духа своеобразна у каждого народа: и эта музыка духа есть Родина. И каждый человек узнаёт свою Родину потому, что его личная музыка духа откликается на её всенародную музыку; и, узнав, он врастает в нее так, как врастает единичный голос в пение хора. Вот почему мы утверждаем, что Родина есть нечто от Духа Божия: национально-воспринятый, взращенный и в земные дела вработанный дар Духа Святаго. Нельзя погасить в себе эту святыню. Ею надо жить. Её надо творчески и достойно блюсти в себе. Её нельзя отдать в порабощение или попрание другим народам. За неё стоит бороться и умереть»[5].
Если бы не любовь к Родине, к детям, матерям и жёнам, уважение к труду отцов, почитание дедов и прадедов, не было бы нас, не стояла бы в веках Россия. Как можно забыть историю, свою Колыбель, сотканную из веры, чести, любви и верности! И какой это позор - не знать боли и радости той земли, которая нас рождает, кормит и принимает после смерти!
Литература
1. Библия. Новый завет.
2. Даль В. И. - Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Издательство «Русский язык», 1999 г.
3. Домострой. - СПб.: Издательство «Наука», 1994г.
4. Достоевский Ф.М. - Возвращение человека // Сборник/Ф. М. Достоевский [Сост. и примеч. М. М. Стахановой; Вступ. ст. К. И. Тюнькина, М. М. Стахановой, с. 5-38]. - М.: Издательство «Сов. Россия», 1989г.
5. Ильин И. А. – Путь духовного обновления.// Работы разных лет. – СПб.: Издательство «Библиополис»,2006г.
6. Карташев А. В. - Православие и Россия// Православие в жизни. - Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1953г. - С. 181-210
7. Святитель Филарет Московский – Семья и государство – URL: [http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/filaret_kak_sozdat_pravoslavnuyu_semyu_11-all.shtml]
8. Ушинский К.Д. - Собрание сочинений: В 11-ти т. / Под ред. А.М.Еголина. - Т.4.: Детский мир и Хрестоматия. - М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948. - с.16.
9. Хомяков А.С. - Об общественном воспитании в России – URL: [http://www.odinblago.ru/filosofiya/homakov/tom1/11]