Игровые технологии в начальной школе

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели:

Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности. применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие УУД, развитие трудовых навыков;

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли. сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям обществадаптации к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.   

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять различные действия. тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска. пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания. соблюдая правила игры. В игре ребёнок приобретает новые знания. умения. навыки. Игры способствуют развитию восприятия, внимания,памяти.мышления,  развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.  

Игровой приём должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему ещё больше внимания. При выборе игрового приёма следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны. логикой детской игры, а с другой-задачами, решаемыми нами, педагогами.

Учителя начальной школы стараются активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера( мини-сочинения. предметные рисунки. уроки-конкурсы, уроки-представления. уроки-путешествия).

 

УРОКИ-ПУТЕШЕСТВИЯ:       в «Математическую сказку» или «Закалдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», «Неизвестную планету».. и т.д., которым может быть посвящён  урок  или серия уроков в значительной степени повышен интерес детей к той или иной предметной области, активизирует их умственную, речевую. творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.

ПРИМЕР: на уроке русского языка при изучении темы «Изменение имён существительных по числам» на этапе закрепления материала можно провести игровой момент. Предложить ребятам от имён существительных единственного числа  образовать имена существительные множественного числа, а слова такие:

переход,пешеход, улица. дорога, трамвай, машина, светофор

Все слова связаны с ПДД. Во время выполнения задания дети вспоминают, как надо правильно переходить улицу, что обозначает каждый цвет светофораатем можно провести игру «Красный, жёлтый и зелёный» на внимание.

Для развития интеллектуальной  мыслительной деятельности учащихся на уроках применяются следующие игры: кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ дают возможность проявлять такие качества, как честность. смелость. товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определённым правилам детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается воля, характер. Игра формирует навыки самоконтроля и самооценки.

ПРИМЕР: в течение урока одни дети выполняют роль  учителя, другие-учеников. Первые _ ставят задачу, вторые_ её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе.

Например, игра «Передал-садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.

Во многих дидактических играх заложен момент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.( «Набери число», «Кто быстрее», «Ромашка»,)

Приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, загадки-перевёртыши, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

 НАПРИМЕР  Пословицы-перевёртыши» :

На честном человеке ботинки мокнут.  ( На воре шапка горит.)

Радость ушла- заколоти дверь. ( Пришла беда- отворяй ворота.)

Трусость деревни избегает. ( Смелость города берёт.)

Чужие штаны дальше от ног.  ( Своя рубашка ближе к телу.)

На свой хлеб закрой глаз.  ( На чужой каравай, рта не разевай.)

Товарищ спасается, а тебя бросает. ( Сам погибай. а товарища выручай.)

Держи много денег и ни с кем не дружи. ( Не имей сто рублей. а имей сто друзей.)

Применение игровых технологий  на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабы,. стеснительныееразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощёнными, открытыми и доверчивыми. Ребёнок учится высказывать, оспаривать своё мнение, сотрудничать. анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения. слушания. рассказывания.

Игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствует лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихсягра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.