ПРАЗДНИК
«Прощание с Азбукой»
1-а класс 2012г.
Учитель: Бондарева В.М.
Цель: В игровой форме закрепить изученные буквы,
полученные знания. умения.
навыки.
Задачи:
1.Повторить изученные звуки и буквы;
2.Способствовать раскрытию талантов у учащихся;
3.Формировать у учащихся самооценку своих
достижений;
4.Развивать логическое мышление, память. зоркость и положительную
мотивацию, как к отдельным предметам, так и к процессу обучения в целом,
воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам;
5.Воспитывать желание учиться; осознание
важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего»я»;
6.Создавать условия для формирования
доверительных отношений между родителями. учителями и детьми;
7.Прививать бережное отношение к книгам.
Учитель: Дорогие, ребята!Совсем
недавно, 1сентября, вы переступили порог нашей школы.Ко всем первоклассникам пришли миллионы букварей и
азбук. Они очень разные! Но каждый из них очень многим помог впервые прочитать
слова: мама, школа. учитель.
книга. А мы с вами научились по нашей Азбуке не только плавно читать, но и
выразительно! А также узнали много интересного и нового!
Ученики:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Знают взрослые и дети
И шахтёр, и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
ДЕТИ поют на мотив песни»Топ-топ».
Топ-топ. топает малыш,
С мамой по дорожке милый стри ж.
А в его руке портфель большой:
В школу в первый раз малыш пришёл.
Топ-топ, топ-топ,
Очень нелегки.
Топ-топ, топ-топ,
Школьные шаги.
Ученики:
Первый класс-это первый задорный звонок.
Первый класс-это первый серьёзный урок.
Первый класс-это первая в жизни оценка,
Это шумная радостная переменка.
Знают девочки в классе и знают мальчишки:
Первый класс-это первая школьная книжка.
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря.
Русской грамоте начало
На страницах букваря.
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
и первые книги свои прочитали.
А первым помощником нам в этом стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова - в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята. нам сразу.
Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней.
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший, первый класс.
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Есть, друзья. у букваря
Очень верная сестра.
Ты назвать её сумей-ка.
Это …АБВГДейка.
До свиданья. до свиданья.
Книга первая моя.
Приходи к нам на прощанье,
Ждут тебя твои друзья.
В класс входит АЗБУКА и обращается ко всем
присутствующим.
АЗБУКА: Здравствуйте, мамы! Здравствуйте, папы!
Привет, мальчики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!
Только в школу вы пришли-
Встретилась я с вами.
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму. и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели. возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья. за вас! ( АЗБУКА обращается к учителю)
- А где же мои помощники-буквы?
УЧИТЕЛЬ: Не волнуйся, дорогая, Азбука. Ты ведь
знаешь, что я тоже немножко волшебница. Сейчас скажу заветные
слова-и весь алфавит появится перед тобой.
Шарма. фарма,
туквы, муквы,
Дети, превращайтесь в буквы.
Учитель: Уважаемая, Азбука. Принимай парад
букв!
Азбука: Есть принимать парад! Команда, славная
моя, стройся в ряд от А до Я!
ДЕТИ
ДЕКЛАМИРУЮТ ХОРОМ СТИХОТВОРЕНИЕ:
АБВГДЕЖ- прикатили на
еже.
ЗИКЛМНО- дружно
вылезли в окно.
ПРСТУФХ- оседлали
петуха.
ЦЧШЩЭЮЯ -вот и все мы
здесь, друзья!
Буква А: Буква А
сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Б: По полю
барашек белый
Тёмной ночью брёл несмело.
Блея он: «Боюсь я! Бе-е-е!»
Узнаёте букву Б?
Буква В: Буква В есть
в слове «вол»,
Я её легко нашёл!
Буква Г: Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принёс нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал, наш бедный гость.
Буква Д: Буква Д, как
будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Буква Е: Буква Е есть
в слове «ель»,
Заметает ель метель.
Буква Ё: Буква Ё есть
в слове «ёж»,
Ты легко её найдёшь.
Буква Ж: Узнаёшь
знакомый звук?
Буква Ж жужжит ,как
жук.
Буква З: З звенит, словно звонок.
Нас торопит на урок.
Буква И: И-игрушки, И- игра,
любит игры детвора.
Буква Й: Йогурт из малины,
Самый наш любимый!
Буква К: Буква К как
куколка,
Славненькая буковка!
Буква Л: лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад.
Буква М: Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама».
Буква Н: Н- весёлый
Новый год,
Скоро в гости к нам придёт.
Буква О: О – похоже на
колечко,
Словно шёрстка на овечке.
Буква П: П- прекрасные
подарки
Принесли в пакете ярком.
Буква Р: Р рычит, как
будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква С: С –свистит, словно
свисток:
Удирайте со всех ног!
Буква Т: Взял я
толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
Буква У: Замычит
бурёнок: «Му-у!»
Узнаёте букву У?
Буква Ф: Я в лесу нашла фиалку-
Только рвать фиалку жалко.
Буква Х: Веселится буква Х:
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха!
Буква Ц: Кап-кап-кап
за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто
цапля.
На одной ноге стоит.
Буква Ч: Чашки. чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Буква Ш: Я шуршу, как
будто шины,
Есть я в слове и машина,
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
Буква Щ: Буква Щ есть
в слове «щит».
От удара он трещит!
Твёрдый знак: Знак я очень твёрдый,
оттого и гордый,
Буквы в слове разделяю.
Только жаль, меня теряют!
Буква ы: Буква ы есть
в слове»бык»,
Травку бык щипать привык!
Мягкий знак: Я- мягкий
знак.
Меня найдёшь
И в слове льёт, и в слове дождь.
Буква Э: Этот дом
похож на наш-
У него один этаж.
Буква Ю: Скачет Юля.
как юла,
Хоть и ростиком мала!
Буква Я: Посмотрите на меня,
Разве я не хороша?
Не худющая как А,
И не толстая как Ш!
Ножку вправо отведу
К букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду
Я стоять последней.
(Обращаясь к Азбуке):
Книжка первая моя,
Пожалей ты букву я,
разреши минут хоть пять
Первой в Азбуке стоять!
АЗБУКА: Ай-ай-ай, мне очень стыдно
И за алфавит обидно.
Как ты можешь, буква Я,
Подводить сейчас меня?
В алфавите всем известно:
Хвастунишкам тут не место!
Знают буквы все отлично:
Якать просто неприлично.
Буквы людям все нужны,
Этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте.
ВСЕ БУКВЫ ХОРОМ: дело в том, что все мы вместе!
АЗБУКА: Дорогие мои помощники! Объявляю вам
благодарность за хорошую службу, за то, что помогли первоклассникам в овладении
чтением.
В КЛАСС ВХОДИТ Незнайка.
НЕЗНАЙКА: Ой, что у вас здесь происходит?
Народу полным-полно, и Азбука здесь.
Здравствуйте, вам! А это кто?
АЗБУКА: А это мои помощники-буквы.
НЕЗНАЙКА: А почему одни красные, а другие –синие?
АЗБУКА: Это буквы гласные и согласные.
НЕЗНАЙКА: Ну их очень
много!
ДЕТИ: 33!
НЕЗНАЙКА: ОГО! Бедные дети! Как их можно
выучить? Были бы одни гласные или согласные, тогда бы было полегче!
УЧИТЕЛЬ: Эх! Незнайка! Нельзя говорить о том,
чего не знаешь. Только один раз гласные и согласные буквы поссорились. А что из этого получилось посмотри!
( Буквы делятся на две группы: гласные и
согласные, становятся по разным сторонам от
учителя.)
Инсценируется сказка «Всегда вместе»
А.А.Шибаева
Однажды не поладили буквы-гласные и согласные-и разошлись в разные
стороны.
Сбились согласные в кучку, хотели поговорить- и никак! Кашлянули: _Кх!
Чихнули: ПЧх! Хмыкнули: Хм!
Зачем-то позвали кошку: -Кс, кс, кс!
И заскучали…Вдруг: -Тс-с!
Показалось им, что-то где-то рыдает!.Прислушались.
_А-а-а! О-о-о!- кричали гласные. Они плакали
как маленькие дети:
_Уа-уа! Аукались: -Ау-ау!
И согласные крикнули им(
вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
БДМ
ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное(
но тоже непонятное):
У-Е Е-А
Е-Е!
Заключили буквы мир, снова стали рядом, внятно
сказали:
БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор никогда больше не разлучались!
НЕЗНАЙКА: Вот это да, никогда бы не подумал,
что каждая буква так важна! А я и без грамоты могу читать стихи. Вот
послушайте:
Читает стихи. Дети исправляют допущенные им
ошибки.
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей…..
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами..
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом..
Врач
напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
УЧИТЕЛЬ: Видишь, Незнайка! Не зря говорят:
«Мало уметь читать, надо уметь думать».Садись и слушай
внимательно, сейчас буквы будут загадывать загадки родителям, а папы и мамы
постараются отгадать. Ты, если будешь внимательным, тоже сможешь.
БУКВЫ ЗАГАДЫВАЮТ ЗАГАДКИ:
А-лягушку проглотил (аист)
Л-тележку покатила(лошадь)
Д- откроем и
войдём(дверь)
Ш- на ёлке мы
найдём(шишка)
О- жужжит и больно
жалит(оса)
П- в лесу деревья
валит(пила)
В- чирикает на
ветке(воробей)
Т- рычит на нас из
клетки(тигр)
М- спасается от кошки(
мышка)
Ц- в горшочке на
окне(цветок)
Н- приятный любит
запах(нос)
К- на мягких ходит
лапах(кошка)
Щ- усердно чистит
зубы(щётка)
З- велит надеть нам
шубы(зима)
Ч- с собою домик тащит(черепаха0
Э- откликается из
чащи(эхо)
С- по шёрстке мы
погладим( собака)
Ё- мы к празднику
нарядим(ёлка0
И- в лесу на курьих
ножках(избушка)
Г- лежат у нас в
лукошке(грибы0
Ф- мерцает
огоньком(фонарь)
Ю- завертится
волчком(юла)
Е- в лесу с куста мы
ели(ежевика0
Р- вокруг луны
летает(ракета)
Х- к обеду на столе(хлеб)
Я- на каждом корабле(якорь)
Учитель: Как хорошо вместе отгадали загадки. А
теперь, давайте послушаем, как вы научились читать и слушать.
назовите сказочных героев:
УЧЕНИКИ:
Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель-Пятачок.
Для него прогулка-праздник.
И на мёд особый нюх,
Этот плюшевый проказник
Медвежонок …Винни-Пух.
Он дружок зверям и детям,
Он-живое существо.
Но таких на белом
свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
А зовётся…Чебурашка.
Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите. как звали её?...Красная Шапочка.
С Букварём шагает в школу
деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?...Буратино.
На сметане мешён,
На окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок.
Покатился …Колобок.
ЧАСТУШКИ:
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Мы собрали пап и мам
Но не для потехи.
Мы сегодня рапорт уем
Про свои успехи.
Буду очень я стараться,
Всё мне, братцы по плечу.
Только в школу подниматься
Рано утром не хочу!
В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует. кто поёт
Лишь бы не учиться.
Я, друзья, готов к учёбе,
И мой папа говорит:
«Станешь ты, сынок, учёным,
Будешь очень знаменит.
Разбудите меня ночью,
в самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
УЧИТЕЛЬ: А теперь отгадайте загадки:
Если сломан карандаш-
Я помощник верный ваш,
Я, как врач, его лечу-
Быстро, остро заточу. ….точилка
То я в клетку. то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать!
Что такое я?
тетрадь
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь,
Солнце. море. горы, пляж,
Что же это? …карандаш
Чёрные. кривые. от рожденья все немые.
Станут в ряд- сейчас
заговорят…буквы
Буквы, значки, как бойцы на парад.
В чётком порядке построены
в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется всё …алфавит
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней….книга
УЧИТЕЛЬ: Правильно, ребята, книги,как
мудрые добрые друзья, вводят вас в удивительный и прекрасный мир.
УЧЕНИКИ:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
« Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Мне теперь не до игрушек-
Я учусь по букварю!
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой-
Ничего. что он хромой.
А медведь изломан слишком…
Куклу жалко отдавать-
Он отдаст её мальчишкам
или бросит под кровать.
Паровоз отдать Серёже?
Он плохой. без колеса,
И потом- мне надо тоже
Поиграть хоть полчаса.
РАЗГАДАТЬ РЕБУСЫ
ДОГОВОРИ СЛОВО:
Царевна-Лебедь
Змей-Горыныч
Иванушка-Дурачок
Соловей-разбойник
Добрыня-Никитич
Иван-Царевич
Золотой-Петушок
Шамаханская-царица
Карабас-Барабас!
УЧИТЕЛЬ:Дорогая Азбука! Мы прощаемся с тобою.Ты остаёшься учить других детей и захвати с собою
Незнайку, пусть он тоже поучится у тебя. А мы отправляемся дальше с ребятами по
дороге знаний и открытий..Ребята, а что нам нужно
взять с собою, чтобы справиться со всеми трудностями?
ДЕТИ: терпение, старание.
умение. аккуратность.
НЕОЖИДАННО В ДВЕРЬ КТО-ТО СТУЧИТ. Входит ЛЕНЬ.
ЛЕНЬ: а как же, неужели, вы обойдётесь без меня?Неужели не будете лениться.
баловаться, жадничать?Вы же такие некультурные.
невоспитанные, читать, писать научились, а как вести себя-не
знаете.
ДЕТИ: Знаем!
ЛЕНЬ: Сейчас посмотрим, знаете ли вы волшебные
слова?
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро
Если в ночь случиласьвстреча,
Говорим мы …добрый вечер
И всегда при расставанье
Говорите…до свиданья
Уезжает кто-нибудь
Пожелайте…в добрый путь
Попал я в дедушку мячом
И закричал»А я при
чём?»
Но, досчитав до 30,
Сказал: «Ну, дедушка, прости».
Встретил Витю я , соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова …извините.
Если дарят в день рожденья
Вам конфеты и печенье.
Карандаш, альбом и книжку
Или мягкую мартышку,
Не молчи, как в речке рыба,
Говори друзьям…спасибо
За день и ночь, за солнца луч,
За небо, чистое от туч,
За звёзды, утро и зарю
Ты говори….благодарю.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, первоклассники! Не подвели
Азбуку! Ну, Лень, убедилась, что наши дети не только научились грамоте и письму?
УЧЕНИКИ:
Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним,
Грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!
До свиданья, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт.
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вот мы азбуку прочли,
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, конечно, вы знаете, как
обращаться с книгами, но я хочу, чтобы вы выполнили просьбу нового учебника и его авторов. Они
прислали нам телеграмму с просьбой,
которую я вам сейчас зачитаю:
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку обверни,
Где взял меня- туда
верни.
Запомни, я- твой
лучший друг,
Но только не для грязных рук.
_ Берегите новые учебники!
Настоящим человеком
помогают книги стать.
Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет.
Книгам добрым. интересным
Всем мы классом шлём привет
Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошёл.
Говорим мы «До свиданья»!
И до новых встреч, друзья!
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Т ех, кто в первый класс
придет!
Песня «АЗБУКА» сл.З.Петровой, муз. А.
Островского