Этика в
профессиональной культуре педагога
Выполнила учитель математики
МБОУ СОШ №5 г. Пушкино
Антонова Елена Александровна
Введение
В современной действительности огромное
внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как
никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на
первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и
доброжелательного отношения.
Педагогическая
этика как компонент нравственной культуры учителя
1. Понятие и основные составляющие
педагогической этики
Педагогическая этика – это чувство меры
в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение
достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с
детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации
педагогической этики .
Такт в буквальном смысле —
«прикосновение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному
трактуют это понятие:
• иногда такт отождествляют с качествами
воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,
• тактичность — это выражение отношения
учителя к делу обучения и воспитания,
• педагогический такт — это
специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных
педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных
чувств.
Сущность данного понятия с
психологической позиции наиболее полно определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал
четкого определения понятия. Педагогический такт «не что иное, как более или
менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов,
пережитых нами самими».
В современной педагогической литературе
сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Приведем лишь
некоторые из них. Педагогический такт — это:
• «поведение учителя, организованное как
нравственно целесообразная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия
на них»;
• «одна из основных педагогических
способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога»;
• «форма поведения, когда человек идет
на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение,
сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности
другим»;
• «мера педагогически целесообразного
воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль
общения»;
• «особое чувство оптимума, мера того,
что делает педагог»;
• «способность устанавливать правильные
взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения
требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических
вопросов.
2. Признаки и элементы педагогического
такта
Главным признаком педагогического такта
является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт
относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на
нравственно-психологических качествах учителя.
Основными элементами педагогического
такта являются:
- требовательность и уважительность к
воспитаннику;
- умение видеть и слышать ученика,
сопереживать ему;
- деловой тон общения;
- внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить
сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и
способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не
терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности
с чутким отношением к учащимся;
- в хорошем знании возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся;
- в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на
работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал
у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных
фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.
Педагогический такт характеризуется
обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического
воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.
Основа такта — выдержка и
уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя
творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее
уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они
так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким
отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя
— тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности
учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не
готов к уроку. Во внеурочное работе —
непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной
беседе, походе, экскурсии.
Психологи утверждают, что там, где
гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием
раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической
деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач
вместо оказания помощи больному избил бы его .
Проявления такта разнообразны. Это и
умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для
беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по
каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и
многое другое.
Следует также отметить, что, используя
такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен
быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять
поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или
когда ученики считают, что эта похвала их коллегой не заслужена. При применении
наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно
требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а
тем более срывать зло и оскорблять его.
3. Стиль общения педагога как выражение
педагогического такта
Важной характеристикой в этике
профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие
имеет несколько трактовок:
- индивидуально-типологические
особенности взаимодействия педагога и обучающихся — особенности коммуникативных
возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и
воспитанников, творческая индивидуальность педагога ;
- совокупность устойчиво применяемых
педагогом способов воздействия на учащихся .
Стиль общения педагога с учащимися — это
категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих
факторов и зависит:
- от психического склада человека,
- его ценностных
ориентации,
- уровня образования и общей культуры,
- влияния ближайшего социального
окружения (семья, друзья),
- авторитета людей (более опытных
педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.
Традиционно выделяют три основных стиля
управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся
кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его
общения с учащимися.
Авторитарный стиль подразумевает:
- взгляд на ученика как на объект
педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,
- стремление утвердить в жизни детского
коллектива законы нормативного поведения,
- все функции в управлении ученическим
коллективом сосредотачивает в своих руках,
- отсутствие гибкости, веры в
возможности гуманной педагогики,
- предпочитает такие методы воздействия,
как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.
Следствие: учащиеся постоянно испытывают
эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от
педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное
мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся,
который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут
перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в
справедливость своих наставников.
Либеральный стиль:
- такой учитель слабо адаптируется к
педагогическому труду,
- неорганизованность, неуверенность в
принятии решений, отказ от волевых решений,
- почти полное невмешательство педагога
в организацию воспитательного процесса,
- ограничивается убеждениями, отсутствие
должной требовательности.
Следствие: в коллективе образуются
группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность
в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.
Демократический стиль:
- наиболее благоприятен
для организации воспитательно-образовательного процесса;
- высокая культура педагогического
общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность,
честность, добросовестность, доброжелательность);
- интерес к познанию учащегося (изучение
его склонностей, способностей);
- умеет понять проблемы, настроения,
стремления и ориентации воспитанников;
- отдает предпочтение таким методам, как
поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.
Следствие: учащиеся приобретают веру в
себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в
коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся
доброжелательно относятся друг к другу.
Педагог в процессе учебной деятельности
всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители
«чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог
может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот
стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической
деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического
общения, а, следовательно, и педагогический такт.