Технология обучения в сотрудничестве.

Это технология, которая позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.

 

Технология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славином из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния.

Основная идея этой технологии – создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В классе все дети разные: одни схватывают на лету, другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса. Если же объединить ребят в небольшие группы по 3-4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом. Формирование групп осуществляется таким образом, чтобы в каждой присутствовали как «сильные» учащиеся, так и «слабые». «Слабые» стараются выяснить у «сильных» непонятные им вопросы, а «сильные» заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. В малых группах, организуемых так, чтобы в каждой был обязательно «сильный», «средний» и «слабый» ученики, ребята заведомо ставятся в условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результате всех, поскольку оценивается работа группы. С тех пор, разумеется, идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути и её относят к технологиям гуманистического направления в педагогике. Но принципы остаются прежними.

Принципы обучения в сотрудничестве

1. Учащихся работают в группах (4-6 учеников). При этом в каждой группе должен быть «сильный», «средний» и «слабый» ученики. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять. Способы формирования групп могут быть самыми разнообразными: по типу работы, по теме работы, по уровню сложности задания, по желанию, случайным образом, по определённому признаку, по выбору лидера или «не лидера».

 

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Роли могут распределяться как учителем, так и учениками внутри группы. Роли могут быть самыми разнообразными: организатора, аудитора, репортёра, генератора идей, координатора времени, режиссера, консультанта, контролера и др.

3. Учитель сам выбирает члена группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и «слабый» ученик. Способность «слабого» учащегося обстоятельно изложить результат совместной работы означает, что группа справилась с заданием и учебно-педагогическая цель достигнута. Ибо цель любого задания – не формальное его выполнение (правильно/неправильно), а усвоение материала каждым участником группы.

4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся и совместная работа.

Независимо от цели и задания, которые учитель ставит перед учащимися, работа в группе должна идти по следующим этапам:

Первый этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного.

Второй этап: обсуждение высказанных гипотез.

Третий этап: выработка группового решения. Оно рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них. Группа должна быть готова обосновать свой выбор.

Четвертый этап: обсуждение итогов работы групп. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.

 

Пятый этап: обсуждение процесса работы. Таким образом, обсуждение позволяет вывести участников на рефлексию способов групповой работы и тем самым, естественно, развить умение работать в группе.

Использование ИКТ позволяет наиболее эффективно реализовать возможности этой технологии. На всех основных этапах обучения в сотрудничестве возможно применение ИКТ.

На этапе мотивации и постановки цели хорошо использовать интерактивную доску для расшифровки кроссвордов, разгадывания ребусов и загадок, демонстрации видеороликов с проблемным ситуациями, для решения которых группы будут ставить цель урока. Цель может быть как озвучена детьми, так и продемонстрирована записанной через документ-камеру. Через документ-камеру очень удобно проводить этап проверки и анализа домашнего задания.

На этапе формирования новых знаний и умений используются мультимедийные продукты, электронные энциклопедии и словари, материалы ЦОРов и различные ресурсы Интернета. Возможны два варианта: 1) одна группа работает у компьютера, а остальные группы с учебниками, справочниками, 2) каждая группа работает на ноутбуке. Один из членов группы выполняет роль «оператора». Для представления новых знаний или решения какой-либо учебной задачи группы готовят устную или электронную презентацию.

На этапе закрепления используются различные электронные тренажёры, но уже не индивидуально, а группа сообща тренируется в их выполнении. На этапе контроля знаний используются различные тесты и задания, которые представляются для выполнения на интерактивной доске всем группам, и группы письменно готовят ответы или ответы даются в электронном варианте на компьютере, ноутбуках «оператором» после обсуждения в группе.

Этап рефлексии и оценки быстро и наглядно можно провести на интерактивной доске, где каждая группа демонстрирует свой результат с помощью клонирования смайликов, звёздочек и прочего на шкале оценки или представляет плоды своего труда на «дереве успехов». Вариантов много.

Обучение в сотрудничестве с использованием ИКТ позволяет развивать умения и навыки более высокого уровня, включающие способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию, а значит, способствует формированию и развитию компетентной личности.

Список использованных источников

1. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы // Нач. школа. – 2005 –- №1. – С.119-123.

2. Полат Е.С., Моисеева М.В. Дистанционное обучение. – М.: Владос – 1998. – 192 с.

3. Рыбакова Е.А., Мальцева Е.Г. Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе // Нач. школа плюс… – 2006. – № 10. – С.53-56.

4. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы педагогики 2, 1993. – 35 с.