Разработка открытого интегрированного урока информатики в 9 классе.

«Построение  графиков в электронных таблицах для решения математических задач»

Разработал: учитель информатики Южева Т.В.

2013г

Технологии обучения: личностно – ориентированная,  информационно – коммуникационная, проблемного обучения.

Продолжительность: 45 минут.

 

Тема урока: Построение  графиков в электронных таблицах для решения математических задач.

 

Цели урока:

 - обучающие:

1.    Познакомить учащихся с возможностями электронных таблиц Excel ;

2.    Рассмотреть построение диаграмм и их применение при решении задач, выработать у учащихся умения применять полученные знания для решения математических задач,  в построении графиков функций;

- развивающие:

1) формирование алгоритмического мышления;

2) формирование у учащихся навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов;

3.    Развитие информационной культуры учащихся, умения сравнивать и анализировать, логического мышления, грамотной речи, памяти, внимательности;

- воспитательные:

1) эстетическое воспитание учащихся;

2) формирование представлений об информатике и  математике как части общечеловеческой культуры.

3) Воспитание взаимоуважения, умения работать в группах, самостоятельности, усидчивости;

4.    Формирование навыков здорового образа жизни.

Тип урока: интегрированный урок, изучение нового материала, проблемный.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: 10 персональных компьютеров, мультимедийный проектор, экран, Презентация Power Point «Построение  графиков в электронных таблицах для решения математических задач» (Приложение 1),  раздаточный материал с заданиями.

План урока:

1.    Организационный момент

2.    Актуализация знаний

3.    Физминутка

4.    Изучение нового материала. Интеграция математики и информатики.

5.    Итог урока

Ход урока.

1.    Организационный момент

1.    Приветствие учащихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. (улыбка учителя)

2.    Сообщение темы и целей урока.

Мы с вами продолжаем работать с электронными таблицами. Тема нашего урока «Построение  графиков в электронных таблицах для решения математических задач». Сегодня мы охарактеризуем основные виды диаграмм, разберём их особенности , решим задачи по информатике, применяя знания, полученные на уроках математики, узнаем, как можно использовать диаграммы,  графики, выполняя задания по  математике.

Работать на уроке будем в группах. Прошу всех соблюдать правила работы в группе.

2.    Актуализация знаний

Учитель: А сейчас охарактеризуем основные типы диаграмм, вам нужно будет решить предложенные задачи и в тетрадях записать основные определения.

Итак, начинаем.

Компьютерная презентация “Диаграммы в Excel

Перед вами задание:

Дан фрагмент электронной таблицы.

A

B

C

D

1

3

3

2

2

=(C1+A1)/2

=C1–D1

=A1–D1

=B1/2

Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2 : С2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.


Ответ: 5

 

Решение:

Определим значения в ячейках: А2,B2,C2.

A2=(B1 – A1)\2=(4−2)\2=1.

B2=2 – A1\2=2\2=1.

C2=(C1 – A1)*2 – 4. Значение ячейки C1 неизвестно. Его и нужно найти. Обозначим C1 за х.

C2=(x−2)*2−4.

По диаграмме видно, что соотношение значений в ячейках : А2, B2, C2 равно 1:1:2

А2=1,В2=1. Поэтому C2=2. Отсюда (x−2)*2−4=2 => 2x−4−4=2 => 2x=10 => x=5.

Получим, C1=5.

Еще одно задание из ГИА по информатике

Торговое предприятие владеет тремя магазинами (I, II и III), каждый из которых реализует периферийные компьютерные устройства: мониторы (М), принтеры (П), сканеры (С) или клавиатуры (К). На диаграмме 1 показано количество проданных товаров каждого вида за месяц. На диаграмме 2 показано, как за тот же период соотносятся продажи товаров (в штуках) в трех магазинах предприятия.

утверждений следует из анализа обеих диаграмм?
А) Все сканеры могли быть проданы через магазин III
Б) Все принтеры и сканеры могли быть проданы через магазин II
В) Все мониторы могли быть проданы через магазин I
Г) Ни один принтер не был продан через магазин II

1.     А

2.     Б

3.     В

4.     Г

 

Решение:

Рассмотрим диаграмму 1. Из нее следует, что: I=10%, II=25%, III=65%.

Рассмотрим диаграмму 2.Из нее следуетто: М=30%, П=20%, С=10%, К=40%.

Проверим все варианты:

Утверждение А"Все сканеры могли быть проданы через магазин III" говорит о том, что:

C≤III.

C=10%, III=65%.

10%≤65%-поэтому утверждение подходит.

Утверждение Б "Все принтеры и сканеры могли быть проданы через магазин II" говорит о том, что:

П+С≤II.

П+С=20%+10%=30%.

II=25%.

30%>25%-поэтому утверждение не подходит.

Утверждение В "Все мониторы могли быть проданы через магазин I" говорит о том, что:

М≤I.

М=30%, I=10%.

30%>10%-поэтому утверждение не подходит.

Утверждение Г "Ни один принтер не был продан через магазин II" -это отрицание утверждения: "Все принтеры могли быть проданы через магазин II":

¬(П≤II)=П>II.

П=20%, II=25%.

20%<25%-поэтому утверждение не подходит.

 С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.

 Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

 Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).

Пример. В 9-а классе обучается 5 мальчиков и 10 девочек. Построить круговую диаграмму, показывающую соотношение полов.


Столбчатая диаграмма(гистограмма) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках.

 Пример. Построить диаграмму, показывающую процент  успеваемости  по школе за 6 лет

  По результатам 2011-2012 учебного года успевает (не имеет «2» в году) 99,5% обучающихся. Процент успеваемости  по школе за 6 лет можно проследить по следующему графику:


 Из графика видно, что:

-  основная школа повысила результат на 2%, количество второгодников уменьшилось до 2-х.,  среднюю школу заканчивают все учащиеся школы.

 - общешкольный показатель повысился на 1% по сравнению с предыдущим  годом.

 Линейная диаграмма (график) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой.

Пример. Построить график, отражающий зависимость пройденного расстояния от времени движения

Учитель: это были основные виды диаграмм, с которыми мы будем работать.

(экран выкл)

3.     Физминутка

Мы очень плодотворно поработали, давайте отдохнем!

Гимнастика для глаз. Сядьте удобнее, расслабьтесь. Выберите любое поле и двигайте глазами по указанному направлению. Выберите другое поле. Двигайте глазами.

 

4.     Изучение нового материала. Интеграция математики и информатики.

А теперь давайте посмотрим, как можно использовать информатику и в частности графики в Excel  в математике.

Вот задание:

Решить систему линейных уравнений:

2х-у=6,

3х+5у=35;

Решим систему, используя математические навыки, методом подстановки,

у=2х-6,

подставляем во 2-е уравнение 3х+5*(2х-6)=35, решаем его 13х=65, х=5, находим у, у=2*5-6=4.

Ответ: х=5, у=4.

Можно решить эту систему графически, применяя навыки информатики:

Построим в одной координатной плоскости графики уравнений системы, выразив у через х

у=2х-6 и у=(35-3х)/5

Составим таблицу значений:

Ответ получился  такой же (5; 4)

Построим график заданной функции: у=2*х2-1

Составим таблицу с данными:

 

Сейчас я вам предлагаю выполнить такие же математические задания самостоятельно, для этого разобьёмся на группы по два человека.

Каждая группа получает карточку с заданием, один человек из группы выполняет задание в тетради , другой на компьютере, результаты сравниваем. Побеждает та группа, в которой результаты сошлись точнее. Консультирует группы ваш учитель математики Наталья Григорьевна и учитель информатики Татьяна Валентиновна.

Раздаю карточки с заданиями.

 

Вам дается 10 мин.

(выполнение задания)

Учитель: время вышло.

(взаимопроверка )

 Обсуждение ошибок.

Учитель: Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!

 

5.     Итог урока

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Каждой группе необходимо устно ответить на 3 вопроса:

1.    Что узнали нового?

2.    Что было полезным?

3.    В чем затруднились?

(ответы групп)

Учитель: Я рада, что мы с вами хорошо поработали, узнали много новой и полезной информации. На следующих уроках мы будем учиться оформлять различные типы и виды диаграмм  за ПК.

2.    Домашнее задание 

Дан фрагмент электронной таблицы: 

A

B

C

D

1

3

3

2

2

=(C1+A1)/2

=C1–D1

=A1–D1

=B1/2

Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:

 

Ответ: 2

3.    Оценки за урок. (прокомментировать)

Я благодарю вас за урок! До свидания!

 

Хостинг от uCoz