Памятка родителям от ребенка
Любить - значит утверждать
неповторимое существование
другого человека.
С.Л. Рубинштейн
Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для
родителей. Освоение и формирование роли отца или матери - важнейшая задача
личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных
отношений.
Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот
период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих
возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному
проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины.
Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает
множество ловушек при ее освоении.
- Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты
должен меня любить и уважать»).
- Ловушка нормальности, или «все как у людей»- отказ от понимания
и принятия уникальности своей жизни и жизни членов своей семьи.
- Ловушка подарка (« Я ему все покупаю, что захочет») –
игнорирование личностного общения.
Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям.
Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер: « Я люблю тебя потому,
что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит
условный характер: « Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания,
выполняешь мои требования».
Идеальный вариант - когда мать в своем поведении демонстрирует
чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной
поддержке и сопереживанию. Отец – такие черты, как
энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой
семье легко осваивают модели женского и мужского поведения.
При воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие
моменты.
- Ребенок - не просто продукт воспитательных воздействий
родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое
поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок-
воспитатель себя.
- Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного
мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг.
Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир
их глазами.
- На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей,
но даже в большей степени все особенности поведения родителей - в том числе ни
взрослым, ни ребенком не осознаваемые.
Осложнить процесс воспитания психологически здоровой личности
могут отсутствие в семье одного из родителей; наличие у членов семьи
психологически асоциальных зависимостей (вредные привычки); проживание в семье
тяжело больного человека.
Психологические критерии, по которым можно судить о
психологическом благополучии ребенка в семье:
- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими
людьми;
- ощущение свободы, автономности при общении с родителями;
- уверенность в своих силах и самодостаточность;
- умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у
окружающих;
- способность разграничить ошибку и свою личность.
Памятка родителям от ребенка
1.
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно
предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
2.
Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это
позволяет определить мне свое место.
3.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что
считаться нужно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши
инициативы.
4.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее
пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.
5.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в
вас.
6.
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для
того, чтобы просто расстроить вас. Другими слова ми, я пытаюсь достичь таким образом еще больших «побед».
7.
Не расстраивайтесь слишком сильно когда я говорю «Я вас
ненавижу!». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что
сделали мне.
8.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я
отыграюсь, став «плаксой» и «нытиком».
9.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу
продолжать использовать вас в качестве прислуги.
10.
Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего
внимания. Это только вдохновит меня использовать их в дальнейшем.
11.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних лиц. Я обращу гораздо больше
внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
12.
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым
объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание
сотрудничать с вами становится минимальным. Будет нормально, если вы
предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.
13.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как я
великолепно знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
14.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я должен
научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
15.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду
вынужден защищаться, притворяясь глухим.
16.
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю,
почему поступаю так, а не иначе.
17.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко
превращаюсь в лжеца.
18.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, поэтому,
пожалуйста, смиритесь с этим.
19.
Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
20.
Не проецируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих — невпроворот.
21.
Не требуйте от меня большего, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша
любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы
тебя любим, а если плохую — отвергаем. Не торгуйте святым чувством.
22.
Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел
свободу выбора и выбирал самостоятельно.
23.
Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.
24.
В конце концов, любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.
Памятка для родителей по
воспитанию детей
«Более всего
необходимо, чтобы для
ребенка
сделалось невозможным такое
препровождение
времени, когда человек
остается без
работы в руках, без мыслей в
голове, потому
что именно в эти минуты
портится
голова, сердце и нравственность».
К.Д.Ушинский
Создание
благоприятной семейной атмосферы
Помните:
от того, как родители
разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо
индивидуальное. Показатель один — чтобы ребенок выспался и легко проснулся,
когда его будят родители.
Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не
упускайте ее. Совместная дорога — это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать
вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы:
«Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в
школе?».
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его
временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в
его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим.
Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации,
создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Как
показывает статистика, более половины американских президентов,
были старшими сыновьями. И в основном именно старшие дети делают
более успешную карьеру, чем младшие дети. Это американская
статистика, но вряд ли по всему миру ситуация сильно
различается, поскольку стереотипы — вещь распространенная.
И в самом деле, старшим
детям не так уж и сладко. Их преследует ревность и горькая
обида, основанная на убеждении, что их меньше любят, от них
много требуют и уделяют им мало внимания. На них с появлением
последующего ребенка возлагают новые обязанности, с ними чаще
говорят о долге, нежели об их истинных желаниях.
Как надо себя вести
родителям, чтобы изначально у детей сложились дружеские
отношения. Вот следующие советы.
- Никогда
не сравнивайте своих детей. Это распространенная ошибка
родителей — одного ругают, а второго ставят в пример.
В одном ребенке закладываете неуверенность и комплексы
в себе, а в другом — презрение к слабым. Поэтому
соперничество — не лучший способ воспитания.
- Все дети
в семье должны находиться в одинаковых условиях и нести
ответственность по мере своих сил и возможностей. Например,
игрушки
собирает тот, кто их раскидал,
конечно, если это ему под силу. Даже подросшие дети должны
видеть свое равенство: будь то ответственность, если
не вымыта
посуда, интернет
отнял время от уроков, прогулка затянулась по причине
капризов.
- Покупайте
разные
игрушки,
в соответствии с возрастом и предпочтениями. Перед
вручением, скажите, что машинка для младшего, а игра —
старшему. По обоюдному согласию дети могут поменяться, чтобы
поиграть.
- Будьте
сдержаны и объективны при выяснении обстоятельств ссоры,
повреждения имущества и подобных ситуаций. Ни старший,
ни младший ребенок не должны находиться в ситуации, когда
им придется оправдываться или изворачиваться. В конце
концов, неужели разбитый
кофейный сервиз
или оборванные обои дороже мира и спокойствия в семье?
- Все дети
собственники и они по своей природе ревнивы. Наблюдайте
за старшим, если он стал замкнутым, агрессивным, плаксивым,
исправляйте ситуацию. Попросите погулять кого-то с младшим,
а вы тем временем уделите все внимание старшему ребенку —
обнимите, поиграйте, почитайте, посмотрите фотографии.
Только таким образом вы можете изменить ситуацию, ведь все
зависит только от желания родителей.
От того, как поведут
себя родители, как выстроят отношения между собой и детьми,
помогу ли детям быть равными, а не конкурентами, серьезно
зависит будущее каждого ребенка. Ради этого стоит потрудиться!
Воспитание
трудолюбия у детей в семье
Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу,
качество выполненной работы. Если не все у него получилось — не раздражайтесь,
а терпеливо объясните еще раз.
Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте
начатую
работы доводить до конца.
Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь
обязанности по обслуживанию семьи.
Не наказывайте ребенка трудом.
О воспитании
доброты
1. Общение — суть жизни
человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку
радость общения с нами — это радость совместного познания, совместного труда,
совместной игры, совместного отдыха.
2.
Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым
близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.
3. Научим детей ненавидеть
зло и равнодушие.
4. Как можно больше любви к
ребенку, как можно больше требовательности к нему.
5. Давайте совершать добрые,
хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
6. Научимся владеть собой.
Выдержка! Выдержка! Выдержка!