Главная страница сайта Страничка для родителей

 

Памятка родителям от ребенка

Любить - значит утверждать

неповторимое существование

другого человека.

С.Л. Рубинштейн

 

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери - важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.

Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении.

- Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»).

- Ловушка нормальности, или «все как у людей»- отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизни членов своей семьи.

- Ловушка подарка (« Я ему все покупаю, что захочет») – игнорирование личностного общения.

Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер: « Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: « Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования».

Идеальный вариант - когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию. Отец –  такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели женского и мужского поведения.

При воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты.

-  Ребенок - не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок- воспитатель себя.

-  Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.

- На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей - в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Осложнить процесс воспитания психологически здоровой личности могут отсутствие в семье одного из родителей; наличие у членов семьи психологически асоциальных зависимостей (вредные привычки); проживание в семье тяжело больного человека.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

- ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

-  уверенность в своих силах и самодостаточность;

- умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

-  способность разграничить ошибку и свою личность.

Памятка родителям от ребенка

 

1.        Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2.        Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне свое место.

3.        Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.

4.        Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.

5.        Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.

6.        Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими слова­ ми, я пытаюсь достичь таким образом еще больших «побед».

7.        Не расстраивайтесь слишком сильно когда я говорю «Я вас не­навижу!». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

8.        Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь, став «плаксой» и «нытиком».

9.        Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

10.     Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня ис­пользовать их в дальнейшем.

11.     Не поправляйте меня в присутствии посторонних лиц. Я об­ращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

12.     Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конф­ликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минималь­ным. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.

13.     Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как я великолепно знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

14.     Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

15.     Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

16.     Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

17.     Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

18.     Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

19.     Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.

20.     Не проецируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих — невпроворот.

21.     Не требуйте от меня большего, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, а если плохую — отвер­гаем. Не торгуйте святым чувством.

22.     Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.

23.     Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.

24.     В конце концов, любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.

Памятка для родителей по воспитанию детей

«Более всего необходимо, чтобы для

ребенка сделалось невозможным такое

препровождение времени, когда человек

остается без работы в руках, без мыслей в

голове, потому что именно в эти минуты

портится голова, сердце и  нравственность».

К.Д.Ушинский

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется су­губо индивидуальное. Показатель один — чтобы ребенок вы­спался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ре­бенком, не упускайте ее. Совместная дорога — это совмест­ное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в шко­ле?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о со­бытиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим.

Необходимо исключить из общения окрики, грубые интона­ции, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Как показывает статистика, более половины американских президентов, были старшими сыновьями. И в основном именно старшие дети делают более успешную карьеру, чем младшие дети. Это американская статистика, но вряд ли по всему миру ситуация сильно различается, поскольку стереотипы — вещь распространенная.

И в самом деле, старшим детям не так уж и сладко. Их преследует ревность и горькая обида, основанная на убеждении, что их меньше любят, от них много требуют и уделяют им мало внимания. На них с появлением последующего ребенка возлагают новые обязанности, с ними чаще говорят о долге, нежели об их истинных желаниях.

Как надо себя вести родителям, чтобы изначально у детей сложились дружеские отношения. Вот следующие советы.

  • Никогда не сравнивайте своих детей. Это распространенная ошибка родителей — одного ругают, а второго ставят в пример. В одном ребенке закладываете неуверенность и комплексы в себе, а в другом — презрение к слабым. Поэтому соперничество — не лучший способ воспитания.
  • Все дети в семье должны находиться в одинаковых условиях и нести ответственность по мере своих сил и возможностей. Например, собирает тот, кто их раскидал, конечно, если это ему под силу. Даже подросшие дети должны видеть свое равенство: будь то ответственность, если не вымыта посуда, интернет отнял время от уроков, прогулка затянулась по причине капризов.
  • Покупайте разные в соответствии с возрастом и предпочтениями. Перед вручением, скажите, что машинка для младшего, а игра — старшему. По обоюдному согласию дети могут поменяться, чтобы поиграть.
  • Будьте сдержаны и объективны при выяснении обстоятельств ссоры, повреждения имущества и подобных ситуаций. Ни старший, ни младший ребенок не должны находиться в ситуации, когда им придется оправдываться или изворачиваться. В конце концов, неужели разбитый кофейный сервиз или оборванные обои дороже мира и спокойствия в семье?
  • Все дети собственники и они по своей природе ревнивы. Наблюдайте за старшим, если он стал замкнутым, агрессивным, плаксивым, исправляйте ситуацию. Попросите погулять кого-то с младшим, а вы тем временем уделите все внимание старшему ребенку — обнимите, поиграйте, почитайте, посмотрите фотографии. Только таким образом вы можете изменить ситуацию, ведь все зависит только от желания родителей.

От того, как поведут себя родители, как выстроят отношения между собой и детьми, помогу ли детям быть равными, а не конкурентами, серьезно зависит будущее каждого ребенка. Ради этого стоит потрудиться!

 

 

Воспитание трудолюбия у детей в семье

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициа­тиву, качество выполненной работы. Если не все у него полу­чилось — не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.

Привлекайте ребенка к большим семейным делам и при­учайте начатую работы доводить до конца.

Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

Не наказывайте ребенка трудом.

 

О воспитании доброты

1.       Общение — суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами — это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

2.       Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.

3.       Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.

4.       Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.

5.       Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.

6.       Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!

 

 

Хостинг от uCoz