Седьмые
Московские областные
Рождественские
образовательные чтения
Раздел 3.2.
Изучение школьниками христианской культуры в системе государственного и
конфессионального образования.
Тема:
Православная культура и мир
ценностей современного школьника.
Автор – ученица 10 класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Пушкино
Шапарина Дарья
Как же связанны между собой понятия православная
культура и нравственные ценности современного школьника? И есть ли между ними
связь? Очень хочется верить в то, что, несмотря на многогранность и
противоречивость современной культуры, неизменным остаётся одно: стремлением к
созиданию, к творчеству, к реализации своих способностей молодые люди
уподобляются Творцу, который создал наш непостижимый для человеческого разума
Мир. И именно православная культура, которая досталась нам от наших предков,
является основой нравственных ценностей современной молодёжи. Отрываясь от
законов морали и нравственности, которые основаны на христианском вероучении,
наши современники теряются в современном информационном мире, и что самое
страшное губят свои души.
У нашего государства богатая история. Много испытаний
ложилось на плечи наших дедов и отцов. В Великую Отечественную войну весь народ
сумел мобилизоваться в единый фронт. Руководство немецкой армии было поражено
степенью нравственности русских людей, и это явилось первопричиной нашей победы
над немцами. В наше время России также нужна крепкая опора. Моим ровесникам
возможно уже через несколько лет
придётся решать важные социальные, политические и экономические вопросы. Сможем
ли мы достойно нести груз этих проблем, которые неизбежно ложатся на плечи
любого государства? Я думаю, что сможем, но не без помощи наших родителей и
учителей. Будущее нашей страны во многом зависит и от них, именно наши
наставники должны помочь выбрать правильную «дорогу» своим ученикам. Педагог –
греческое слово, означающее – ведущий ребёнка за руку. Как обучить пройти по
жизненному пути, не свалиться в пропасть, не заблудиться в житейских дебрях?
«Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь – Иисус Христос», - писал Н.В.
Гоголь. В наши дни уже трудно найти ребёнка, не знающего, что такое храм, не
бывшего в нём. Но за чисто внешним, материальным образом храма далеко не все
видят его духовную суть, понимают роль его в жизни человека. В современном мире
легко заблудиться. Мы живём в век информации. Она настигает нас на каждом шагу
через радио, телевидение, кино и т. д. Как современны строки из стихотворения
Ф.И. Тютчева, который в конце XIX века
писал: «Не плоть, а дух растлился в наши дни…» С помощью средств массовой
коммуникации происходит подмена ценностей. Объяснить, как раскрыть себя и
понять каков смысл нашей жизни на земле - основная задача педагога. Ведь жизнь,
в которой нет смысла, и существование, когда человек ни к чему не стремится, мучительны прежде всего, для него самого: «Должен быть в
душе каждого человека такой фонарик, который осветил бы жизненную суету и
сделал бы жизнь осмысленной». Есть такие истины, которым невозможно научить –
им можно только научиться. «Царство небесное нудится» - как понять эти слова?
Мы, юное поколение должны трудиться над собой, стараться из-за всех сил быть
верными в «малом» и тогда дастся «многое». Ведь Вера – это Дар Божий. Даром
Божьим ещё является талант, данный нам при рождении. Нереализованный талант –
есть загубленный Божий дар. Лишаясь его, мы лишаемся своего будущего. Наша лень
порождает в нас равнодушие, безвкусицу и пошлость. Мы не в состоянии отличить
«зёрна» от «плевел». Многие мои ровесники становятся подвластными современной
массовой упрощённой идеологии, которая подчинена низшим потребностям человека:
удовольствию, во всех его проявлениях. Одни отрекаются от Бога из-за лени. А
другие, достигшие каких-то вершин, из-за гордости. Мы часто забываем, что
талант, приобретённый без Христа – это всегда потеря. Эти слова во многом
находят своё отображение в истории искусства и науки. А бывает так, что талант,
данный Богом и преумноженный человеком в трудах, приводит этого человека к вере
в Бога: «Всю свою жизнь – пишет Наталья Бехтерева - я
посвятила изучению самого совершенного органа – человеческого мозга. И пришла к
выводу, что возникновение такого чуда невозможно без Творца». Большинство
учёных, раскрывая тайны мироздания, становятся верующими людьми. «Малое знание отдаляет нас от Бога,
большое знание к Нему приближает», - сказал Френсис Бекон. Гордые и самолюбивые
люди стараются жить в придуманном мире. Например, художники придумывают свои
живописные стили: футуризм, супрематизм и т.д. В начале XX века художник Казимир Малевич пишет картину «чёрный
квадрат», в которой нет ничего, кроме пустоты и безразличия к искусству. А
между тем, человек в этом мире создан по образу божьему и подобию. И в
искусстве не может быть придуманных форм и образов. Но в рождении
художественного образа всегда присутствует тайна. Постичь её путём
рационального анализа невозможно. Современное искусство авангарда и
постмодернизма является бунтом против природы, против мира как творения
Божьего. Очень важно помнить, что форму
выдумать нельзя, в какой-то мере она даётся природой. Об этом говорил ещё А.С.
Пушкин: «И я в конце концов пришёл к тому убеждению,
что человек нашёл Бога именно потому,
что Он существует. Нельзя найти то, чего нет. Даже в пластических образах, -
это мне внушило искусство… Выдумать форму нельзя: её
надо взять из того, что существует». В русской литературе, как и в искусстве,
тема прославления Творца и созданного Им мира исстари была ведущей. Это
животворное начало выражалось в произведениях Державина, Достоевского, Гоголя,
Пушкина, Бунина, Блока. На картинах Иванова, Саврасова, Венецианова, Нестерова,
Коровина через художественные образы звучит тема прославления Творца. Ведь само
слово «живопись» - слово, утверждающее жизнь. «Живописать», по словарю В.Даля,
значит изображать верно и живо, кистью или словами.
О радость красок!
Снова, снова
Лазурь
сквозь яркий жёлтый сад
Горит так
дивно и лилово,
Как будто
ангелы глядят.
О радость
радостей! Нет, знаю,
Нет, верю,
Господи, что Ты
Вернёшь к
потерянному раю
Мои
томленья и мечты.
И.А. Бунин
Люди, которые веруют во Христа, или пришедшие к
православию, ощущают свою греховную природу и стараются работать над собой,
исправлять свои недостатки избавляться от вредных привычек. Евангелист Матфей
передаёт нам слова, сказанные Иисусом Христом: «... ибо всякому имеющему дастся
и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что
имеет». Художник или писатель, воспитанный на христианском вероучении не станет
придумывать свою систему ценностей, а будет рад выразить красоту сотворённого
Богом мира на своих полотнах. «Чуть-чуть потерпеть зло, и добра станет больше»,
- пишет автор книги «Образ в искусстве» Третьяков. О добре говорил нам и святейший
патриарх
Алексий
II «Христианство говорит, что человек
приходит в мир для того, чтобы после него мир стал чуть-чуть светлее и добрее».
Словом, Россия всегда держалась на талантливых людях, и держится, по сей день.
Я считаю, что без веры нет таланта, а без талантливых
людей нет России!
Литература:
1.
«Новый завет», Паломник, Москва,
2.
«Мир вашему дому», Сретенский монастырь,
3.
«Основы нравственности», Р. Янушкявичюс, О. Янушкявиченр,
ПРО-ПРЕСС, Москва,
4.
«Образ в искусстве», Н.Н. Третьяков, Оптина Пустынь,
5.
«Введение во храм слова»,
С.Ф. Иванова, Отчий дом, Москва,
6.
«Буквица славянская», Н.П. Саблина, Санкт-Петербург,