Седьмые Московские областные

Рождественские образовательные чтения

Раздел 3.2. Изучение школьниками христианской культуры в системе государственного и конфессионального образования.

 

Тема:

Православная культура и мир ценностей современного школьника.

 

Автор – ученица 10 класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Пушкино

Шапарина Дарья

 

2009 г.

 

 

Как же связанны между собой понятия православная культура и нравственные ценности современного школьника? И есть ли между ними связь? Очень хочется верить в то, что, несмотря на многогранность и противоречивость современной культуры, неизменным остаётся одно: стремлением к созиданию, к творчеству, к реализации своих способностей молодые люди уподобляются Творцу, который создал наш непостижимый для человеческого разума Мир. И именно православная культура, которая досталась нам от наших предков, является основой нравственных ценностей современной молодёжи. Отрываясь от законов морали и нравственности, которые основаны на христианском вероучении, наши современники теряются в современном информационном мире, и что самое страшное губят свои души.

У нашего государства богатая история. Много испытаний ложилось на плечи наших дедов и отцов. В Великую Отечественную войну весь народ сумел мобилизоваться в единый фронт. Руководство немецкой армии было поражено степенью нравственности русских людей, и это явилось первопричиной нашей победы над немцами. В наше время России также нужна крепкая опора. Моим ровесникам возможно уже  через несколько лет придётся решать важные социальные, политические и экономические вопросы. Сможем ли мы достойно нести груз этих проблем, которые неизбежно ложатся на плечи любого государства? Я думаю, что сможем, но не без помощи наших родителей и учителей. Будущее нашей страны во многом зависит и от них, именно наши наставники должны помочь выбрать правильную «дорогу» своим ученикам. Педагог – греческое слово, означающее – ведущий ребёнка за руку. Как обучить пройти по жизненному пути, не свалиться в пропасть, не заблудиться в житейских дебрях? «Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь – Иисус Христос», - писал Н.В. Гоголь. В наши дни уже трудно найти ребёнка, не знающего, что такое храм, не бывшего в нём. Но за чисто внешним, материальным образом храма далеко не все видят его духовную суть, понимают роль его в жизни человека. В современном мире легко заблудиться. Мы живём в век информации. Она настигает нас на каждом шагу через радио, телевидение, кино и т. д. Как современны строки из стихотворения Ф.И. Тютчева, который в конце XIX века писал: «Не плоть, а дух растлился в наши дни…» С помощью средств массовой коммуникации происходит подмена ценностей. Объяснить, как раскрыть себя и понять каков смысл нашей жизни на земле - основная задача педагога. Ведь жизнь, в которой нет смысла, и существование, когда человек ни к чему не стремится, мучительны прежде всего, для него самого: «Должен быть в душе каждого человека такой фонарик, который осветил бы жизненную суету и сделал бы жизнь осмысленной». Есть такие истины, которым невозможно научить – им можно только научиться. «Царство небесное нудится» - как понять эти слова? Мы, юное поколение должны трудиться над собой, стараться из-за всех сил быть верными в «малом» и тогда дастся «многое». Ведь Вера – это Дар Божий. Даром Божьим ещё является талант, данный нам при рождении. Нереализованный талант – есть загубленный Божий дар. Лишаясь его, мы лишаемся своего будущего. Наша лень порождает в нас равнодушие, безвкусицу и пошлость. Мы не в состоянии отличить «зёрна» от «плевел». Многие мои ровесники становятся подвластными современной массовой упрощённой идеологии, которая подчинена низшим потребностям человека: удовольствию, во всех его проявлениях. Одни отрекаются от Бога из-за лени. А другие, достигшие каких-то вершин, из-за гордости. Мы часто забываем, что талант, приобретённый без Христа – это всегда потеря. Эти слова во многом находят своё отображение в истории искусства и науки. А бывает так, что талант, данный Богом и преумноженный человеком в трудах, приводит этого человека к вере в Бога: «Всю свою жизнь – пишет Наталья Бехтерева   - я посвятила изучению самого совершенного органа – человеческого мозга. И пришла к выводу, что возникновение такого чуда невозможно без Творца». Большинство учёных, раскрывая тайны мироздания, становятся верующими  людьми. «Малое знание отдаляет нас от Бога, большое знание к Нему приближает», - сказал Френсис Бекон. Гордые и самолюбивые люди стараются жить в придуманном мире. Например, художники придумывают свои живописные стили: футуризм, супрематизм и т.д. В начале XX века художник Казимир Малевич пишет картину «чёрный квадрат», в которой нет ничего, кроме пустоты и безразличия к искусству. А между тем, человек в этом мире создан по образу божьему и подобию. И в искусстве не может быть придуманных форм и образов. Но в рождении художественного образа всегда присутствует тайна. Постичь её путём рационального анализа невозможно. Современное искусство авангарда и постмодернизма является бунтом против природы, против мира как творения Божьего.  Очень важно помнить, что форму выдумать нельзя, в какой-то мере она даётся природой. Об этом говорил ещё А.С. Пушкин: «И я в конце концов пришёл к тому убеждению, что человек нашёл Бога  именно потому, что Он существует. Нельзя найти то, чего нет. Даже в пластических образах, - это мне внушило искусство… Выдумать форму нельзя: её надо взять из того, что существует». В русской литературе, как и в искусстве, тема прославления Творца и созданного Им мира исстари была ведущей. Это животворное начало выражалось в произведениях Державина, Достоевского, Гоголя, Пушкина, Бунина, Блока. На картинах Иванова, Саврасова, Венецианова, Нестерова, Коровина через художественные образы звучит тема прославления Творца. Ведь само слово «живопись» - слово, утверждающее жизнь. «Живописать», по словарю В.Даля, значит изображать верно и живо, кистью или словами.

                               О радость красок! Снова, снова

Лазурь сквозь яркий жёлтый сад

Горит так дивно и лилово,

Как будто ангелы глядят.

 

О радость радостей! Нет, знаю,

Нет, верю, Господи, что Ты

Вернёшь к потерянному раю

Мои томленья и мечты.

                                                 И.А. Бунин

Люди, которые веруют во Христа, или пришедшие к православию, ощущают свою греховную природу и стараются работать над собой, исправлять свои недостатки избавляться от вредных привычек. Евангелист Матфей передаёт нам слова, сказанные Иисусом Христом: «... ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет». Художник или писатель, воспитанный на христианском вероучении не станет придумывать свою систему ценностей, а будет рад выразить красоту сотворённого Богом мира на своих полотнах. «Чуть-чуть потерпеть зло, и добра станет больше», - пишет автор книги «Образ в искусстве» Третьяков. О добре говорил нам и святейший патриарх

Алексий II «Христианство говорит, что человек приходит в мир для того, чтобы после него мир стал чуть-чуть светлее и добрее». Словом, Россия всегда держалась на талантливых людях, и держится, по сей день.

Я считаю, что без веры нет таланта, а без талантливых людей нет России!

               

Литература:

1.       «Новый завет», Паломник, Москва, 2003 г.

2.       «Мир вашему дому», Сретенский монастырь, 2007 г.

3.       «Основы нравственности», Р. Янушкявичюс, О. Янушкявиченр, ПРО-ПРЕСС, Москва, 2002 г.

4.       «Образ в искусстве», Н.Н. Третьяков, Оптина Пустынь, 2001 г.

5.       «Введение во храм слова», С.Ф. Иванова, Отчий дом,  Москва, 2004 г.

6.       «Буквица славянская», Н.П. Саблина, Санкт-Петербург, 2002 г.

Хостинг от uCoz