Шестые Московские областные Рождественские образовательные чтения

 

Раздел 2.2 Православные ценности семейного воспитания.

 

 

 

 

Тема:

«Торжествует церковь… приемля матерь о чадех веселящуюся…»

(о роли матери в семье)

 

 

 

 

 

 

 

Автор – учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Пушкино»

Чугреева Татьяна Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008 г.


 

Так сложилось в жизни, что всего один год мне пришлось работать в школе-интернате. Это было давно, но каждый день из того года приносил мне такие потрясения, что вновь и вновь я переживаю это как сегодняшний день.

…Весна. Тепло. Красиво. Радостно. Я веду из кинотеатра свой 4-ый класс. За мою руку держится маленькая Лариса и что-то без умолку рассказывает. Вдруг она говорит: « А в прошлом году я шла здесь с мамой и все время падала.» «Почему?» - удивляюсь я. «Потому что  я смотрела все на маму, а не на дорогу и спотыкалась…» Мама Ларисы жила в соседнем городе и приезжала к дочери не чаще раза в год, поэтому девочке так хотелось успеть насмотреться на нее. А вот другая картина: иду в спальню к девочкам пожелать им спокойной ночи. Верочка сидит на кровати и целует лист бумаги, как оказывается, телеграфный бланк. Увидев меня, она убирает его под подушку, с большой осторожностью и нежностью разглаживает прежде, чтобы он там не помялся. «Вера, что это у тебя?» - спрашиваю я. «Это мамино поздравление мне с днем рождения!» Мама не приехала в этот день к дочке и даже не потратилась на художественный бланк для телеграммы, но все равно счастье, что помнит, просто сейчас, убеждена Вера, она очень занята, поэтому и не забирает ее хотя бы на выходные. Этих воспоминаний о чистой детской любви и всепрощении к своим бессовестным мамам хватит на большую книгу, будто не год я там работала, а целую жизнь. Абсолютно согласна с замечательным русским философом Иваном Ильиным, который в своей работе «Путь духовного обновления» писал, что главной силой воспитания является то взаимное чувство личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком связью, единственной в своем роде – таинственной связью кровной любви. Как бы трогательно не воспитывался приемыш, он всегда будет вздыхать про себя о своих кровных родителях. И каким же непроглядным мраком должна быть покрыта душа женщины, которая рвет эту связь, бросая свое дитя на произвол судьбы, лишая его материнской любви и заботы. Но вспомним и другие слова. Святитель Иоанн Златоуст говорит нам: «Не одно лишь рождение чада делает женщину матерью, не только ношение чада во чреве, но и его доброе воспитание.» Без этого невозможно и личное спасение. Сказано: «Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению и, кроме награды за собственные дела ты получишь великую награду и за их воспитание.» И вновь всплывает перед глазами картина, но уже сегодняшнего дня: две молодые мамы курят и о чем-то увлеченно говорят, стоя на детской площадке, их детишки убежали от них и балуются кнопками домофона: «Это что же вы делаете?» - спрашиваю у них, и девочка лет пяти мне дерзко отвечает: «А мы что хотим, то и делаем.» Знакомая картина, не правда ли? И уже никого не удивляет мама с коляской и банкой пива в руке. А вот группа молодых мам с располневшими после родов фигурами, обтянутых джинсами, из которых свисают обнаженные животы. Мода такая, скажите вы? А сквернословие льющееся из их жующих ртов и слышная их детям – это тоже мода? «От избытка сердца говорят уста (Ев. Мф. 12, 34). Если у женщины сердце переполнено грехом, то льется из него сквернословие неудержимым потоком. Такая мать, которая, не стесняясь своих детей, бранится, губит не только свою душу, но и души своих детей, поскольку они получают от нее опыт, подражают ей. Но слава Спасителю, вижу я сегодня и других женщин, некоторых в школе, других в храме, куда они приводят и своих детей на причастие или в воскресную школу. На них тоже модная и современная одежда, но они в ней красивы и женственны. Их лица спокойны и приветливы, а взгляд излучает доброту. Уж от них-то не услышишь бранного слова. Да и говорят они с детишками тихо, спокойно. Ибо мать способна воспитывать не только словами, но и интонацией, ребенок не только слово слышит, но и прежде всего то, как произносит слово мама: с лаской , любовью, искренним участием и нежностью. Интонация – это то, что сопровождает слово, речь, а значит ребенок усваивает не только содержание, но и чувство, с которым произносится это слово. Представим себе, что чувствует маленький человечек, когда его мама кричит на него: «Замолчи сейчас же!», «Как ты мне надоел!», «Как я от тебя устала!», «Отстань!», «Вечно ты все теряешь!», «Посмотри, на кого ты похож!» и т.п. В книге Притч есть предупреждение: «Не действуй с досадой и раздражением, не возбуждай досады и раздражения… Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно: обличай кротко и мирно, наказывай умеренно и с сожалением.» (Притч.19, 18) А давайте задумаемся, почему мы так часто раздражаемся. Да потому что надеемся только на себя. Великие все педагоги! А ведь без Бога ничего не можем. Забываем, что прежде всего надо молиться за своих детей. Молитва родителей, особенно молитва матери испокон веков считалась сильнейшим средством спасения их детей. В народе говорят, что молитва матери и «со дна моря поднимает» и «до неба возвышает». Материнская молитва очень часто венчается благими плодами еще при жизни. Кто это испытал, то знает. Вот один из примеров. Всем известен в нашей стране маршал Чуйков – легендарный командующий 62-й (8-й гвардейской) Сталинградской армии. Но если бы все узнали, какая у него была мама. Звали ее Елизавета Федоровна. Когда собирались все ее восемь сыновей, каждый из которых прошел фронт, и ни один не был убит, искалечен, она после долгого молчания роняла: «Сынки, это я вас у Бога вымолила!» Тогда замолкали дети и вспоминали каждый свое. Вспоминал и Василий, который в Сталинграде сидел со своим штабом в трехстах метрах от передовой, и его как заговоренного не брали ни пули, ни осколок…Когда в 1982 г. Василия Чуйкова не стало, в его портмоне, где он хранил самые важные документы, нашли молитву. Это был старый клочок бумаги, очень старый, всего с несколькими строчками, написанными наспех: «О Могущий! Ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне все трудное легким содей и помоги мне!» Получив от матери благословение, а из ее рук – молитву и нательный крест, он носил их у сердца до самой смерти. Молитесь за детей своих! Если женщина – христианка, то она может с Божьей помощью воспитывать детей и без слов, лишь примером своей праведной жизни. В первом послании апостола Петра читаем: «А ще  нецыи не повинуются слову, женским житием без слова пленены будут, видевшие еже со страхом житие ваше.» (1 Петр. 3, 1, 2) «Вера от слуха – говорит Писание – слух же глаголом Божиим» (Рим. 10, 17) И если бы в мире не было словесной проповеди, то не было бы святой веры и церкви. Словесная проповедь действует на наш слух и порождает веру в Бога. Но есть и безмолвная проповедь, которая действует через зрение, но также глубоко проникает в сердца людей и влечет их к Богу. Святой апостол Петр учил, что христианские жены своим чистым и богобоязненным житием могут  пленять в послушание Христу Богу даже таких людей, которые не покоряются слову истины. Если женщина благочестива, если она расположила жизнь по заповедям евангельским, то будет она примером для других и даже двумя своими чертами приведет к Христу множество душ всякого возраста и пола и прежде всего детей своих. Черты эти – кротость и молчаливость духа. Кротость – это расположение души нашей, при которой мы со всеми живем мирно, ни на кого не гневаемся, никем и ничем не раздражаемся, скоро и легко прощаем все обиды и оскорбления. Кроткие способны любить ближних, делать добро, никогда не гордиться, всему учиться. Молчаливостью духа апостол Петр  называет величайшую скромность, под покровом которой в глубине души зреют прекрасные мысли и святые чувства и ожидают только благовременной поры, когда они охотно и с любовью прольются в речах во славу Божью и во благо ближних . Чуждые всякого празднословия, всякой рассеянности скромные люди способны бывают созерцать славу Божию в мире. В любой среде: научной, культурной, народной, семейной женщина, обладающая этими чертами обратит на себя внимание и возбудит у многих желание ей верить и даже подражать. Ведь эти черты от Господа, ими благоволил украситься по своей человеческой природе сам Сын Божий. «Научитесь от мене, - говорит Спаситель наш, - я кроток есьм и смирен сердцем» (Мф 11, 23)

Уверена, что в каждом, кто слушает эти слова о женщине, возникает невольно образ Пресвятой Богородицы. Но не будем сегодня всуе говорить о нашей Заступнице. Скажем о других благочестивых женщинах. Так святой Григорий Богослов с великим изумлением говорит о благоговейной и чудодейственной вере сестры своей Горгонии, исцелившейся от частички просфоры от тяжкой болезни. Василий Великий писал о своей сестре Макрине, что именно она своими беседами умилила его душу и дала ему то святое направление, по которому он достиг высокой степени в Христовой церкви. Блаженный Августин до конца жизни повторял: «Да если я, достойный сын Твой, Господи, это от того, что ты даровал в матери верную рабу Твою». И еще: «Я обязан тем, что я есть, моей матери, ее молитвам, ее достоинствам.»  «Если я не погиб навеки в заблуждении и зле, я обязан этим долгим и усердным слезам матери.» Да дарует Бог всем женщинам стяжать указанные апостолом светлые качества души, просиять ими во внутреннем своем человеке и затем проповедовать Христа Бога современному миру и, прежде всего детям нашим, праведной жизнью. Аминь.

Литература.

1.      Библия.

2.      Ильин И.А. «Путь духовного обновления» «BIBLIOPOLIE» Санкт-Петербург 2006г.

3.      «В подарок матери и дочери» Литвица Артос-Медиа, Москва 2006г.

4.      «Ж» общенациональный русский журнал №12 2007г.

5.      «Глинские чтения» журнал январь – февраль 2008г.

6.      Газета «Православное слово» декабрь 2007г.

7.      «Русский дом» журнал №1 2008г.

8.      «Московские Епархиальные Ведомости» №7-8 2008г.

Хостинг от uCoz