Шестые Московские областные Рождественские образовательные чтения
Раздел 2.2
Православные ценности семейного воспитания.
Тема:
«Торжествует церковь… приемля матерь о чадех
веселящуюся…»
(о роли матери в семье)
Автор – учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5
г.Пушкино»
Чугреева Татьяна Петровна
2008 г.
Так
сложилось в жизни, что всего один год мне пришлось работать в школе-интернате.
Это было давно, но каждый день из того года приносил мне такие потрясения, что
вновь и вновь я переживаю это как сегодняшний день.
…Весна.
Тепло. Красиво. Радостно. Я веду из кинотеатра свой 4-ый класс. За мою руку
держится маленькая Лариса и что-то без умолку рассказывает. Вдруг она говорит:
« А в прошлом году я шла здесь с мамой и все время падала.» «Почему?» -
удивляюсь я. «Потому что я смотрела все
на маму, а не на дорогу и спотыкалась…» Мама Ларисы жила в соседнем городе и
приезжала к дочери не чаще раза в год, поэтому девочке так хотелось успеть
насмотреться на нее. А вот другая картина: иду в спальню к девочкам пожелать им
спокойной ночи. Верочка сидит на кровати и целует лист бумаги, как оказывается,
телеграфный бланк. Увидев меня, она убирает его под подушку, с большой
осторожностью и нежностью разглаживает прежде, чтобы он там не помялся. «Вера,
что это у тебя?» - спрашиваю я. «Это мамино поздравление мне с днем рождения!»
Мама не приехала в этот день к дочке и даже не потратилась на художественный
бланк для телеграммы, но все равно счастье, что помнит, просто сейчас, убеждена
Вера, она очень занята, поэтому и не забирает ее хотя бы на выходные. Этих
воспоминаний о чистой детской любви и всепрощении к своим бессовестным мамам
хватит на большую книгу, будто не год я там работала, а целую жизнь. Абсолютно
согласна с замечательным русским философом Иваном Ильиным, который в своей
работе «Путь духовного обновления» писал, что главной силой воспитания является
то взаимное чувство личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком
связью, единственной в своем роде – таинственной связью кровной любви. Как бы трогательно
не воспитывался приемыш, он всегда будет вздыхать про себя о своих кровных
родителях. И каким же непроглядным мраком должна быть покрыта душа женщины,
которая рвет эту связь, бросая свое дитя на произвол судьбы, лишая его
материнской любви и заботы. Но вспомним и другие слова. Святитель Иоанн
Златоуст говорит нам: «Не одно лишь рождение чада делает женщину матерью, не
только ношение чада во чреве, но и его доброе воспитание.» Без этого невозможно
и личное спасение. Сказано: «Если рождаемые тобою дети получат надлежащее
воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом
и основанием твоему спасению и, кроме награды за собственные дела ты получишь
великую награду и за их воспитание.» И вновь всплывает перед глазами картина,
но уже сегодняшнего дня: две молодые мамы курят и о чем-то увлеченно говорят,
стоя на детской площадке, их детишки убежали от них и балуются кнопками
домофона: «Это что же вы делаете?» - спрашиваю у них, и девочка лет пяти мне
дерзко отвечает: «А мы что хотим, то и делаем.» Знакомая картина, не правда ли?
И уже никого не удивляет мама с коляской и банкой пива в руке. А вот группа
молодых мам с располневшими после родов фигурами, обтянутых джинсами, из которых
свисают обнаженные животы. Мода такая, скажите вы? А сквернословие льющееся из
их жующих ртов и слышная их детям – это тоже мода? «От избытка сердца говорят
уста (Ев. Мф. 12, 34). Если у женщины сердце переполнено грехом, то льется из
него сквернословие неудержимым потоком. Такая мать, которая, не стесняясь своих
детей, бранится, губит не только свою душу, но и души своих детей, поскольку
они получают от нее опыт, подражают ей. Но слава Спасителю, вижу я сегодня и
других женщин, некоторых в школе, других в храме, куда они приводят и своих
детей на причастие или в воскресную школу. На них тоже модная и современная
одежда, но они в ней красивы и женственны. Их лица спокойны и приветливы, а
взгляд излучает доброту. Уж от них-то не услышишь бранного слова. Да и говорят
они с детишками тихо, спокойно. Ибо мать способна воспитывать не только
словами, но и интонацией, ребенок не только слово слышит, но и прежде всего то,
как произносит слово мама: с лаской , любовью, искренним участием и нежностью.
Интонация – это то, что сопровождает слово, речь, а значит ребенок усваивает не
только содержание, но и чувство, с которым произносится это слово. Представим
себе, что чувствует маленький человечек, когда его мама кричит на него: «Замолчи
сейчас же!», «Как ты мне надоел!», «Как я от тебя устала!», «Отстань!», «Вечно
ты все теряешь!», «Посмотри, на кого ты похож!» и т.п. В книге Притч есть
предупреждение: «Не действуй с досадой и раздражением, не возбуждай досады и
раздражения… Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно:
обличай кротко и мирно, наказывай умеренно и с сожалением.» (Притч.19, 18) А
давайте задумаемся, почему мы так часто раздражаемся. Да потому что надеемся
только на себя. Великие все педагоги! А ведь без Бога ничего не можем.
Забываем, что прежде всего надо молиться за своих детей. Молитва родителей,
особенно молитва матери испокон веков считалась сильнейшим средством спасения
их детей. В народе говорят, что молитва матери и «со дна моря поднимает» и «до
неба возвышает». Материнская молитва очень часто венчается благими плодами еще
при жизни. Кто это испытал, то знает. Вот один из примеров. Всем известен в
нашей стране маршал Чуйков – легендарный командующий 62-й (8-й гвардейской)
Сталинградской армии. Но если бы все узнали, какая у него была мама. Звали ее
Елизавета Федоровна. Когда собирались все ее восемь сыновей, каждый из которых
прошел фронт, и ни один не был убит, искалечен, она после долгого молчания
роняла: «Сынки, это я вас у Бога вымолила!» Тогда замолкали дети и вспоминали
каждый свое. Вспоминал и Василий, который в Сталинграде сидел со своим штабом в
трехстах метрах от передовой, и его как заговоренного не брали ни пули, ни
осколок…Когда в
Уверена,
что в каждом, кто слушает эти слова о женщине, возникает невольно образ
Пресвятой Богородицы. Но не будем сегодня всуе говорить о нашей Заступнице.
Скажем о других благочестивых женщинах. Так святой Григорий Богослов с великим
изумлением говорит о благоговейной и чудодейственной вере сестры своей
Горгонии, исцелившейся от частички просфоры от тяжкой болезни. Василий Великий
писал о своей сестре Макрине, что именно она своими беседами умилила его душу и
дала ему то святое направление, по которому он достиг высокой степени в
Христовой церкви. Блаженный Августин до конца жизни повторял: «Да если я,
достойный сын Твой, Господи, это от того, что ты даровал в матери верную рабу
Твою». И еще: «Я обязан тем, что я есть, моей матери, ее молитвам, ее
достоинствам.» «Если я не погиб навеки в
заблуждении и зле, я обязан этим долгим и усердным слезам матери.» Да дарует
Бог всем женщинам стяжать указанные апостолом светлые качества души, просиять
ими во внутреннем своем человеке и затем проповедовать Христа Бога современному
миру и, прежде всего детям нашим, праведной жизнью. Аминь.
Литература.
1.
Библия.
2.
Ильин И.А. «Путь духовного обновления» «BIBLIOPOLIE» Санкт-Петербург 2006г.
3.
«В подарок матери и дочери» Литвица Артос-Медиа, Москва
2006г.
4.
«Ж» общенациональный русский журнал №12 2007г.
5.
«Глинские чтения» журнал январь – февраль 2008г.
6.
Газета «Православное слово» декабрь 2007г.
7.
«Русский дом» журнал №1 2008г.
8.
«Московские Епархиальные Ведомости» №7-8 2008г.