Шестые Московские областные Рождественские образовательные чтения

 

 

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

О ВАЛААМСКОМ МОНАСТЫРЕ

 

 

Матонкин В.В.

 

Г.Пушкино

2008 год

 

Путевые заметки.

Теплоход подходит к Валааму .Очертания острова еле пробиваются через прибрежную дымку .Небо затянули серые слоистые тучи .Настроение подобно тучам .Столько лет мечтал о поездке на Валаам ,а тут … .Подошли к пристани .К борту причаливает небольшой теплоход типа «ОМ» -их раньше называли «речными трамвайчиками» .Монастырская бухта слишком узка и мелководна для нашего теплохода .Приходится пересаживаться на «маломерное судно» .С «ОМика» сошли три монаха и направились через салон нашего теплохода на берег .Проходя мимо ,они с доброй полуулыбкой кланялись туристам .И это милое приветствие, и их добрые светлые лица мгновенно  изменили мне настроение .Поднимающееся ,было ,раздражение ушло без следа .

Усаживаемся на жесткие деревянные скамейки «трамвайчика» . «ОМик» плавно отчаливает и плывет вдоль каменистых покрытых лесом берегов к главной усадьбе монастыря .После очередного поворота появился небольшой мыс ,а на нем ,словно маяк ,церковь Никольского скита .Далее ,узким фиордом ,Уходит в глубь острова монастырская бухта .Поднимаю глаза к небу и замираю от удивления :из сумрачных туч вырываются пять столбов света и падают на монастырское подворье .Я обратил на это внимание стоявших рядом туристов .Защелкали фотокамеры ,слышались восхищенные голоса ,но чудеса только начинались .Новейшая аппаратура зафиксировала все ,кроме светоносных столбов .Бурное обсуждение закончилось недоуменным молчанием .Так в полном безмолвии и сошли на берег .

Преодолев 62 ступеньки ,поднялись к храму Преображения Господня ,и тут облачность чудесным образом исчезла .

Гид , что-то вещал о татаро-монгольском нашествии ,а я с восхищением разглядывал подворье и монументальные монастырские постройки .Чистота и ухоженность поражали. Прибрежные скалы ,еще недавно серые и унылые ,играли на солнышке всеми цветами радуги .

Экскурсия продолжалась ,туристы ,пораженные увиденным ,вели себя тихо ,стараясь хоть чуточку почувствовать и на себе Божью Благодать ,снисходящую на обитель .В одном из помещений певчие демонстрируют церковные Валаамские распевы .Что-то непередаваемо прекрасное и возвышенное .В душе появляется нежное чувство радости и спокойствия .

Умиротворение кругом .И даже торговцы сувенирами у пристани ведут себя без присущей этой братии нагловато – подобострастной прилипчивости .А солнце  продолжает заливать ярким светом благодатный остров ,и поклонный крест серого гранита излучает нежное серебристое сияние .

После обеда пешая экскурсия по скитам Валаама .Грунтовые или мощенные тесом дорожки то взбираются на огромную высоту ,откуда можно было полюбоваться причудливыми заливами ,то спускаются вниз к чашам озер .Мы проходим мимо рубленых келий ,небольших церквей, Часовен  не видим ни одного монаха, хотя их присутствие ощущалось повсюду. Во всём чувствуется ежедневный кропотливый труд братии.

Мы с женой немного отстаём от общей группы и возвращаемся к причалу самостоятельно. И тут нам посчастливилось повстречать двух монахов, спешащих куда-то. Мы раскланялись, и я задал им несколько вопросов о монастыре и о жизни братии.

Оказывается, до революции на островах проживало более тысячи монахов и все, что мы здесь видим, сделано руками братии. В монастырских теплицах выращивались арбузы, дыни и даже ананасы, а механизированная монастырская ферма в 1912 году в Париже на международной выставке получила золотую медаль. И это при том, что плодородный слой земли на архипелаге не превышает десяти сантиметров.

Сейчас же, не смотря на все старания, подобных успехов достичь не удаётся, но это непременно произойдёт с Божьей помощью. Я верю этим скромным неутомимым труженикам, которые, извинившись, спешат по своим делам.

Многим непонятен сам смысл монашества, как и объяснение, даваемое этому термину в кратком православным справочнике.

Слово «монах» по-гречески означает «отшельник» , «одинокий». Русское же понятие слова монах гораздо глубже, и поэтому их у нас называют «иноками»,  то есть иными, другими людьми. Вглядываясь в лица Валаамских монахов, нельзя с этим не согласиться, они действительно иные, особенно глаза, излучающие смиренный покой и глубочайшую доброту.

Желающий стать монахом после соответствующего испытания, «послушания» , принимает  обеты целомудрия (безбрачия, нестяжания, отказ от собственности) , послушание священноначалию  и духовному отцу.

Своим трудом, как видным воплощение деятельной любви к Богу монахи создают подобие рая на земле, и нынешний Валаам даже после десятилетий разорения является одним из самых ярких примеров.

Как заповедовал нам преподобный Сергий Радонежский:

-Молитва без труда мертва есть!

И трудятся иноки самозабвенно, в радость. Славный труд во имя Господа, по обету.

Что же за сила такая в этих словах – во имя Господа!

И никому не надо напоминать, и ни за кем не надо следить и наказывать рублём.

- Для Бога работая, а его не обманешь, - растолковывал мне , словно ребёнку, молодой инок.

-Да и как такое можно.

И я понял, насколько глупым показался ему мой вопрос.

Вот уж истинно иные люди.

Нет здесь ни «классовой борьбы» ,ни «труда и капитала», ни «прибавочной стоимости», ни прибыли, ни споров о заработной плате. Все вопросы решены разом- «во имя». И всё!

Я ходил и удивлялся, какие чудеснейшие места находят монахи для своей обители. Не иначе, как сам Господь указывает.

Красота окружающей местности, уединенность и покой, по-видимому, и создают те условия, при которых молитва отшельника набирает ту силу, искренность и неодолимое желание общения переходит на иной уровень духовного развития, нам мирянам недоступный, поэтому так разительно и отличаются их лица от наших.

Главнейшее предназначение инока скрыто от постороннего глаза. Молитва за ближних и дальних, за «ненавидящих и любящих», за весь мир, лежащих во грехах – и, быть может, стоящий до сих пор благодаря молитве праведников.

Да! Есть что-то особенное, необъяснимое для нас в этих, словно через решето отсеянных, людях. Есть что-то, что тянет их к святому. Наверное, душа, которая не умирает, как свято верят эти добровольные отшельники и которая может явиться оттуда обратно.

Видимо, недаром остаются нетленными мощи праведников. Ждут возращения души. Иначе как можно объяснит нетленность тела преподобного Александра Свирского, лежащего уже почти шесть веков и до сих пор сохраняющего температуру 36,6 градусов.

В наше время точные науки отвергают чудеса, называя их детскими фантазиями. Но наука идет вперед и, может быть, когда-то проникнет и туда. Уже идут научные споры параллельных мирах. Но, видимо, дорога туда может отыскать только человек с чистой душой.

Лобачевский, например, отыскал новый мир, совершенно не похожий на наш- мир четвертого измерения. И оказалось, что доказанная нашей эвклидовой геометрией- непререкаемая истина о том, что параллельные линии нигде не пересекутся,- ошибочна.

Я не очень понимаю, как это доказал Лобачевский, и не могу себе представить «четвертое» измерение, но очень рад, что он это сделал. И весь научный мир признал гениальность нашего математика.

Параллельные обязательно пресекутся, где-то там, в бесконечности.

А ведь наш гений был глубоко верующим человеком. Видимо, ему было дозволено заглянуть туда, после чего он, и показал человечеству всю иллюзорность нашего мира и всю ничтожность наших знаний.

Чуден Валаам. Будто побывал в мире ином, радостным праведном, а эти серые камни отдали тебе малую толику наполняющей их Божьей Благодати. А ты, очищенный от будничной шелухи, поднимаешься на борт теплохода с тихой грустью неминуемого расставания.

Теплоход отчаливает от пристани, дает прощальный гудок. В ответ отзывается колокол Вознесенского скита.

Удаляется благодатный берег, а над головой снова повисли серые тучи.

 

Хостинг от uCoz