Управление образования администрации Пушкинского муниципального района

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Пушкино»

 

«Утверждено»                                                                                       «Согласовано»

Директор МОУ «СОШ №5 г Пушкино»         Начальник управления образования

______________Н.П. Морозова                                 администрации Пушкинского

                                                                                                 муниципального района

                                                                             __________________С.С. Толмачев

 

«Утверждено»

Председатель управляющего совета

МОУ СОШ №5 г. Пушкино

_______________И.Н. Вильданова

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЕВАЯ  КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА  РАЗВИТИЯ

 

муниципального  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5  г. Пушкино»

на  2009 – 2013 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Введение

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Пушкино»  имеет государственную лицензию на ведение образовательной деятельности. Школа руководствуется Уставом и нормативными документами органов управления образованием. Деятельность школы осуществляется исходя из принципов неукоснительного соблюдения законных прав всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив стремится к максимальному учету потребностей и склонностей обучающихся, интересов родителей в целях наиболее полного удовлетворения запросов указанных категорий потребителей образовательных услуг. В школе уделяется приоритетное внимание реализации образовательных программ разного уровня, решению вопросов создания безопасных и комфортных условий для обучения и воспитания гетерогенного контингента обучающихся (школа для всех), оптимизации деятельности педагогических работников.

 

         Программа развития разработана в целях:

-         совершенствования практики работы школы, определяемой уставными целями и задачами;

-         обеспечения условий и создания предпосылок для динамичного развития адаптивной школы с гибкой профилизацией;

-         сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

 

При подготовке настоящей Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах, интересы и потребности обучающихся и родителей, выявленные в ходе социологических опросов и диагностик.

 

При разработке настоящей Программы также использовались:

-         положения законов Российской Федерации  и  Московской области об образовании;

-         идеи «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.»;

-         идеи «Концепции введения профильного обучения»;

-         нормативы, установленные региональными законодательными актами в области образования;

-         проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

-         материалы аналитических отчетов о работе школы за 2005-2006, 2006-2007 учебные годы;

-         итоги соцопросов и маркетинговых исследований.

 

Программа отражает приоритеты образовательной политики:

-         основополагающие принципы демократизации и гуманизации;

-         потребности государственных и общественных организаций, промышленных, научных, культурных, образовательных учреждений в человеческих ресурсах;

-         апробация на практике эффективных образовательных технологий, помогающих учащимся овладевать широким спектром способов полноценного усвоения знаний, включая учебное исследование и проектную деятельность, формирование устойчивых навыков умственного труда, осознанное владение интеллектуальными умениями;

-         развитие духовности, патриотизма, толерантности, креативности обучающихся;

-         социальные ожидания жителей, различающиеся по содержанию образовательных потребностей и обеспечивающие условия для выбора индивидуального образовательного маршрута и самопределения обучающихся;

-         поиск условий, стимулирующих рост личностных достижений обучающихся;

-         развитие государственно-общественного управления.

 

 

 

II.               Информационная справка о школе.

 

     В 2007-2008 учебном году в школе обучается 454 учащихся, сформировано 20 класса: I  ступень -  8 классов; II ступень – 10 классов; III ступень – 2 класса. Персонал (административные, педагогические и технические работники) насчитывают  56 человек.

     Педагогический коллектив отличается высоким профессионализмом:

·        47%  педагогов имеют высшую квалификационную категорию;

·         35% - первую квалификационную категорию;

·         17% - вторую квалификационную категорию;

·         3 учителя награждены медалями “Ветеран труда”;

·         8 учителей – медалями “В честь 850-летия Москвы”;

·         3 учителя удостоены нагрудного знака “Почетный работник  общего образования”;

·         1 педагог является лауреатом премии Губернатора Московской области;

·        1 педагог продолжает обучение в аспирантуре РУДН на кафедре неорганической химии;

·         учитель математики – кандидат технических наук;

 

     Качественные характеристики педагогического коллектива за период с 2005 по 2008 г.г. постоянно улучшались:

-         существенно возросла доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории, в том числе первую и высшую (на 5%);

-         трое сотрудников закончили (за последние 2 года) обучение и один продолжает учиться в высшем учебном заведении;

-         увеличилось число учителей, принимающих активное участие в конференциях, конкурсах, проводимых в районе;

-         увеличилось количество открытых мероприятий, проводимых учителями и администрацией школы, с целью обобщения и распространения опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях (с руководителями управлений образования Московской области и Российской Федерации). В семинарах, организованных школой, принимали участие представители науки -  Леонтьев Д.А., профессор факультета психологии  МГУ, доктор психологических наук.

 

 

Социум школы

Микрорайон, в котором находится школа, располагается в тихой западной части города, где много частных домов,  имеет смешанный социальный состав. Среди социальных групп особенно выделяются рабочие и работники сферы обслуживания, меньше - представители интеллигенции, совсем мало – государственных служащих и предпринимателей. Проблема транспортной доступности, отсутствие новых жилых домов – являются серьезным препятствием, ограничивающим приток населения в Западный микрорайон города. В перспективном плане развития городской инфраструктуры в микрорайоне школы запланировано до 2010 года строительство крупного жилого комплекса.

     В структуре контингента обучающихся школы первое место занимают дети, представляющие семьи работников сферы обслуживания (50%),  примерно в равной степени представлены дети, чьи родители являются рабочими (30%), интеллигенцией - (30%). Доля детей из семей, принадлежащих к другим социальным группам, невелика (10%).

     В целом следует отметить, что 50% семей ориентированы на предоставление своим детям высококачественного образования, 50% - ориентированы в первую очередь на комфортность среды пребывания и только затем – на получение качественных знаний. Важно учитывать, что ввиду загруженности на работе, многие родители стремятся обеспечить длительное пребывание своих детей в школе, при этом они преследуют цель создать для ребенка безопасные условия, защитив его от воздействия различных асоциальных явлений и предотвратив его вовлечение в них.

Для сохранения контингента обучающихся и увеличения его количества, укрепления своего положения на рынке образовательных услуг необходимо достижение оптимального сочетания указанных выше условий  при создании образовательной и учебных программ, формировании пространственно-предметной среды и расширения образовательного пространства.

     Позитивные характеристики и условия для обучающихся школы:

-         оптимальное количество учащихся, обучение которых проводится в одну смену;

-         наличие безопасных и комфортных условий пребывания детей в школе (постоянное наблюдение педагогов и других работников школы, ГПД, наличие условий для послеобеденного отдыха со сном в 1 классе (класс  с полным днем пребывания в школе), наполняемость классов, не превышающая нормативы, эстетика помещений).

-         курсы по предпрофильной подготовке, факультативы, кружки;

-         гибкая профилизация;

-         Интернет;

-         перевод начальный школы на работу в режиме школы полного дня;

-         возможность получения образования в разных формах (отработана система обучения в форме семейного, экстерната, домашнего);

-         дополнительное  образование на бесплатной основе;

-         рост качества обучения;

-         увеличение призовых мест в районных предметных олимпиадах

-         выпуск медалистов  (30 золотых и 47 серебряных; 10 медалей за последние 5 лет);

-         увеличение призовых мест в соревнованиях, конференциях, конкурсах разного уровня.

 

В период с 2005 по 2007 г.г., несмотря на демографический спад, количество обучающихся не уменьшилось. Это происходит  за счет повышения конкурентности учреждения  и притока детей из других микрорайонов города (14%).

2006-2007  уч. год

2007-2008 уч. год

460

454

Отток обучающихся из школы сокращается, основная причина ухода  – смена места жительства семьей ребенка.

 

         В настоящее время школа становиться конкурентной. Необходимо выделить приоритетность социально-экономической и гуманитарной составляющих образования, спортивную работу, туристко-краеведческое и художественно-эстетическое направления деятельности и обозначить в настоящей Программе существующее стремление школы к обеспечению прочных позиций на рынке образовательных услуг в соответствующем сегменте.

 

Управление школой

         Модернизация образования призвана повысить качество, доступность и эффективность за счет роста открытости школы. С 2005- 2006 уч.г.  школа  участвовала в эксперименте по созданию  Управляющего совета.

Управляющий совет – это управление, в котором представлены два рода субъектов: субъект государственной и общественной природы для решения основных задач:

-         определение основных направлений (программ) развития школы;

-         содействие созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

-         контроль за соблюдением здоровья и безопасных условий обучения, воспитания, труда;

-         повышение эффективности финансово-экономической деятельности.

                                    

Обеспечение условий безопасности:

 - осуществляется охранная деятельность. Сотрудники ООО ЧОП    «Ратибор» работают в постоянном составе на протяжении ряда   лет, что положительно сказывается на уровне безопасности учреждения;

  - разработано и неукоснительно выполняется положение о пропускном   режиме в школе;

-  из числа администрации и преподавательского состава создана и действует антитеррористическая комиссия, на заседаниях которой обсуждаются самые насущные вопросы безопасности;

-         ежегодно проводятся тренировки по эвакуации учащихся и преподавательского состава с целью отработки необходимых навыков при чрезвычайных ситуациях;

-         установлена системы оповещения людей при пожаре и пожарной сигнализации;

- имеется необходимый набор индивидуальных средств защиты в   каждом учебном классе;

- проводятся занятия с преподавательским составом по оказанию первой помощи, действиям при угрозе террористического акта, при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, противодействию телефонному терроризму, по обеспечению жизнедеятельности школы в условиях техногенных катастроф;

- постоянно проводятся беседы с обучающимися по профилактике детского травматизма на автомобильных и железнодорожных путях, о правилах поведения на водах и при проведении массовых мероприятий.        Разработаны, размножены и распространены необходимые инструкции и памятки;

         - в целях повышения безопасности прилегающая территория очищена от произвольно разросшегося кустарника, в связи с чем облегчился визуальный обзор всей территории школы;

         - установлена кнопка экстренного вызова милиции с целью принятия экстренных мер при проникновении в помещение школы  нежелательных лиц, исправность которой проверяется не реже раза в неделю;

       - в целях пожарной безопасности  помещение школы в полной мере      обеспечены первичными средствами пожаротушения, разработаны пути эвакуации при пожаре, кроме того, в каждом помещении вывешены памятки действия  присутствующих при пожаре;  

-                    укомплектован кабинет ОБЖ;

-                    разработана необходимая документация;

-    планируется установка двух железных шлагбаумов для полного исключения проезда на территорию школы постороннего автотранспорта;

-        планируется установление системы видеонаблюдения и ограждения по всему периметру школьной территории

 

III.  Аналитико-прогностическое обоснование программируемых  изменений.

 

 

Позитивные изменения, происходящие в нашем обществе, приводят к изменению социального заказа общества к образованию, определению процесса его достижения, выражаемого в новых целях и ценностях образования, обновленном содержании образования, в инновационных технологиях или методиках преподавания, повышению эффективности управления школой.

         Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как  человеке, владеющем способами и средствами сохранения себя как личности, личности саморазвивающейся, способной, реализуя личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха».

С 2007  года школа работала над методической темой «Интеграция инноваций в традиции современной школы как важнейшего средства развития творческой активности обучающегося». Педагогический коллектив ориентирован на изменение позиции по отношению к ученику как  к субъекту деятельности, это привело к изменению применяемых технологий и  методов обучения и воспитания. Большая часть педагогического коллектива (95%) принимала активное участие в работе районных семинаров, направленных на освоение новых педагогических технологий, таких как технологии педагогических мастерских, метода проектной деятельности, критического мышления. Учителя школы успешно применяют в своей практической деятельности   технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение (профильный и базовый уровень предмета в одном классе), проектные и исследовательские методы обучения, лекционно-зачетную систему и ролевые обучающие  игры, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие  технологии. Использование инновационных технологий, включение обучающихся в активный процесс познания привело к повышению качества знаний в школе:

 

 

2004-2005 уч. год

2007-2008 уч. год

38%

42 %

 

Учителя школы делятся опытом своей работы с коллегами района.

В 2003 учебном году школа была включена в Федеральный эксперимент по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения. (На основании  приказа Министерства Образования РФ от 17.04.2003г. №1652, приказа Министерства образования Московской  области №1731 от 17.10.2003г.). За четыре года экспериментальной работы отработана модель предпрофильной подготовки, в состав которой входит психологическое сопровождение, профильная ориентация, курсы по выбору. Каждое направление имеет свои цели и задачи, но главная цель состоит в том, чтобы помочь выпускнику основной школы сделать правильный  выбор в определении своей дальнейшей образовательной траектории. Учителями школы апробированы программы 13 курсов по выбору, большинство из которых являются предметно-ориентированными и имеют главную задачу в том, чтобы помочь ученику определиться в готовности и способности изучать предмет на профильном уровне. Опыт проведения предпрофильной подготовки доказывает, что психологическое сопровождение  и работа профконсультанта  необходимы для  самоопределения учеников, так 87% девятиклассников к февралю уже имеют четкие представления о том,  какой профиль будет ими изучаться в дальнейшем,  где будет проходить обучение.

Выявление образовательных запросов  в рамках предпрофильной подготовки привело к формированию на начальном этапе эксперимента  в одном классе нескольких профильных групп: гуманитарная, социально-экономическая, информационно-технологическая   и универсальная. Организация образовательного процесса в профильном классе строится  на основе базисного учебного плана, индивидуального учебного плана  каждой группы  с учетом соблюдения норм, максимально допустимой нагрузки обучающихся. Обучение по индивидуальным  учебным планам предоставляет  учащимся право  выбора изучения программы на базовом или профильном  уровнях, дает возможность каждому ученику осознать  свои способности,  интересы и сделать жизненно правильный  выбор. Разработано и принято положение  о профильном классе. Модель реализации индивидуальных учебных планов для различных профильных групп в рамках одного класса требует детальной проработки.  Наиболее востребован социально-экономический профиль, создание которого способствует формированию у выпускников социальной компетентности через изучение на профильном уровне экономики, права, через реализацию программы самоопределения.

Обучение в профильных группах   создает предпосылки для роста качества знаний профильных предметов, которое должно  быть не менее 70%, и предметов  базового уровня за счет перераспределения  учебной  нагрузки.

 В рамках экспериментальной работы  отрабатывается модель открытой формы проведения итоговой государственной аттестации за курс основной школы муниципальной экзаменационной комиссии (МЭК). Результаты экзаменов подтверждают успешное освоение образовательных программ основной школы, высокое качество результатов:

 

 

2003 –2004 учебный год

2004-2005 учебный год

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

Качество знаний

Русский язык

100%

51%

100%

67%

Математика

100%

49%

100%

62%

Процедура проведения итоговой  аттестации в новой  форме и подготовка обучающихся   к ней требует дальнейшей  отработки.

   Идея профилизации школы способствовала открытию  спортивного класса, сформированного на основе футбольной команды  спорткомплекса «Пушкино» с целью оптимизации нагрузки при сочетании учебного и тренировочного процессов.

С 2006  года школа включается в региональный эксперимент по изменению содержания образования. В  10-11 классах вводится в учебный план  школы  курс «Русское речевое общение», в  7-8-х классах – «Родное Подмосковье». Изучение новых предметов  будет являться логическим продолжением авторского курса учителя школы Долгиревой Г.И. «Краеведение», изучаемого в 5-6 классах в рамках школьного компонента.

          Работают  классы-группы продленного дня с оптимальной нагрузкой и дополнительными во второй половине дня занятиями в хоровой и изобразительной студиях, кружках информатики, общей физической подготовки, этикета и риторики.

Результативность учебной деятельности в 1-А классе (с полным днем  пребывания)  высокая (100%) . Соцопросы  родителей, учителей, заключения психологов приводят к выводу о необходимости продолжения работы по переводу начальный школы в режим полного рабочего дня.

         В школе  функционирует программа «Одаренные дети», которая предусматривает работу с мотивированными  на учебную деятельность детьми, осуществляемая через  систему факультативов, кружков, элективных курсов, индивидуальных занятий.

За последние три года получили сертификаты Кембриджского Университета по английскому языку  5 учащихся школы, из них 2 красных.

         Члены кружка «Туризма и краеведения» активно участвуют  в краеведческих конференциях муниципального, регионального уровней и  регулярно становятся лауреатами и призерами:

 

Год

Мероприятие

Количество участников

Награды, достижения

2005-2006

1.  Районный туристский слет

2.  Всероссийская научно-практическая конференция    «Краеведение  и туризм в 21 веке»

3. Районный этап Московского международного форума «Одаренные дети»

4. Районная краеведческая конференция

5. Областная краеведческая конференция

6. Конкурс краеведов Пушкинского района

 

 

7. Областной конкурс школьных музеев

12

4

 

 

1

 

2

2

4

 

 

25

3-е место

дипломы

 

 

диплом

 

1-е место

2-е место

2-е место,

3-е место,

премия

Грамота

2006-2007

1. Районный туристский слет

 

2. Районная краеведческая конференция

 

3. Областные краеведческие конференции

 

24

 

4

 

12

 

3-е место

4-е место

1-е место,

2-е место

дипломы

 

 

Кружки системы дополнительного образования принимают участие в конкурсах районного и международного уровней:

- 1-е место в районном конкурсе новогодней игрушки (кружок «Кукольный дизайн»)

-1-е место и дипломы в Международной выставке «Медвежий вернисаж» (кружок «Кукольный дизайн»)

 Обучающиеся школы ежегодно занимают призовые места в спортивных соревнованиях,  регионального, федерального и международного уровней. Успешно выступают сборные команды:    по баскетболу среди юношей и девушек:

 

 

2005 г.

2006 г.

Районные соревнования

1 место – старшая юношеская команда

1 место – старшая команда девушек

1 место – младшая юношеская команда

1 место – младшая команда девушек

«Юность России»:

2 место – старшая юношеская команда

Районные соревнования

1 место – старшая юношеская команда

2 место – старшая команда девушек

2 место – младшая юношеская команда

1 место – младшая команда девушек

«Юность России»:

3 место – старшая юношеская команда

 

-  юные футболисты заняли 2 место в кубке Депутата Государственной Думы Саблина Д.В. среди команд Московской области.

1 место в чемпионате Московской области

2 место в чемпионате Детской футбольной лиги  среди команд РФ

 

Успешно реализуются  и планируется реализовать программы дополнительного образования:

                             Реализуется                        Планируется

Количество программ

2005-2006

2006-2007

1 ступень

6

6

2 ступень

6

7

3 ступень

2

2

 

         Анализ показывает, что за последние годы существования  школы в ней сложилась продуманная система  воспитательной  работы. Центральная  воспитательная задача, которой подчинена как урочная, так и внеклассная деятельность - создание условий для духовно-нравственного, интеллектуального становления активной, творческой личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Существующая в школе воспитательная система позволяет удовлетворить разнообразные потребности личности ученика, научить с честью выходить из критических ситуаций, и при этом всегда  оставаться  человеком, достойным  уважения. Главная  идея, положенная  в основу  развития воспитательной системы, -  традиции и новаторство в обучении и воспитании с целью повышения качества знаний, формирование художественно-эстетической  культуры личности школьника, его социальной компетентности.

Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности через систему дополнительного образования детей на бесплатной основе, базирующейся на факультативных  («Мировая художественная культура», «Этикет», «Культура сценической  речи» и др.), кружковых занятиях   («Кукольный дизайн», «Хозяюшка», театральная студия «Этюд», хор, спортивные секции), работе музея туризма и краеведения. В школе активно работает орган ученического самоуправления – Совет старшеклассников, воспитывая активную гражданскую позицию, развивая творческие способности учащихся.

 Для  достижения  выше поставленной цели  коллектив  школы работает над   решением следующих  задач:

1. содействовать  обогащению духовного мира, формированию мировоззрения, развитию познавательной  активности учащихся;

2. создавать условия  для проявления и развития творческого  потенциала учащихся;

3. формировать коммуникативные  умения и навыки, способности адекватно выбирать формы  и способы  общения в различных  ситуациях.

4.    сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 

Концепция воспитательной системы предполагает   внедрение  в практику следующие программы:

« Красота спасет мир»

«Я - гражданин России»

«Здоровье»

 

           Программа «Красота  спасет мир»

Программа призвана повысить культурный уровень учащихся, способствовать развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности, развитию инициативы учащихся, желанию и умению выдвигать и воплощать идеи.

Цель программы: воспитание  у обучающихся нравственно-эстетических качеств.

Задачи:

1.     Способствовать формированию и расширению знаний учащихся  о мировой  культуре и культуре России;

2.     Формирование ответственности за  состояние экологического, социального окружения;

3.      Формирование  ответственности  за  будущее российской  культуры.

 

Программа  «Я - гражданин России»

Программа предполагает  расширение у обучающихся круга  знаний по истории России, ее традиций, культуры, формирование чувства  патриотизма, гордости за свою Отчизну, правового сознания и гражданской  ответственности.

Патриотическая  направленность программы.

 Цель  – формирование  патриотического сознания, чувства патриотизма (глубинное  чувство принятия  страны; чувство своей принадлежности, причастности к позитивному  в стране). Важную роль  в этом  направлении выполняет школьный музей туризма и краеведения.

 

                                    Программа «Здоровье»

          Охрана  здоровья детей - приоритетная  деятельность нашего образовательного учреждения. Педагогический коллектив  школы работает над созданием условий для гармоничного развития ребенка, охраны и укрепления его здоровья по следующим направлениям: нормализация  учебной нагрузки; формирование понимания ценности здоровья и здорового образа  жизни, поддержка программ, направленных  на охрану и укрепление здоровья детей.

Цель программы:

Сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей.

Задачи программы:

1.       Формировать у учащихся осознанный  выбор здорового   образа  жизни;

2.      Создание системы  взаимосвязи и  сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

 

Основные направления  реализации программы:

-         материально- техническое  обеспечение образовательного учреждения (приобретена новая ученическая мебель, отвечающая  нормам для  начальной школы, в кабинеты истории,  литературы, химии, черчения,  ОБЖ);

-         оборудование медицинского кабинета;

-         оборудование рекреаций теннисными столами для проведения игровых перемен;

-          организация рационального питания (увеличение количества школьников, получающих горячее питание);

-         формирование здоровьесберегающих  знаний у учащихся  и родителей: тематические родительские собрания, лекции с привлечением специалистов, беседы; контроль за посадкой учащихся во время  занятий, контроль веса ранца с ежедневным учебным  комплектом, контроль за воздушно-тепловым  режимом и т.д.;

-         соблюдение санитарных норм и правил, адекватность методов и    методик обучения  и воспитания (соблюдение воздушного режима в классных кабинетах, физкультминутки, подвижные перемены);

-         система творческих классных часов и внеклассных мероприятий;

-         организация школьного процесса с учетом сбалансированности труда и отдыха школьников (открытие классов продленного дня, предоставление возможности первоклассникам послеобеденного отдыха со сном, наличие игровой комнаты, оптимальное сочетание учебного и тренировочного процесса  в спортивном классе);

-         ежедневный режим работы медицинского работника.

        Реализация программы воспитательной системы  школы  осуществляется через

-         личностно-ориентированный подход к учащимся  в воспитательном и образовательном процессе;

-         нравственно-эстетическое воспитание  как                основополагающее в школе;

-         физическое  развитие учащихся;

-         совместная коллективно-творческая деятельность  педагогов, родителей и учащихся.

Основные  аспекты  деятельности:

-         создание условий для роста педагогического мастерства

( курсы повышения квалификации, поддержка творческого поиска  учителя);

-         внедрение культурологических дисциплин («Русское  речевое общение», «Родное  Подмосковье», МХК)

-         изучение  и внедрение  в обучение и воспитание  новых передовых технологий;

-         воспитание и обучение  в системе дополнительного образования.

  Разработав  принципиальные положения  для  всех участников жизнедеятельности школьного коллектива,  оценив  накопленный  опыт работы, используя инновационные  теоретические и практические  находки, педагоги, ученический   и  родительский  активы  пришли к совместному решению о необходимости разработать  стратегический план  развития  школы. Составной  частью плана  является  концепция  воспитательной системы, разработанная  с учетом  специфики  нашей  школы.

Условия   для реализации Концепции  воспитательной  деятельности.

Усилиями педагогического  коллектива  школы

-    создан  максимально благоприятный  климат для учащихся в школе;

-         созданы подсистемы педагогического руководства  воспитательным процессом школы: объединение  классных руководителей, социально-психологическая  и медицинская  служба, родительские  комитеты  классных коллективов;

-         выбраны  органы  школьного самоуправления, разработана  школьная  символика: герб, гимн;

-          совершенствуется  и развивается    система дополнительного образования на бесплатной основе:  работа музея туризма и краеведения, хоровая студия,  театральная студия «Этюд»  , студия « Дизайн  кукольной  игрушки», кружок «Хозяюшка»,  система спортивных секций.

 

            В школе функционирует служба практической психологии. Она оказывает содействие  развитию обучающихся, формированию  их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

 

            Результаты развития школы за предыдущий период, полученные на основании комплексных анализов, социологических опросов и мониторингов, накопленного опыта работы требуют решения следующих проблем:

·        дальнейшего повышения качества реализации действующих государственных образовательных стандартов и достижения новых образовательных целей;

·        реконструкции и дальнейшего совершенствования материально-  технической базы;

·        совершенствование  научно-методического обеспечения  и сопровождения деятельности, в том числе экспериментальной;

·        дальнейшего совершенствования содержания и технологий обучения;

·        создание условий для развития системы дополнительного образования,

·        создание условий для совершенствования здоровьесберегающей    среды.

Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание её ценности,   необходимо создать все условия для:

·        роста профессионального мастерства педагога, которое формируется в первую очередь через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах, через совершенствование методической службы, объединяющей  не только школьные методические объединения, но и творческие группы учителей, состоящие из педагогов различных специальностей, желающих повысить свой профессионализм по отдельным проблемам и интересам;

Требуют дальнейшего развития вопросы:

·        Функционирование профильных групп в рамках одного класса вызывает необходимость  дальнейшей проработки процесса обучения по индивидуальным учебным планам, проработки разных профилей для удовлетворения индивидуальных образовательных запросов, вызывает проблему оплаты труда учителя, которая может быть решена через создание муниципальной сети;

·        расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения микрорайона, в том числе и платного, но в размере той суммы, которую семья ребенка может заплатить за образование ребенка без ущерба для своего семейного бюджета,

·        повышение мобильности учеников,

·         повышение функциональной грамотности выпускников

·        увеличить удельный рост учебных расходов в общем объеме финансирования школы,

·        расширить социальное партнерство,  число источников и объема средств внебюджетного финансирования.

 

 

Учитывая структуру образовательной сети микрорайона «Западный», в которую входят  три образовательных учреждения и два их них – повышенного статуса (гимназия и лицей), наша школа продолжает являться  массовой общеобразовательной. Дальнейшее развитие связано с переходом ее на модель адаптивной массовой  профильной школы (с гибкой профилизацией).

 

Данная версия программы способствует решению обозначенных проблем и направлений. Предпосылками её осуществления являются разработанные педагогическим коллективом мероприятия по следующим направлениям:

- педагогическое направление деятельности коллектива связано с формированием внутри школы особой образовательной среды, создающей обучающимся условия для успешного выбора профиля, обучение по индивидуальным учебным планам, предоставление возможности смены профиля, создание психологического комфорта для каждого ученика, формирование активной  гражданской позиции.

- научно-методическая деятельность педагогического коллектива направлена на работу по дальнейшему изменению содержания образования и технологий обучения;  на апробацию тактики введения профильного обучения по индивидуальным учебным планам,  создание профильных классов по образовательным потребностям;   разработку  методик, программ, технологий, педагогических приемов, сценариев внеурочных мероприятий, коллективных творческих дел, нетрадиционных уроков и других научно-методических разработок, необходимых для достижения стратегических целей; на введение модели общественно-государственного управления школой в форме управляющего совета.

- кадровое направление деятельности  школы предполагает подготовку учительского коллектива к

 - осознанию, рефлексии, анализу имеющегося педагогического опыта,  согласующегося со стратегическими целями школы,  его обобщению;                  

 - технологическому оформлению инновационного педагогического опыта;

 - освоению новых форм и образцов педагогической деятельности;

 - экспериментальной апробации  обучения с гибкой профилизацией;

 - освоению методик дистанционного обучения.

-         экспериментальное направление деятельности заключается в участии школы в:

1)  федеральном эксперименте по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения, который состоит из следующих этапов:

                                2003-2004 учебный год - введение предпрофильной подготовки;

                                2004-2006 учебный год – введение профильного обучения;

2)  региональном эксперименте по изменению содержания образования (введение курсов «Русское речевое общение» в 10-11 классах, «Родное Подмосковье» в 8 классе) с 2006 г.;

3)  муниципальном эксперименте по организации управляющего совета школы с 2006 г.

-         информационная деятельность школы направлена на формирование своеобразного банка данных о педагогическом опыте проведения предпрофильной подготовки, обучение старшеклассников по нескольким профилям в условиях одного класса, по введению модели государственно-общественного управления школой в форме управляющего совета, на распространение накопленного опыта на семинарах регионального и муниципального уровня.

- маркетинговое направление  деятельности  школы предполагает:

 выявление, диагностику образовательных потребностей микрорайона школы, запросов рынка труда Пушкинского района. Так результаты социологических исследований, проведенных для обучающихся школы и родительской общественности,  показывают следующие данные:

1) На вопрос  «какие цели в своей работе должна, по Вашему мнению, преследовать школа?» были получены ответы, представленные следующей диаграммой :


Оценка значимости перечисленных позиций (балл)

                                   Позиции:

1.      Дать детям полные и прочные знания в соответствии с государственной программой.

2.      Помочь ребенку найти себя, реализовать свои способности, раскрыть себя, выбрать профессию.

3.       Научить детей жить по совести, уметь дружить, взаимодействовать с другими.

4.       Научить детей самостоятельно учиться.

5.       Сохранять  здоровье детей.

2) Анализ ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что детей в школе учат тому, что нужно, устраивает ли Вас программа?» представлен следующим графиком:

Оценка эффективности реализации

(балл)


 

                                   ПОЗИЦИИ:

1.       Да.

2.       Скорее да, чем нет.

3.       Скорее нет, чем да.

4.       Нет.

5.       Не знаю.

 

3.Получены рекомендации по изменению содержания образования.

Дополнительно включить в программу следующие предметы:


 

1. Алгоритмика                                           6. Астрономия

2. Православие                                            7. Психология

3. Этика                                                        8. НВП

4. Эстетика

5. Два иностранных языка                         9. Плавание

 

 

                                               Позиции:


Позиции

1. Облегчить программу.

2.Связать то, чему учат детей с тем, что пригодится в жизни

3.В корне изменить подход к построению содержания образования

4.Отсутствие свободных часов (замена)

5.Присвоение квалификации «оператор ЭВМ»

6.Выход в Интернет

7.Соотношение программ по информатике с программой по математике

 

Принципы жизнедеятельности школы:

-принцип доброжелательности, который предполагает опору на положительное в ребенке: на его индивидуальность, уникальность и особенность;

-принцип взаимопонимания, толерантности, который предполагает умение участников образовательного процесса занять позицию другого человека, понять его потребности, намерения, замыслы и найти возможный синтезирующий вариант решения

-принцип «выращивания» – принцип, согласно которому в школе создаются условия для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности, где учитель является фасилитатором в совместной деятельности;

-принцип рефлексивности предполагает систематическое проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления  и взаимодействия школьного коллектива в плане достижения новой образовательной цели;

-принцип самоопределения предполагает осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей и соотнесение их со своими желаниями.

 

IV.  Образ желаемого будущего состояния

образовательного  учреждения  по итогам реализации

программируемых изменений.

 

            По итогам реализации программируемых изменений наше образовательное учреждение будет представлять собой массовую общеобразовательную адаптивную модель с гибкой  профилизацией, характеризующуюся следующими чертами:

·        наличие неоднородного (гетерогенного) состава обучающихся;

·        ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого учащегося;

·        гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при сохранении основных базовых ценностей школы;

·        обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка;

·        дифференциация, разнообразные формы профильного и дифференцированного обучения;

·        наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предлагающие перманентную перегруппировку учащихся на основе отслеживания динамики развития;

·        здоровье физическое, психическое и нравственное, как  показатель эффективности функционирования модели

-         школу, являющуюся ресурсным центром   г. Пушкино, входящую в состав муниципальной образовательной   сети  района;

-         имеющую возможность предоставлять образовательные услуги обучающимся других образовательных учреждений;

-         школу, которая   сотрудничает с высшими учебными заведениями;

-         реализует здоровьесберегающие технологии;

-          сохраняет традиции туристско-краеведческой работы и гражданско-патриотического воспитания;

-         имеет начальную и основную школу с  полным днем пребывания учеников;

-         школу – модель участия общественности в управлении образовательным учреждением через управляющий совет;

-          школу, оборудованную современными техническими средствами, с качественно обновленной материальной  и учебно-дидактической базой и реконструированным зданием.          

 

         V.  Стратегия и тактика перехода к желаемому будущему.

 

План действий.

                     Стратегическая цель программы – создание  модели  адаптивной массовой профильной  школы  для  удовлетворения потребностей  в качественном образовании, которое  соответствует современным требованиям.

Стратегия системных изменений – полная реконструкция школы как образовательного учреждения, затрагивающая все компоненты деятельности (цели, задачи, организацию, технологии, структурные связи) и материально-техническую базу . Создание адаптивной модели школы означает создание такой системы, которая смогла бы удовлетворить потребности и предоставить возможности для обучения всех детей микрорайона («продвинутых» и отстающих, больных и здоровых, одаренных и не встраивающихся в традиционную организацию учебно-воспитательного процесса).

         Для достижения указанной цели ставятся стратегические задачи:

1.     Совершенствование содержания и технологий образования:

·        создание системы предшкольного образования:

-         выбор программ предшкольного образования;

-         повышение квалификации учителей начальной школы в области предшкольного образования;

-         расширение сети кружков для данной категории детей при условии введения в эксплуатацию нового корпуса школы.

·        расширение списка новых предметов, вводимых в учебный план школы в рамках регионального эксперимента по совершенствованию содержания образования.

·        профильное обучение с предоставлением возможности выбора индивидуального учебного плана:

-         повышение квалификации учителей, работающих в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения;

-         отработка содержания профилей для удовлетворения индивидуальных образовательных запросов;

-         введение дистанционных элективных курсов;

-         расширение фонда медиотеки и электронных пособий по базовым и профильным предметам;

-         расширение списка элективных курсов, в том числе проводимых ВУЗами;

-         освоение новых государственных стандартов базового и профильного уровня на основе компетентностного подхода;

-         проведение круглых столов и семинаров с целью изучения обновленного содержания образования и определения «ключевых компетентностей»

-         проведение соцопросов обучающихся, педагогов, родителей с целью выявления образовательных запросов и изучения возможностей школы для своевременного адекватного реагирования на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации.

·        изучение методологии и внедрение в практику новых педагогических технологий: проектное мышление, современные технологии проектирования, дистанционное обучение, информационно-коммуникативные технологии, модульное или модульно-блочное обучение, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающие технологии.

·        расширение возможностей дополнительного образования через создание новых кружков (в том числе и совместно организованных с учреждениями дополнительного образования), факультативов и элективных курсов, выполнение программ «Одаренные дети», «Педагогическая поддержка самоопределения школьников» (в рамках экспериментальной  площадки Российской Академии Образования).

·        создание системы работы по педагогической поддержке самоопределения школьников:

-         подведение итогов экспериментальной работы по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения;

-         получение статуса экспериментальной площадки РАО;

-         формирование концептуальных основ социально-профессионального самоопределения учащихся;

-         проведение мониторинга экспериментальной работы.

2.     Повышение качества знаний, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг:

·        развитие новых форм и механизмов контроля качества знаний по реализации  образовательных программ:

-         проведение итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку, математике и предметам  по выбору в открытой форме;

-         проведение промежуточной аттестации по профильным предметам;

-         участие в ЕГЭ;

-         использование  новых технологий обучения и воспитания;

-         активизация участия школьников и учителей в различных олимпиадах , смотрах, конкурсах, , конференциях муниципального, регионального, федерального уровней.

3.     Повышение эффективности управления школой:

·        развитие модели общественно-государственного управления;

·        организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений западной части города для развития мобильности, информационного обмена, распространения эффективных решений

·        совершенствование системы методической службы.

4.     Сохранение и укрепление здоровья обучающихся:

·        пропаганда здорового образа жизни  и формирование осознанного отношения к своему здоровью;

·        соблюдение санитарных норм и правил;

·         проведение профилактических медицинских  осмотров и вакцинации;

·        использование летнего отдыха для коррекции здоровья обучающихся;

·        улучшение качества питания и количества учащихся, охваченных горячим питанием;

·        использование в старом здании школы вновь отремонтированных кабинетов для размещения в них    медицинского кабинета,  кабинета психолога, тренажерного зала, кабинета релаксации учащихся и учителей;

·        создание классов с полным днем пребывания в школе для оптимизации нагрузки  в начальной и основной школе;

·        создание спортивного класса для оптимального сочетания учебного и тренировочного процессов;

·        знакомство с методологией и внедрение здоровьесберегающих технологий;

·         расширение сети спортивных секций

5.     Совершенстоввание материально-технической базы и реконструкция  школьного здания:

·        монтаж и ввод в эксплуатацию АПС и системы голосового оповещения;

·        ввод в эксплуатацию нового корпуса школы и реконструкция освободившихся помещений в функционирующем  здании;

·        оборудование кабинетов современной мебелью и техническими средствами обучения;

·        установление ограждения школы;

·        установка системы видеонаблюдения;

·        благоустройство школьной территории

Этапы

 

Задачи

Предполагаемый результат

Индикаторы, отметка о выполнении

2008-2009

1.Создание системы предшкольного образования

 

2. Обучение по индивидуальным учебным планам.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Изучение методологии проектной деятельности

 

 

 

 

 

 

4. Оптимизация нагрузки обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Совершенствова-ние содержания образования

 

 

 

 

 

6. Участие в эксперименте по созданию управляющего совета

 

 

 

7. Повышение квалификации педагогических работников

Выбор программ предшкольного образования

 

 

Отработка программ базового и профильного уровней социально-экономического и гуманитарного профилей. Повышение качества обучения по профильным предметам; реализация индивидуальных образовательных запросов

 

Использование проектной деятельности 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Создание классов с продленным днем пребывания на 1 ступени обучения

 

-Создание спортивного класса для оптимального сочетания учебного и тренировочного процессов

 

 

 

 

 

 

Включение в учебный план школы в рамках регионального эксперимента предметов: «Русское речевое общение» в 10-11 кл., «Родное Подмосковье» в 7-8 кл.

 

Формирование состава, определение структуры и полномочий совета, разработка нормативно-правовой базы работы совета, составление плана работы.

 

Повышение квалификации учителей, работающих  в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения

Обсуждение программ и УМК проведено на заседании ШМО в сентябре 2005 г.

 

Качество знаний в 10  и 11 классов по экономике – 100%;

по праву в 10 кл. – 67%, в 11 кл.- 100% ( данные за 2006 г.)

 

 

 

 

 

 

 

Участие в районном семинаре по проектной деятельности  заместителей директора, ознакомление пед. коллектива с его результатами, на 34% увеличилось количество учителей, использующих данную технологию.

 

 

Качество обучения в классе с полным днем пребывания имеет более высокие показатели в сравнении с традиционным классом.

Высокое качество знаний по результатам года: русский язык – 79%, математика – 86%, чтение и окружающий мир – 93%, англ. язык – 64%.

Достигнуты высокие результаты в спортивных соревнованиях регионального, федерального и международного уровней.

Высокое качество знаний по

новым предметам:

8 класс – 76%;

10 класс – 76%

11 класс – 56%

 

 

 

Схема состава и структуры совета прилагаются, разработано и утверждено положение об управляющем совете, проведено 2 заседания, составлен план работы.

 

18 учителей школы закончили курсы УРАО по вопросам профильного обучения.

2009-2010

1. Расширение возможностей профильного и дополнительного образования в  школе

 

 

 

 

2. Расширение фонда медиатеки.

 

 

 

 

3. Развитие новых форм и методов контроля качества знаний

 

 

 

4. Повышение квалификации педагогических работников.

 

 

 

 

 

 

5. Оптимизация нагрузки обучающихся

 

 

 

6. Совершенствова-

ние материально-технической базы

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Работа с одаренными детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Обновление программного обеспечения школьных компьютеров

 

Введение дополнительного образования с использованием дистанционного обучения, введение новых элективных курсов естественно-научного  и оборонно-спортивного направления.

 

 

Приобретение новых электронных пособий и учебников.

 

 

 

- Участие в ЕГЭ

-отработка процедуры и подготовки к  экзаменам в открытой форме за курс основной школы

 

 

Повышение квалификации администрации школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение  количества классов с полным днем пребывания в школе

 

 

 

Приобретение новой мебели в кабинеты физики, математики, литературы, биологии, начальных классов; оснащение кабинета биологии учебно-наглядным оборудованием, установление интерактивных досок – 3 шт.

 

Повышение активности и результативности участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях, чтениях и других мероприятиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение школьных компьютеров новыми лицензионными программами

Введен дистанционный курс «Основы цифровой электроники» в профильном и универсальном классах, введен элективный курс по биологии, факультативный курс по истории спорта

 

 

 

Использование электронных пособий на уроках литературы, экономики, химии, географии, ОБЖ, английского языка, биологии.

 

Качество знаний по результатам экзаменов в 9 кл:

 

2005 г.

2006 г.

Русс. яз

56%

54%

Матем.

52%

57%

 

 

Директор школы окончила курсы РАО в октябре 2006 г., заместители директора по УВР и ВР заканчивают курсы ПАПО в феврале 2007г., секретарь и зам. директора по АХЧ начали обучение в ПАПО в феврале 2007 г.

 

 

Открыто 6 классов с полным днем пребывания в

начальной и основной  школе

 

 

 

Степень выполнения поставленных задач – 100%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Районные предметные олимпиады: количество призовых мест выросло в 4 раза. Ежегодное получение учащимися сертификатов Кембриджского университета, 14 призовых мест  в районных, областных, всероссийских научно-практических, краеведческих конференциях. Призовые места в конкурсах и выставках кружков дополнительного образования районного и международного уровней; призовые места в муниципальных, региональных, федеральных и международных  спортивных соревнованиях.

Расширение возможностей использования информационно-коммуникативных технологий.

2010-2011

1.Расширение договоров с ВУЗами

 

2. Расширение возможностей профильного и дополнительного образования в  школе

 

3. Совершенствова-ние системы дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

4.Сохранение и укрепление здоровья

 

 

 

 

 

5. Эксперименталь-ная работа в рамках сотрудничества с РАО по педагогической поддержке самоопределения школьников

 

 

 

 

 

 

6. Совершенствова-ние  материально-технической базы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Оптимизация нагрузки обучающихся

Введение нового перечня элективных курсов

 

Отработка содержания физико-математического профиля.

 

 

 

 

Расширение кружковой сети в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования: Центральный дом  творчества, станция «Юных техников», спортивный комитет г. Пушкино, музыкальное училище им. Прокофьева.

 

Внедрение здоровьесберегающих технологий, использование тренажерного зала и нового пищеблока

 

 

Формирование концептуальных основ социально-профессионального самоопределения

Повышение квалификации классных руководителей по теме эксперимента

Приобретение програмно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в связи со сменой содержания образования

 

Ремонт и оборудование кабинета русского языка и литературы, географии, спальной комнаты первоклассников, оснащение кабинетов физики и химии новым оборудованием, приобретение новых компьютеров и мебели в кабинет информатики.

 

Перевод всех классов начальной  школы на режим работы полного дня

Динамика качества образования и продолжения обучения в ВУЗе по выбранному профилю

Удовлетворение образовательных запросов.

 

 

 

 

Увеличение занятости детей во 2 половине дня; отсутствие правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика состояния здоровья, снижение заболеваемости, переутомления, создание здоровьесберегающей среды

 

 

Создание системы работы по самоопределению школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для повышения мотивации к изучению указанных предметов, активизация исследовательской и проектной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Динамика качества обучения и состояния здоровья

2011-2014

1.Ввод в эксплуатацию нового корпуса школы

2. Расширение сети дополнительного образования

 

4.      Использование новых технологий обучения и воспитания

 

5.      Проведение  соцопросов.

 

 

 

 

 

5. Подведение итогов выполнения программы

Создание новых кабинетов

 

 

 

Использование новых помещений школы для создания новых кружков, секций

Изучение методологии и внедрение технологии модульного или модульно-блочного изучения

 

Изучение возможности школы для своевременного адекватного реагирования на изменения социокультурной и психолого-педагогической  ситуации.

Анализ результатов развития школы, выявление проблем

 

Ввод в эксплуатацию кабинетов информатики, музыки, технологии и кулинарии, профориентации.

Ввод в эксплуатацию спортивного зала, хореографического зала

 

Динамика качества знаний, оптимизация учебной нагрузки

 

 

Разработка направлений дальнейшего развития школы

 

 

 

 

 

Разработка направлений дальнейшего развития школы

 

 

 

 

Успешная реализация этой программы приведет к созданию условий для эффективного функционирования адаптивной массовой профильной школы  с предоставлением  всем участникам образовательного процесса микрорайона «Западный»  качественных образовательных услуг  и широких возможностей  дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

Директор школы                                                    Н.П. Морозова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения к программе:

 

1.     Финансовый план комплексной целевой программы школы.

2.     Копия Устава школы.

3.     Положение об управляющем совете школы № 5 г. Пушкино.

4.     Паспорт программы эксперимента «Педагогическая поддержка самоопределения школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении».

5.     Статьи о школе в Пушкинской газете «Маяк» и других средствах массовой информации.

6.     Статья Клемешовой И. В., зам. директора по УВР, в книге «Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Итоги эксперимента и перспективы дальнейшего развития».

7.     Схема-план  введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

9. Структура  и состав управляющего совета школы.

 

 

 

 

 

 

 

Директор школы                                               Н. П. Морозова