Седьмые
Московские областные
Рождественские
образовательные чтения
Раздел 1. Традиции
духовно-нравственного просвещения молодежи в истории Российского образования.
Тема:
Христианские
традиции благочестия как основа духовно-нравственного образования современных
подростков.
Автор –
ученица 9 «А» класса
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 5 г. Пушкино
Миронычева
Ирина
2009 год
Обиды и прощения.
Сейчас
мы школьники, но пройдет несколько лет и мы вступим во взрослую жизнь, станем
папами и мамами, рабочими, учеными, руководителями… В
наших руках, сердцах, головах будущее нашей страны - России. У каждого из нас
есть возможность развивать способности, которые Бог вложил в нас. У каждого
есть возможность тренировать свою веру, учиться любить, терпеть, прощать.
Каждый может дисциплинировать себя, чтобы стать сильнее и чтобы Бог мог
доверить ему что-то важное.
Нормальный
человек стремится к тому, чтобы быть в мире и гармонии с окружающими людьми,
особенно со своими ближними. Мы хотим, чтобы к нам
относились с уважением и почтением, чтобы нас любили и ценили. Повод обидеться
или оскорбиться найдется всегда. Сам Иисус Христос сказал, что невозможно не
прийти соблазнам. Мы живем среди несовершенных людей и сами вносим лепту в эту
проблему. В нашем мире это неизбежно. Даже те люди, которые нас любят, иногда
нас обижают. Они несовершенны, впрочем, как и мы. У них, как и у нас не всегда
хватает терпения, мудрости и чувства такта.
Некоторые
обижаются на всех и вся. Они всегда чем-то недовольны, всегда жалуются,
обидчивость становится их постоянной чертой. Но обида может быть и
неосознанной, без причины. Например: нас
не заметили в толпе или с нами не поздоровались, в школе или на улице. Мы можем
обидеться на человека, а потом выясняется, что мы неправильно истолковали его
действия. Этот человек даже не подозревает о том, что он обидел нас. А он нас
просто не видел.
Намеренное
нанесение обиды идет от гордости, желающей унизить человека, от мстительности,
злобы. Обижают люди и от алчности, зависти, тщеславия, эгоизма и - просто от
душевной нечуткости и нравственной невнимательности.
Обидчик
обижает прежде всего себя, поэтому наказывать его
неразумно. Он нуждается в нашей помощи. Покажи злому
добрый пример – противопоставь обиде любовь, кротость, великодушие. «Научитесь
от Меня, — сказал Христос Спаситель, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и
найдете покой душам вашим» (Евангелие от Матфея 11, 29). Вот простая дорога
к счастью, о котором часто думает человек, не зная путей к нему.
Нам
иногда хочется почувствовать себя обиженными и это плохая человеческая черта.
Ребенок, например, может плакать не потому, что его обидели, а потому что ему
вдруг захотелось почувствовать себя (и, главное, показать себя!) обиженным. Это
незрелость души. А подростки за обиду ссорятся между собой, устраивают бойкоты, назначают «стрелки». У каждого свои обиды и свои прощения. Нам
известны случаи из телепередач, газет, что ссоры, обиды в школе и дома приводят
подростка к депрессии и, в крайнем случае, к самоубийству. Один обижает, другой
обижается. Обиды и обидчивость очень
мешают жизни. И выход из этих состояний только один — к свободе духа: никого не
обижать и ни на кого не обижаться.
Иногда
нам трудно прямо сказать человеку, что он обидел нас. Но в ряде случаев сделать
это необходимо!
Евангелие
от Луки (17,3): «Наблюдайте за собой. Если же согрешит против тебя брат твой,
выговори ему, и если покается, прости ему».
Что
означают эти слова? Что мы должны всякий раз, обижаясь, «рубить сплеча» и
выражать свое недовольство? Вот как реагировал на обиды Иисус Христос, который
предлагал нам прежде научиться у него незлобию:
«Первосвященник
же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус же отвечал ему: Я
говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи
сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.
Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по
щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я
сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.
18,19-23)
«И
дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет
творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе;
а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли
вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить
Меня?» (Ин.7, 15-20)
«Тут
Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении?
если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите;
дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о
Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои
слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь
вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой,
Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца
Моего. Я и Отец - одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из
них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело
хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек,
делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал:
вы боги?» (Ин.10, 24-34).
Только
что услышанное, показывает нам, что совершенный человек, обижаясь, должен
ориентироваться не на свои эмоции, и даже мысли, а на заповеди Божьи. Если кто
- то скажет нам грубое слово или сделает какую - то гадость, прежде недовольств,
следует оценить кто прав, кто виноват. Ориентироваться здесь следует на Слово
Божье открытое в Заповедях. В случае если согрешили не мы, а наш обидчик, нам
дается право сделать замечание. Конечно, и это следует делать с любовью, так
как злом зла не одолеть.
Лично
я считаю, что практически не бывает такого случая, чтобы нас в отличии от Иисуса Христа обижали совсем напрасно. В той или иной
степени мы виноваты всегда. Поэтому лучше наблюдая за собой, меньше говорить и
больше исправляться. К тому же, в лице Сына Божьего человек имеет не только
пример, но и реальную помощь. Что же касается исправления окружающих нас людей,
то здесь лучше придерживаться принципа оставленного преподобным Серофимом Саровским: «Стяжи мирный дух, и тысячи спасутся возле тебя.»
Миронычева
Ирина -9-А класс
Использованные
источники и литература:
1.
Библия
2.
Книга архиепископа Иоанна
(Шаховского) "Апокалипсис
мелкого греха: Избранные статьи", изданной в серии "Духовное наследие русского
зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.