Седьмые Московские областные

Рождественские образовательные чтения

 

Раздел 1. Традиции духовно-нравственного просвещения молодежи в истории Российского образования.

Тема:

Христианские традиции благочестия как основа духовно-нравственного образования современных подростков.

 

Автор – ученица 9 «А» класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Пушкино

Миронычева Ирина

 

2009 год

 

 

Обиды и прощения.

 

Сейчас мы школьники, но пройдет несколько лет и мы вступим во взрослую жизнь, станем папами и мамами, рабочими, учеными, руководителями… В наших руках, сердцах, головах будущее нашей страны - России. У каждого из нас есть возможность развивать способности, которые Бог вложил в нас. У каждого есть возможность тренировать свою веру, учиться любить, терпеть, прощать. Каждый может дисциплинировать себя, чтобы стать сильнее и чтобы Бог мог доверить ему что-то важное.

Нормальный человек стремится к тому, чтобы быть в мире и гармонии с окружающими людьми, особенно со своими ближними. Мы хотим, чтобы к нам относились с уважением и почтением, чтобы нас любили и ценили. Повод обидеться или оскорбиться найдется всегда. Сам Иисус Христос сказал, что невозможно не прийти соблазнам. Мы живем среди несовершенных людей и сами вносим лепту в эту проблему. В нашем мире это неизбежно. Даже те люди, которые нас любят, иногда нас обижают. Они несовершенны, впрочем, как и мы. У них, как и у нас не всегда хватает терпения, мудрости и чувства такта.

Некоторые обижаются на всех и вся. Они всегда чем-то недовольны, всегда жалуются, обидчивость становится их постоянной чертой. Но обида может быть и неосознанной, без причины.  Например: нас не заметили в толпе или с нами не поздоровались, в школе или на улице. Мы можем обидеться на человека, а потом выясняется, что мы неправильно истолковали его действия. Этот человек даже не подозревает о том, что он обидел нас. А он нас просто не видел.

Намеренное нанесение обиды идет от гордости, желающей унизить человека, от мстительности, злобы. Обижают люди и от алчности, зависти, тщеславия, эгоизма и - просто от душевной нечуткости и нравственной невнимательности.

Обидчик обижает прежде всего себя, поэтому наказывать его неразумно. Он нуждается в нашей помощи. Покажи злому добрый пример – противопоставь обиде любовь, кротость, великодушие. «Научитесь от Меня, — сказал Христос Спаситель, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Евангелие от Матфея 11, 29). Вот простая дорога к счастью, о котором часто думает человек, не зная путей к нему.

Нам иногда хочется почувствовать себя обиженными и это плохая человеческая черта. Ребенок, например, может плакать не потому, что его обидели, а потому что ему вдруг захотелось почувствовать себя (и, главное, показать себя!) обиженным. Это незрелость души. А подростки за обиду ссорятся между собой,  устраивают бойкоты,  назначают «стрелки».  У каждого свои обиды и свои прощения. Нам известны случаи из телепередач, газет, что ссоры, обиды в школе и дома приводят подростка к депрессии и, в крайнем случае, к самоубийству. Один обижает, другой обижается. Обиды и обидчивость  очень мешают жизни. И выход из этих состояний только один — к свободе духа: никого не обижать и ни на кого не обижаться.

Иногда нам трудно прямо сказать человеку, что он обидел нас. Но в ряде случаев сделать это необходимо!

Евангелие от Луки (17,3): «Наблюдайте за собой. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему».

Что означают эти слова? Что мы должны всякий раз, обижаясь, «рубить сплеча» и выражать свое недовольство? Вот как реагировал на обиды Иисус Христос, который предлагал нам прежде научиться у него незлобию:

 

«Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус же отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин. 18,19-23)

 

«И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?» (Ин.7, 15-20)

 

«Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Ин.10, 24-34).

 

Только что услышанное, показывает нам, что совершенный человек, обижаясь, должен ориентироваться не на свои эмоции, и даже мысли, а на заповеди Божьи. Если кто - то скажет нам грубое слово или сделает какую - то гадость, прежде недовольств, следует оценить кто прав, кто виноват. Ориентироваться здесь следует на Слово Божье открытое в Заповедях. В случае если согрешили не мы, а наш обидчик, нам дается право сделать замечание. Конечно, и это следует делать с любовью, так как злом зла не одолеть.

Лично я считаю, что практически не бывает такого случая, чтобы нас в отличии от Иисуса Христа обижали совсем напрасно. В той или иной степени мы виноваты всегда. Поэтому лучше наблюдая за собой, меньше говорить и больше исправляться. К тому же, в лице Сына Божьего человек имеет не только пример, но и реальную помощь. Что же касается исправления окружающих нас людей, то здесь лучше придерживаться принципа оставленного преподобным Серофимом Саровским: «Стяжи мирный дух, и тысячи спасутся возле тебя

 

Миронычева  Ирина -9-А класс

 

 

Использованные источники и литература:

1.        Библия

2.        Книга архиепископа Иоанна (Шаховского) "Апокалипсис мелкого греха: Избранные статьи", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

 

Хостинг от uCoz