Принято Утверждено
на педагогическом совете Приказ № 210
Протокол № от 27.12.2013 от 27.12.2013
Программа
«МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Медиабезопасность подростков» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь и СМИ). Медиабезопасность ребенка – это задача и семейного и школьного воспитания.
Программа разработана с учетом требований законов РФ: «Об образовании», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.
Данная программа ориентирована подростков 11-14 лет (5-8 класс).
Цель: повысить осмысленность пребывания подростков в медиапространстве, усилив при этом ее безопасность.
Задачи:
Основные принципы программы:
Объем программы — 36 часов.
Темы программы сгруппированы по трем разделам: 1. критическое мышление, осознанное отношение; 2. осознанное поведение: 3. альтернативы медиапространству.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ»
№№ п/п |
Название разделов |
Всего часов |
1. |
Критическое мышление, осознанное отношение |
8 часов |
2. |
Осознанное поведение |
13 часов |
3. |
Альтернативы медиапространству |
13 часов |
Также отводится по одному часу на вводное и заключительное занятие Итого: |
36 часов |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ».
№№ п/п |
Название разделов и тем |
Всего часов |
Вводное занятие. Знакомство. |
1 |
|
1 |
Критическое мышление, осознанное отношение |
|
1.1 |
Интернет в нашей жизни: плюсы и минусы |
1 |
1.2 |
Безопасный Интернет |
1 |
1.3 |
Новые технологии и человек |
1 |
1.4 |
Польза и вред телепередач |
1 |
1.5 |
Психологический феномен поп-культуры |
1 |
1.6 |
Кумиры и герои |
1 |
1.7 |
Психология рекламы |
1 |
1.8 |
Влияние музыки на человека |
1 |
2 |
Осознанное поведение |
|
2.1 |
Смысл труда и смысл удовольствий |
1 |
2.2 |
Проблема Интернет-зависимости и телемании |
1 |
2.3 |
Полезная деятельность школьников в Сети |
1 |
2.4 |
Виртуальное и реальное общение |
1 |
2.5 |
Интернет-этикет |
1 |
2.6 |
Социальная реклама (проект) |
2 |
2.7 |
Электронные гаджеты и здоровый образ жизни |
1 |
2.8 |
День без Интернета и телевизора (эксперимент) |
1 |
2.9 |
«Исчезли имена – остались ники. Исчезли лица, остались аватарки» (эссе) |
1 |
2.10 |
Подготовка дня безопасного Интернета для младших школьников (проект) |
3 |
3 |
Альтернативное пространство |
|
3.1 |
Общественные и индивидуальные ценности |
1 |
3.2 |
Человек и его интересы |
1 |
3.3 |
Свободное время – пространство развития |
2 |
3.4 |
Целеполагание, успех, самореализация |
2 |
3.5 |
Самооценка личности |
2 |
3.6 |
Секреты эффективного общения |
2 |
3.7 |
Круг чтения (практикум) |
1 |
3.8 |
Игры наших родителей, бабушек и дедушек (практикум) |
1 |
3.9 |
Мир вне стен (экскурсия) |
1 |
Заключительный урок |
1 |
|
Итого: |
36 часов |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1 Критическое мышление, осознанное отношение
1.1. Интернет в нашей жизни: плюсы и минусы.
Значение информации в жизни человека. Значение самообразования. Информационная компетентность. Расширение территориальных границ. Реальные и виртуальные среды. Недостоверная информация. Манипуляции сознанием. Сетевая наркомания. Зависимости.
1.2. Безопасный Интернет.
Безопасная и позитивная информация. История возникновения дня безопасного Интернета. Обзор интересных и полезных сайтов. Виртуальные туры. Перечень сайтов по психологии для подростков. «Горячая линия» по противоправному контенту Центра безопасного Интернета.
1.3. Новые технологии и человек
Извращенные потребности, цели, средства, мотивы. Социальная дезадаптация, уход от реальности. Патологическое использование компьютера. Пристрастие к виртуальным знакомствам. Человек как потребитель и создатель. Искажение информационной картины мира. Влияние компьютера и ТВ на память, внимание, мышление.
1.4. Польза и вред телепередач
Эмоции негативные и позитивные. Пороги эмоциональной чувствительности. Самоконтроль и его отсутствие. Стресс. Агрессия. Неосознанное восприятие. Осознанный и неосознанный выбор содержания передач.
1.5. Психологический феномен поп-культуры
Рыночная культура. Ценности и нормы поп-культуры. Содержание образцов поп-культуры. Новый тип власти «райтократия». Культурное потребительство. Гедонизм. Жизненный стиль. Антигуманные чувства.
1.6. Кумиры и герои
Психология подражательства. Культ «звезд». Истерия. «Не сотвори себе кумира». Ответственность за свою жизнь. Уверенный и неуверенный человек. Настоящие герои. «А я смогу так поступить?». Мужество. Индивидуальный порог героизма.
1.7. Психология рекламы
Осознание потребностей. Эмоциональные реакции потребителя. Внушение вины и беспокойства. Скрытое влияние. Особый вид рекламы – реклама для детей и подростков. Импульсивное поведение. Интенсивность раздражителей.
1.8 Влияние музыки на человека
Эстетическое переживание. Восприятие и представление музыки. Классическая и «легкая» музыка. Музыка для релаксации. Творческое воображение и восприятие музыкальных произведений. Эмоциональные состояния. Синтетические способности личности при восприятии музыки.
Раздел 2. Осознанное поведение.
2.1. Смысл труда и смысл удовольствий
Труд как личностная потребность и условие развития человека. Труд учения. Смысл и цели жизни. Активность и пассивность. Потребление и отдача. Нормы взросления и взрослости. Ответственность за себя и других.
2.2 Проблема Интернет-зависимости и телемании.
Психология зависимостей. Психоэмоциональные проблемы подростков. Изменения состояния сознания. Тест на зависимость Гемблинг и зависимость от телепередач. Зависимый тип личности.
2.3 Полезная деятельность школьников в Сети
Учеба через Интернет. Юные гении программирования. Личные сайты. Работа в Интернете для подростков.
2.4 Виртуальное и реальное общение
Навыки общения. Реальные и виртуальные друзья. Анонимное общение. Страх коммуникаций. Виртуальное общение и реальное одиночество. Ложь в виртуале. Тест «Хороший ли ты друг?». Проблема самоидентификации и идентификации.
2.5 Интернет-этикет
Правила этикета. Ответственность. Троллинг и эльфинг. Мера искренности. Приемлемые способы выражения негативных эмоций. Личное достоинство. Самоуважение. Альтруизм. Мизантропия.
2.6 Социальная реклама (проект)
История возникновения социальной рекламы. Создание групп. Выбор темы. Составление плана. Предполагаемые темы: «Не кричите на детей», «Не ругайтесь матом», «Сохрани здоровье», «Позаботься о слабых» и пр.
2.7. Электронные гаджеты и здоровый образ жизни
Режим в свободное время. Риски для здоровья: синдром карпального канала сухость в глазах головные боли боли в спине нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна.
2.8. День без Интернета и телевизора (эксперимент).
Предварительное собеседование с родителями. Составление плана занятий для детей. Мысли, чувства, действия: текущие записи. Обсуждение на уроке. Мозговой штурм: без чего вам действительно трудно или невозможно прожить?
2.9. «Исчезли имена – остались ники. Исчезли лица, остались аватарки» (эссе)
Предварительная беседа о важности общения «глаза в глаза». Роли и маски. Быть самим собой. Многообразие личности. Индивидуальность. Конформизм. Подчинение толпе. Работа над эссе.
2.10. Подготовка дня безопасного Интернета для младших школьников (проект)
Составление плана проекта. Работа группами над частями проекта. Презентация и защита в классе. Реализация проекта.
3 раздел. Альтернативное пространство
3.1. Общественные и индивидуальные ценности
Что регулирует наше поведение. Что такое ценности. Индивидуальные ценности. Ценности группы (класса). Социальные ценности. Идеалы. Ценность объектов, явлений (свойств), идей.
3.2 Человек и его интересы
Познавательные потребности. Активность и направленность личности. Широкие и узкие интересы. Учебные, общественно-политические, читательские, спортивные, художественные, профессиональные интересы. Устойчивость и неустойчивость интересов. Интересы как средство познания мира и себя.
3.3. Свободное время – пространство развития
Ступени развития личности. Культурное пространство нашего города. Досуг подростков разных стран. Пассивные и активные занятия. Реализация творческого потенциала в свободное время. Престижные и непрестижные виды досуга. Выбор занятий в свободное время.
3.4 Целеполагание, успех, самореализация
Как ставить цели и зачем это нужно? Навыки планирования. Тайм-менеджмент. Цели и средства. Какой успех вам нужен. Секреты успешных людей. Признание и уважение других. Успех – это достижение вашей Конкретной Главной Жизненной Цели без нарушений прав других людей (Наполеон Хилл). Иерархия потребностей. Твои таланты и способности.
3.5. Самооценка личности
Достоинства и недостатки. Оценки окружающих. Заниженная, завышенная и нормальная самооценка. Причины заниженной и завышенной самооценки. Адекватность самооценки. Самоуважение. Уверенность в себе. Исследование самооценки. Как повысить самооценку.
3.6. Секреты эффективного общения
Интерес к другому человеку. Эмпатия. Важность умения слушать и слышать собеседника. Техника Я-сообщений. Установки и стереотипы восприятия людей. Вербальные и невербальные способы передачи информации. Средства установления контакта. Стили общения.
3.7. Круг чтения (практикум)
Обсуждение любимых книг: герой, его поступки, жизненные принципы, умения, таланты и способности, жизненные уроки.
3.8. Игры наших родителей, бабушек и дедушек (практикум)
Учимся играть: классики, скакалки, штандер, разрывные цепи, догонялки, жмурки и пр.
3.9. Мир вне стен (экскурсия)
Виртуальная или реальная экскурсия на культурные, спортивные, досуговые объекты для подростков.
Заключительный урок
Итоги, выводы, рефлексия, пожелания, впечатления, планы на будущее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ