Принято                                                             Утверждено

на педагогическом совете                                 Приказ №  210      

Протокол №    от 27.12.2013                                от 27.12.2013              

 

Программа

«МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Медиабезопасность подростков» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь и СМИ).  Медиабезопасность ребенка – это задача и семейного и школьного воспитания.

Программа разработана с учетом требований законов РФ: «Об образовании», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.

Данная программа ориентирована подростков 11-14 лет (5-8 класс).

Цель: повысить осмысленность пребывания подростков в медиапространстве, усилив при этом ее безопасность.

Задачи:

Основные принципы программы:

Объем программы — 36 часов.

Темы программы сгруппированы по трем разделам: 1. критическое мышление, осознанное отношение; 2. осознанное поведение: 3. альтернативы медиапространству.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ»

 

№№ п/п

Название разделов

Всего часов

1.

Критическое мышление, осознанное отношение

8 часов

2.

Осознанное поведение

13 часов

3.

Альтернативы медиапространству

13 часов

 

Также отводится по одному часу на вводное и заключительное занятие

Итого:

 

36 часов

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ».

№№ п/п

Название разделов и тем

Всего часов

 

Вводное занятие. Знакомство.

1

1

Критическое мышление, осознанное отношение

 

1.1

Интернет в нашей жизни: плюсы и минусы

1

1.2

Безопасный Интернет

1

1.3

Новые технологии и  человек

1

1.4

Польза и вред телепередач

1

1.5

Психологический феномен  поп-культуры

1

1.6

Кумиры и герои

1

1.7

Психология рекламы

1

1.8

Влияние музыки на человека

1

2

Осознанное поведение

 

2.1

Смысл труда и смысл удовольствий

1

2.2

Проблема Интернет-зависимости и телемании

1

2.3

Полезная деятельность школьников в Сети

1

2.4

Виртуальное и реальное общение

1

2.5

Интернет-этикет

1

2.6

Социальная реклама (проект)

2

2.7

Электронные гаджеты и здоровый образ жизни

1

2.8

День без Интернета и телевизора (эксперимент)

1

2.9

«Исчезли имена – остались ники. Исчезли лица, остались аватарки» (эссе)

1

2.10

Подготовка дня безопасного Интернета для младших школьников (проект)

3

3

Альтернативное пространство

 

3.1

Общественные и индивидуальные ценности

1

3.2

Человек и его интересы

1

3.3

Свободное время – пространство развития

2

3.4

Целеполагание, успех, самореализация

2

3.5

Самооценка личности

2

3.6

Секреты эффективного общения

2

3.7

Круг чтения (практикум)

1

3.8

Игры наших родителей,  бабушек и дедушек (практикум)

1

3.9

Мир вне стен (экскурсия)

1

 

Заключительный урок

1

 

Итого:

36 часов

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1  Критическое мышление, осознанное отношение

1.1.         Интернет в нашей жизни: плюсы и минусы.

Значение информации в жизни человека. Значение самообразования. Информационная компетентность. Расширение территориальных границ. Реальные и виртуальные среды. Недостоверная информация. Манипуляции сознанием. Сетевая наркомания. Зависимости.

1.2.         Безопасный Интернет.

Безопасная и позитивная информация. История возникновения дня безопасного Интернета. Обзор интересных и полезных сайтов. Виртуальные туры. Перечень сайтов по психологии для подростков. «Горячая линия» по противоправному контенту Центра безопасного Интернета.

1.3.         Новые технологии и  человек

Извращенные потребности, цели, средства, мотивы. Социальная дезадаптация, уход от реальности.  Патологическое использование компьютера. Пристрастие к виртуальным знакомствам. Человек как потребитель и создатель. Искажение информационной картины мира. Влияние компьютера и ТВ на память, внимание, мышление.

1.4.         Польза и вред телепередач

Эмоции негативные и позитивные. Пороги эмоциональной чувствительности. Самоконтроль и его отсутствие. Стресс. Агрессия. Неосознанное восприятие. Осознанный и неосознанный выбор содержания передач.

1.5.         Психологический феномен  поп-культуры

Рыночная культура. Ценности и нормы поп-культуры. Содержание образцов поп-культуры. Новый тип власти «райтократия». Культурное потребительство. Гедонизм. Жизненный стиль. Антигуманные чувства.

1.6.         Кумиры и герои

Психология подражательства. Культ «звезд». Истерия. «Не сотвори себе кумира». Ответственность за свою жизнь. Уверенный и неуверенный человек. Настоящие герои. «А я смогу так поступить?». Мужество. Индивидуальный порог героизма.

1.7.         Психология рекламы

Осознание потребностей. Эмоциональные реакции потребителя. Внушение вины и беспокойства. Скрытое влияние. Особый вид рекламы – реклама для детей и подростков. Импульсивное поведение. Интенсивность раздражителей.

1.8 Влияние музыки на человека

         Эстетическое переживание. Восприятие и представление музыки.    Классическая и «легкая» музыка. Музыка для релаксации. Творческое воображение  и восприятие музыкальных произведений. Эмоциональные состояния. Синтетические способности личности при восприятии музыки.

 

Раздел 2. Осознанное поведение.

  2.1. Смысл труда и смысл удовольствий

Труд как личностная потребность и условие развития человека. Труд учения. Смысл и цели жизни. Активность и пассивность. Потребление и отдача. Нормы взросления и взрослости. Ответственность за себя и других.

2.2 Проблема Интернет-зависимости и телемании.

Психология зависимостей. Психоэмоциональные проблемы подростков. Изменения состояния сознания.  Тест на зависимость Гемблинг и зависимость от телепередач. Зависимый тип личности.

2.3 Полезная деятельность школьников в Сети

Учеба через Интернет. Юные гении программирования. Личные сайты. Работа в Интернете для подростков.

2.4 Виртуальное и реальное общение

Навыки общения. Реальные и виртуальные друзья. Анонимное общение. Страх коммуникаций. Виртуальное общение и реальное одиночество. Ложь в виртуале. Тест «Хороший ли ты друг?». Проблема самоидентификации и идентификации.

2.5 Интернет-этикет

Правила этикета. Ответственность. Троллинг и эльфинг. Мера искренности. Приемлемые способы выражения негативных эмоций. Личное достоинство. Самоуважение. Альтруизм. Мизантропия.

2.6 Социальная реклама (проект)

История возникновения социальной рекламы. Создание групп. Выбор темы. Составление плана. Предполагаемые темы: «Не кричите на детей», «Не ругайтесь матом», «Сохрани здоровье», «Позаботься о слабых» и пр.

2.7. Электронные гаджеты и здоровый образ жизни

Режим в свободное время. Риски для здоровья: синдром карпального канала сухость в глазах головные боли боли в спине нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна.

2.8. День без Интернета и телевизора (эксперимент).

Предварительное собеседование с родителями. Составление плана занятий для детей. Мысли, чувства, действия: текущие записи. Обсуждение на уроке. Мозговой штурм: без чего вам действительно трудно или невозможно прожить?

2.9. «Исчезли имена – остались ники. Исчезли лица, остались аватарки» (эссе)

Предварительная беседа о важности общения «глаза в глаза». Роли и маски. Быть самим собой. Многообразие личности. Индивидуальность. Конформизм. Подчинение толпе. Работа над эссе.

2.10. Подготовка дня безопасного Интернета для младших школьников (проект)

Составление плана проекта. Работа группами над частями проекта. Презентация и защита в классе. Реализация проекта.

 

3 раздел. Альтернативное пространство

3.1. Общественные и индивидуальные ценности

Что регулирует наше поведение. Что такое ценности. Индивидуальные ценности. Ценности группы (класса). Социальные ценности. Идеалы. Ценность объектов, явлений (свойств), идей.

3.2 Человек и его интересы

Познавательные потребности. Активность и направленность личности. Широкие и узкие интересы. Учебные, общественно-политические, читательские, спортивные, художественные, профессиональные интересы. Устойчивость и неустойчивость интересов. Интересы как средство познания мира и себя.

3.3. Свободное время – пространство развития

Ступени развития личности. Культурное пространство нашего города. Досуг подростков разных стран. Пассивные и активные занятия. Реализация творческого потенциала в свободное время. Престижные и непрестижные виды досуга. Выбор занятий в свободное время.

3.4 Целеполагание, успех, самореализация

Как ставить цели и зачем это нужно? Навыки планирования. Тайм-менеджмент. Цели и средства. Какой успех вам нужен. Секреты успешных людей. Признание и уважение других. Успех – это достижение вашей Конкретной Главной Жизненной Цели без нарушений прав других людей (Наполеон Хилл). Иерархия потребностей. Твои таланты и способности.

3.5. Самооценка личности

Достоинства и недостатки. Оценки окружающих. Заниженная, завышенная и нормальная самооценка. Причины заниженной и завышенной самооценки. Адекватность самооценки. Самоуважение. Уверенность в себе. Исследование самооценки.  Как повысить самооценку.

3.6. Секреты эффективного общения

Интерес к другому человеку. Эмпатия.  Важность умения слушать и слышать собеседника. Техника Я-сообщений. Установки и стереотипы восприятия людей. Вербальные и невербальные способы передачи информации. Средства установления контакта. Стили общения.

3.7. Круг чтения (практикум)

Обсуждение любимых книг: герой, его поступки, жизненные принципы, умения, таланты и способности, жизненные уроки.

3.8. Игры наших родителей,  бабушек и дедушек (практикум)

Учимся играть: классики, скакалки, штандер, разрывные цепи, догонялки, жмурки и пр.

3.9. Мир вне стен (экскурсия)

Виртуальная или реальная экскурсия на культурные, спортивные, досуговые объекты для подростков.

Заключительный урок

Итоги, выводы, рефлексия, пожелания, впечатления, планы на будущее.

    

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беки Уорли. Интернет: реальные и мнимые угрозы/ Пер. с англ. — М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. — 320 с.
  2. Безопасность детей в Интернете. Nachalka.com 2008 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nachalka.com/bezopasnost
  3. 7. Безопасность дома [Электронный ресурс]. — URL: http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx
  4.  Галатенко В.А. Основы информационной безопасности. [Текст] 4-е изд. учеб. пособие, ВУЗ // — М: Издательство Бином. Лаборатория знаний, Интуит, 2008—205 с.
  5. Глушаков С.В. Секреты хакера: защита и атака [Текст] / С.В. Глушаков, М.И. Бабенко, Н.С. Тесленко. — изд. 2-е, доп. и перераб. — М: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 544 с. — (Учебный курс).
  6. Основы безопасности детей и молодежи в Интернете — интерактивный курс по Интернет-безопасности. Владельцами авторских прав на сайт являются проект Финский день информационной безопасности и WSOYpro [Электронный ресурс]. — URL: http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/copyright.htm
  7. Прохода А. Н. Обеспечение Интернет-безопасности. Практикум: Учебное пособие для вузов. [Текст] // — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 180 с: ил.