Методическая копилка

 

Открытые мероприятия  на базе ОУ Пушкинского района

                                   Тренинг для педагогов-психологов района лУмение говорить нет╗ 

Цель: формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию, осознание права и необходимости защищать себя.

1. Начало работы. Продолжительность 10 минут.  Цель: создание рабочей атмосферы.  Методы: обмен чувствами.

2. Разминка. Продолжительность 5 минут.   Цель: разрядка, снятие напряжения.  Методы: упражнение лТретий лишний╗ Материалы для тренера: Упражнение лтретий лишний╗  Тренер приглашает двух участников на роль водящих. Один водящий становится лдогоняющим╗, второй - лбеглецом╗. Остальные участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Все пары встают в круг. лДогоняющий╗ и лбеглец╗ бегают вокруг круга. Если лбеглец╗ становится впереди любой пары, тот, кто стоит сзади оказывается лтретьим лишним╗ и становится лбеглецом╗. Если лдогоняющий╗ дотрагивается до лбеглеца╗, они меняются ролями. Упражнение направлено на снятие напряжения. В нем могут участвовать от 14 -30 человек.

3. Работа по теме.  Продолжительность 35 минут.  Цель: осознание способов и отработка навыков прояснения ситуации, противостояния давлению, умения говорить лнет╗.  Методы: игра лВолк и семеро козлят╗. Обсуждение мотивов поведения, лпомогающих и мешающих╗ способов поведения.  Оборудование: листочки бумаги с названиями ролей: лволк╗, лкоза╗,  лкозленок╗.  Заметки  для  тренера:   важно  постоянно  держать  фокус  внимания  на процессе. Материалы для тренера:  Игра лВолк и семеро козлят╗  Участникам раздаются листочки бумаги с надписями лволк╗,   лкоза╗, лкозленок╗. В результате группа оказывается поделенной на три части в соответствии с указанными надписями. лКозлята╗ идут в свой лдом╗, а лволки и лкозы╗ (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить что они лкозы╗ и что им надо открыть дверь. лКозлята╗ решают  пускать или нет. Если по ошибке в лдом╗ лкозлята╗ пустили лволка╗, то он забирает 1-2 лкозленка╗, если лкозу╗ не пустили, то 1-2 лкозленка╗ лумирают╗ от голода.  Игра направлена на развитие навыков противостояния давлению и отработку навыков прояснения ситуации - умение сказать лнет╗, умение убеждать,   умение   распознать   обман   и      развитие   внимания   к невербальным проявлениям поведения.   Игра учит  делать выводы из формы и содержания убеждения, а не придерживаться обычного для них принципа: лнравится - не нравится╗.   Цель: разрядка, опыт доверия группе.  Методы: упражнения л1,2,3,4,5╗, лДоверяющее падение╗. Материалы для тренера:  Упражнение л1,2,3,4,5╗  Участники произносят счет л1,2,3,4,5╗ делая движения руками (как бы стуча в дверь сначала правой, потом левой рукой, сначала на уровне головы, на уровне пояса), наклоняются  вперед и говорят 5 раз лХИ╗, затем назад и 5 раз лХА╗. Убыстряя темп игры, делают это 5 раз, затем 4,  3, 2, и 1. Упражнение направлено на снятие напряжения, позитивные эмоции.  Упражнение лДоверяющее падение╗  Один из участников падает на сцепленные руки остальных с более высокой позиции, спиной. Задача группы - его не уронить. Упражнение направлено на получение опыта преодоления недоверия и страха, приобретение опыта доверительного отношения и поддержки. Важно обеспечить лпоимку╗ падающего.

4.  Работа по теме. Продолжительность 20 минут. Цель: Осознание возможности и важности заботы о себе. Методы: работа с конвертом   ля забочусь о себе╗. Оборудование: конверты, фломастеры, маленькие листочки бумаги. Материалы для тренера:  Конверт лЯ забочусь о себе╗.  Тренер предлагает участникам перечислить на маленьких листочках бумаги способы, при помощи которых можно защитить себя, позаботиться о себе. Затем каждый из участников складывает листочки в свой конверт с надписью лЯ забочусь о себе╗. Способы заботы о себе обсуждаются в группе. Участники берут свои лконверты╗ с собой, могут заглядывать туда при необходимости.  Упражнение направлено на формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя.

5. Завершение  работы. Продолжительность 5 мин. Цель: развитие навыка разговора о чувствах. Методы: обмен чувствами.

 

1.      Мастер Ц класс для молодых психологов лКак живешь молодой психолог?╗

 (элементы тренинга личностного роста лКонструктивное разрешение  конфликтов╗)  18.04.2007г. на базе методического кабинета

 

      Мастерская  для педагогов лТолерантность как  основа психологии сопровождения╗ 

1.      Звучит романс из к/ф лМусорщик╗

2.      Ассоциации

Какие ассоциации у вас вызывает это произведение?

Запись на доске

3.      Индивидуальное задание: - Толерантность. Что это? (запись)

Групповая работа: обсуждение, коллективное решение, запись на доске

 

Определения толерантности

1.      Сотрудничество, дух партнерства

2.      Готовность мириться с чужим мнением

3.      Уважение человеческого достоинства

4.      Уважение прав других

5.      Принятие другого таким, каков он есть

6.      Поставить себя на место другого

7.      Уважение права быть иным

8.      Признание многообразия

9.      Признание равенства других

10.  Терпимость к чужому мнению, верованию и поведению

11.  Отказ от доминирования, подчинения и насилия

 

4.      - Черты  толерантной личности (аналогично 3)

5.      Индивидуальное ранжирование  и общий подсчет баллов записанного на доске

0 Ц совсем не проявляются

1 Ц выражено слабо

2 Ц выражено средне

3 Ц наиболее выражено

Оценка: какие наиболее выражены, какие наименее? (выделение)

6.      Индивидуальное задание : - Что мешает быть толерантным?(запись)

Придумать и нарисовать символ толерантности.  Рисунки вывешиваются Групповая работа (происходит объединение в группы по схожести):   обсуждение  в чем схожесть?

7.      Текст лФиолетовый котенок╗

- чтение тренером

- обсуждение в группе Какие формы вы увидели?

- озвучивание

8.  Ц Что такое психология сопровождения? Коллективный проект (по группам)

Узнать ребенка как можно лучше

Помочь ему раскрыть все его лучшие стороны

Поддерживать его в любой ситуации

9.    Ролевая игра: Тактика сопровождения с различных позиций

10.  Рефлексия

 

      Открытое занятие  по программе лЖизненные навыки╗ для 1 клааса лЧто мне нравиться╗в рамках обучающего семинара лРазвитие эмоционального интеллекта младших школьников╗

ЗАНЯТИЕ 1. ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ

Цели: обратить внимание детей на то, что им нравится делать в своей жизни; показать, как важно заботиться о том, что тебе нравится; научить детей каждый день находить время на лнравится╗.

Материалы: мячик для разминки; карандаши и бумага для рисования каждому ребенку; зонтики или покрывальца (одно на 2Ч3 человека); пустая табличка для домашнего задания.

Разминка.  Дети перебрасывают мячик из рук в руки по кругу, причем каждый получивший его отвечает на вопрос: лЧто я люблю делать?╗.   Ведущий вмешивается в тех случаях, когда дети предлагают агрессивное поведение в качестве любимого занятия: лмучить кошку╗, лдразнить сестру╗. Он пытается помочь ребенку переформулировать название занятия так, чтобы было понятно, какая потребность удовлетворяется с помощью этого занятия (ллюблю с кем-нибудь мягким и теплым повозиться╗, ллюблю, когда сестра проводит со мной время╗). Если ведущему трудно догадаться, пусть спросит ребенка, почему ему нравится делать то, что он делает. Ищите потребность ребенка и помните, что плохих потребностей не бывает, бывают только неправильные способы их удовлетворения.

Работа по теме занятия

1. Ведущий говорит о том, что каждый день нам приходится делать разные вещи. Кое-что нам нравится, и мы готовы посвятить этому много времени, а другое не нравится делать, и мы стараемся оставить на это как можно меньше времени.  Детям предлагается вспомнить и нарисовать то, что им нравится делать каждый день.

2. Ведущий просит ребят разложить свои рисунки и походить между ними как на выставке: лНайдите авторов рисунков, которым нравится то же, что вам, даже если свой рисунок вы нарисовали не про это занятие╗.

 Ведущий помогает детям разбиться на микрогруппы по интересам и просит их вспомнить по очереди о каком-нибудь дне своей жизни, когда им все нравилось. Если есть возможность, детей просят заранее принести зонтики или покрывала, детские одеяльца. Пары или тройки (микрогруппы не должны быть большими) собираются, прячутся каждая в свой лдомик╗ и там делятся своими лнравится╗.

3. лПриглашение на праздник╗. Дети собираются в общий круг и делятся своими лнравится╗. Ведущий предлагает каждому рассказать о том, что ему нравится, и пригласить, кого он хочет из группы, в свое лнравится╗: лТаня, я приглашаю тебя есть со мной торт из мороженого╗; лТолик, я приглашаю тебя кататься со мной на роликах╗.

Домашнее задание  Это домашнее задание требует участия родителей: в течение недели ребенок должен фиксировать свои лнравится╗ Ч лне нравится╗, проанализировать собранный материал и сделать вывод о возможности уменьшения лне нравится╗. Для этого родителям необходимо помочь ребенку в следующем исследовании:

лСколько лнравится╗ в моей неделе?╗

1.    В течение одной недели каждый день надо заполнять таблицу

2.    Обсудить с ребенком два вопроса. Что из лне нравится╗ можно не делать совсем, чтобы сэкономить время для лнравится╗, и что не делать нельзя? Как добавить больше лнравится╗ в то, что делать нужно?

 

           Мастер Ц класс для педагогов Ц психологов лИспользование коммуникативных техник в общении╗ в рамках обучающего семинара лКультура общения учащихся 10-13 лет╗

1.Коммуникативные упражнения. Вербальное упражнение "Попугай"   Упражнение предназначено для развития связной, чёткой речи, способности размышлять последовательно и логично. Процедура "Агрессивный контакт"   Процедура предлагается для отработки приемов неагрессивного ответа на давление и агрессию. Процедура "Воспроизведение жеста в этюдной ситуации педагогического действия"   Проработка типичных педагогических жестов. Процедура "Всеобщее внимание"   Развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения. Формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения. Процедура "Выход из контакта"   Отработка техник выхода из контакта. Процедура "Дискуссия"   Формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения. Совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Процедура "Диспут"   Развитие умений и навыков активного слушания. Процедура "Доброжелательное выспрашивание"   Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться. Процедура "Интервью"   Развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков. Формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений. Процедура "Метафора"   Формирование установки на взаимопонимание и распознавание невербальных компонентов общения. Овладение навыками высказывания и принятия обратных связей. Процедура "Пристройка и контрпристройка"   Задача обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные пристройки (сверху, снизу, равную).Процедура "Работа с ассоциациями"   Развитие внимания в общении. Процедура "Рекламный ролик"   Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации. Процедура "Техники слушания"   Развитие навыков активного слушания.

2Отработка некоторых коммуникативных упражнений                      

Процедура "Воспроизведение жеста в этюдной ситуации педагогического действия"  Предлагается начать объяснять новый материал (в роли учеников Ч коллеги). Слушатели фиксируют жесты и оценивают их. Таким образом, прорабатываются все типичные педагогические жесты: во время работы у доски, вызова ученика и т.д. Одновременно проводятся занятия по мимике. Участники делятся на пары и дают друг другу мимические задания (не менее десяти каждый), затем меняются ролями. Это задание повторяется на других занятиях.

Процедура "Всеобщее внимание" Цель упражнения: - развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения, - формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения. Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств. На упражнение отводится - 15 минут.

Процедура "Дискуссия" Цель упражнения: - формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; - совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.  Группа разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого-и-немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и паралитика": он может говорить и видеть; третий "слепой-и-немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.  На упражнение отводится - 15 минут.

Процедура "Диспут" Цель упражнения: развитие умений и навыков активного слушания . Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д.. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду"). Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно'" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова. В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута"

 

Мастер Ц класс лАрт-технологии в работе педагога-психолога╗ для клуба лТворческий психолог╗ 

лМонотипия╗

Монотипия Ч это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем дорисовка любыми материалами, придание объема, дополнение коллажем, изготовление рамки.

Данная методика может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Задачи: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Необходимые материалы: стеклышки или оргстекло размером 15x20 см (перед использованием стекла его края необходимо хонрошо обработать в целях безопасности), гуашь (лучше свежая, жидкая), кисточка, бумага, ветошь для вытирания рук.

Ход работы: Детям предлагается нарисовать что-либо на стекле гуашью, затем отпечатать рисунок на бумагу. Следует обратить внимание детей на то, что видно через стекло в процессе отпечатывания рисунка на бумагу, как смешиваются цвета, какие новые цвента получаются, как меняется рисунок. Далее психолог предлагает детям дорисовать монотипию красками, фломастерами или каранндашами до какого-либо образа.

лКляксография╗ Ц это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа. Сложенный лист раскрывается, и перед взором оказывается ЧТО-ТО.

Рисование с помощью ниток.

Если нитку (длиной 30-40 см) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом и, придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обеих примыкавших к окрашенной нити поверхностях  останутся необычные отпечатки. (Рис.1)

Рисование пальцами.

Ценность рисования пальцами с точки зрения диагностики индивидуальности описывается психологом Асей  И. Кэйдис. В качестве сильных сторон метода перечисляются:

Свобода от двигательных ограничений;

Свобода от культурного влияния;

Свобода от социального давления

Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами.

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и песка. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо целыми горстями. Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

 

Хостинг от uCoz