Ежедневно средства массовой информации оповещают
нас о событиях, происшедших в стране
и мире. И если проанализировать поток полученной информации, то можно сделать вывод, что
большая ее часть- это события,
несущие разрушение, страдания , боль ,
гибель- это авто и авиакатастрофы, взрывы домов, электростанций, эпидемии и
т.д.
Возникает вопрос : что или кто
является виновником всех
этих бедствий?
С каждым днем создаются все новее и новее технологии, уровень жизни
совершенствуется. И что же происходит: ум человека стремиться опередить
время намного вперед, а душа не готова все
принять сразу. Менталитет людей не успевает воспринять, понять и
обустроится в постоянных резких
переменах. Происходит преобладание
интеллектуального развития над
развитием духовным. Что и является одной
из причин духовно-нравственного
кризиса.
Вторая причина
заключена в том, что нашему
обществу навешан некий универсальный
стандарт устроения государства
и человека- все традиционное
подменяется западным, что
привело к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории.
Безнравственная идеология современного общества,
отстаивающая ценности западной
культуры( эгоизм, самоутверждение
любой ценой), искусственная беззаботность, психология Диснейленда с
непрестанными развлечениями и бегством
от реальной жизни в мир иллюзий – все это
ожесточенно атакует человеческие
души в особенности
детские.
А для России любые попытки
двигаться в нетрадиционном направлении чреваты морально-этической деградацией, полным параличом духовных сил.
Единственный путь в
сложившейся ситуации – это духовно
-нравственное возрождение через воспитание.
Проблема духовно -
нравственного воспитание стоит сегодня
остро. Данный вопрос волнует многих, в
особенности учителей . Мы
хотим заниматься и готовы работать
в данном направлении, но существуют
проблемы, о которых надо
помнить, о которых говорила на
Седьмых Рождественских образовательных чтениях в г. Дмитров Аркадьева Л. , победительница , победительница Московских областных Рожественских Чтений.
Прежде всего, истинное понимание смысла
духовности и нравственности, зачастую
происходит подмена этих понятий. Ни в
коем случае нельзя их отождествлять.
Нравственность связана
с определенными действиями
человека, это нормы и
правила поведения, которые мы можем
увидеть , услыщать, заметить. Далеко не каждый
нравственный человек может быть духовным.
Духовное
воспитание- это пробуждение
совести, души, готовой к сапознанию. Истинная духовная ценность
всегда скрывает себя.
Вторая проблема –это
уход в народность , в культуру без духовного содержания.
В силу
своей профессии все мы, учителя, являемся
носителями двух важных
качеств- это
исполнительность и интерес ко всему
новому. И вот тут-то главное не
наделать страшных ошибок.
Многие из нас хотят и готовы заниматься духовно-нравственным
воспитанием, но с чего начать работу,
каково должно быть ее содержание, какие
формы работы все
эти вопросы нас очень тревожат, так как имеем дело с детскими душами.
Определяя уровень воспитанности учащихся
нашей школы, мы провели
исследование , которое помогло определить
те направления работы, которые требуют
особого внимания. И одна
из этих категорий - это духовное здоровье
детей.
Что послужило толчком к разработке концепции духовно-нравственного
воспитания. Создавая концепцию мы
опирались на принцип
: «НЕ НАВРЕДИ».
Цель концепции : создание условий для
духовного развития и
становление человека.
Основная задача:
научить отличать добро и зло и не только, но и жить по правилам , основанных на
общечеловеческих ценностях.
Многие
формы и методы работы
мы используем такие же, как и в других школах.
Но я хочу остановить внимание всех на школьных
Рожественских чтениях, которые
стали уже для нас традицией.
Подготовка к Рождественским чтениям
начинается в самом начале сентября, когда ребятам
объявляется тема и дается
примерно неделю на
обдумывание ее. К
творческим работам он приступают , после подробного обсуждения основных
положений доклада с настоятелем храма Великомученика Пантелеимона протоиреем Андреем Дударевым,
Именно о. Андрей является инициатором
проведения школьных
Рожественских Чтений. Следующий
этап- кропотливая работа
над докладами, над сценарием
самого праздника, над
подборкой материала. Мероприятие длится три часа ,
поминутно расписывается каждая
часть выступления, обсуждается порядок
номеров, так как это очень
важный момент для воздействия
на эмоции ребенка.
В нашей работе всегда
учитывается тот факт, что
сознание современных детей фрагментарное, «клиповое», в нем преобладают
наблюдение , потребность в ярких
образах, впечатлениях над рассуждением , поэтому наше мероприятие не сводится
к чтению докладов , в нем
используются видеоролики,
музыкальные номера,
театральные постановки.
Наверное, каждое
мероприятие можно разделить на
три блока:
- Информационно-познавательный
блок .
Учитывая
тот факт, что воспитывающее
воздействие помимо школьной среды имеет
внешкольная среда, мы стараемся
приглашать на наш праздник
гостей из других организаций,
образовательных учреждений, которые предоставляют
познавательную информацию в самых
различных формах. Это мультимедийные уроки о. Владимира: «Духовная безопасность о
заповедях» , «Святая Русь».
Из уст священника ребята услышали толкование смысла каждой
заповеди, также ознакомлены с красотой
русской земли, с историческими
памятникам. Кукольный мини - спекталь « Рождение Христа», поставленный
прихожанами храма св. Пантелимона, мультфильм о Аврааме, музыкальный мини –спектакль
о любви с использованием
поэзии Мандельштама, выступление хора
из четвертой школы, мини-
спектакль т/с «Этюд» «Кроткая Родина» с использованием творчества С.Есенина, выступление
учителей школы с творческими
работами, звучит духовная музыка,
сопровождающая слайдами .
- Презентация докладов
Второй блок- презентация творческих работ . В своих
выступлениях ребята
раскрывают самые актуальные
темы нашего времени.: «Человек и долг» - рассказ о погибшем
родственнике в Чеченской войне , «Что такое подвиг?» -размышление
девятиклассницы об истинности и
ложности данного понятия, о « черных» археологах» , у которых нет в жизни
ничего святого. « «Наркотики –это…» о зависимости человека, «
Как за каменной стеной»- представление об идеальной
семье, ребенок рассуждает что правильнее – быть замужем
или состоять в браке, « Многодетная семья» - речь идет о том, что многодетная семья должна стать нормой в нашем
обществе , а не исключением из правил. «Родительское благословение» - о
роли благословения в судьбе и жизни человека, «
Воспитание детей на примере великих
царственных мучеников» - в
данной работе участница Чтений доказывает
мысль на примере семьи Романовых, что залогом
духовно-нравственного воспитания детей
являются здоровые отношения
между супругами.
« Обиды и
прощения» : основная мысль
работы - стремление человека
жить в мире и гармонии с окружающими и самим собой. Умение противостоять злу, умение
прощать, умение любить - те качества, которые необходимо
воспитывать каждому человеку, независимо от возраста.
«Молодежь- будущее России»- о проблемах
нынешней молодежи и решении этих проблем.
«Православная
культура и мир ценностей молодого человека».
О красоте мира, души. О
путях приобретения гармонии
души в современном мире.
Чтение
докладов чередуетсяя роликами , клипами, музыкой. Доклад о Чеченской
войне сопровождался просмотром ролика, посвященному погибшим солдатам,
ролик о царских великомучениках
предварял выступление о
нравственном воспитании , разговор
неродившегося
ребенка подготовил ребят к
восприятию доклада о многодетных
семьях.
Рефлексия
Третьим блоком является релаксация
- обсуждение ребятами увиденного , услышанного, написание
отзывов.
Рассказать
о важности и результативности проведения таких мероприятий мне помогут выдержками детских отзывов:
«Мне понравились очень доклады
наших учеников. Чувствовалось,
что они написаны с душой и искренне.
Очень удачная постановка кукольного театра. Песня, звучавшая на
Чтениях, многих заставила задуматься
о том, что я сделал для
того, чтобы изменить мир»
«После данного мероприятия я поняла, что было и что
стало с Россией. Сколько вокруг заблудших людей, потерявших душу, Веру.»
«Мне понравились выступления наших ребят. Все это время я знала их с одной стороны, теперь мое
отношение к ним изменилось»
«О десяти заповедях, мне , конечно, известно. Но из
уст священника я услышал
впервые и тем более с таким подробным объяснением.»
«Рождественские чтения мне очень понравились. Это оказалось
далеко не пустой тратой времени, как
думала накануне. Я раньше не понимала
смысла заповедей, а теперь знаю, что они имеют двойной смысл.».
«Данное мероприятие несло в
себе любовь и добро. От
начала до конца у меня в горле
стоял комок от давящих
сердце слез. Это ощущение
присутствовало у всех в зале. А
когда человек испытывает
подобные чувства, он духовно обогащается и очищается»
Когда читаешь вот такие
откровенные детские мысли,
то понимаешь что именно в
этом и состоит смысл
нашей работы- всколыхнуть
детские души, заставить их
задуматься над жизнью,
понять в чем смысл настоящей жизни. И если
чаще такие мысли
будут их тревожить – то и ошибок
будет меньше.
И в
заключении хочу показать ролик, который
был индуктором Рождественских
Чтений в этом году.
Ежедневно телевизионные информационные программы
оповещают нас о событиях,
происшедших в стране и мире. И если
проанализировать поток полученной
информации, то можно сделать
вывод, что большая
ее часть- это события, несущие
разрушение, страдания , боль , гибель- это авто и авиакатастрофы, взрывы
домов, электростанций, эпидемии и т.д.
Возникает вопрос : что или кто
является виновником всех
этих бедствий?
Ум человека достиг совершенства, нечто
нереального. С каждым днем создаются все новее и новее технологии, уровень жизни
совершенствуется. И что же происходит: ум человека опережает время намного вперед, а душа не готова все
принять сразу. Менталитет
людей не успевает воспринять,
понять и обустроится в постоянных резких
переменах. Происходит преобладание
интеллектуального развития над
развитием духовным. Что и является одной
из причин духовно-нравственного
кризиса.
Вторая причина
заключена в том, что нашему
обществу навешан некий универсальный
стандарт устроения государства
и человека- все традиционное
подменяется западным, что привело
к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории.
Безнравственная идеология современного общества,
отстаивающая ценности западной
культуры( эгоизм, самоутверждение
любой ценой), искусственная
беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством
от реальной жизни в мир иллюзий – все это
ожесточенно атакует человеческие
души в особенности
детские.
А для России любые попытки
двигаться в нетрадиционном направлении чреваты морально-этической деградацией, полным параличом духовных сил.
Единственный путь
и сложившейся ситуации – это духовно -нравственное возрождение
через воспитание.
Духовно - нравственное
воспитание стоит сегодня остро.
Данный вопрос волнует многих, в
особенности учителей . Многие
хотят заниматься и готовы работать
в данном направлении, но остановлю внимание на том, что
есть некие проблемы, о которых
мы должны помнить, о которых говорила на Седьмых
Рождественских образовательных чтениях в г. Дмитров Аркадьева, победительница
..
Прежде всего, истинное понимание смысла
духовности и нравственности, так как
зачастую происходит подмена этих
понятий. Ни в коем разе нельзя их отождествлять.
Нравственность связана
с определенными действиями
человека, это нормы и
правила поведения, которые мы можем
увидеть , услыщать, заметить. Далеко не каждый
нравственный человек может быть духовным.
Духовное воспитание- это пробуждение совести, души, готовой к сапознанию.
Истинная духовная ценность всегда
скрывает себя.
Вторая проблема –это
уход в народность , в культуру без духовного содержания.
В силу
своей профессии все мы учителя являемся
носителями двух важных
качеств- это
исполнительность и интерес ко всему
новому. И вот тут-то главное не
наделать страшных ошибок.
Так как многие из нас готовы
заниматься
духовно-нравственным воспитанием
, преподаванием православия в школе, не имея специального
образования. Тут имеет
место проблема духовной
незрелости учителя.
Определяя уровень воспитанности учащихся
нашей школы, мы провели
исследование , которое помогло определить
те направления работы, которые требуют
особого внимания. И одна
из этих категорий - это духовное здоровье
детей.
Что послужило толчком к разработке концепции духовно-нравственного
воспитания. Создавая концепцию мы
опирались на принцип
: «НЕ НАВРЕДИ».
Цель : создание
условий для духовного развития и становление человека.
Основная задача:
научить отличать добро и зло.
Многие
формы и методы работы
мы используем такие же, как и в других школах.
Но я хочу остановить внимание всех на школьных
Рожественских чтениях, которые
стали уже для нас традицией.
Подготовка к Рождественским чтениям
начинается в самом начале сентября, когда ребятам
объявляется тема и дается
примерно неделю на
обдумывание ее. К творческим
работам он приступают , после подробного обсуждения основных
положений доклада с о. Андреем, настоятелем храма св. Пантелеимона.
Именно о. Андрей является инициатором
проведения школьных
Рожественских Чтений. Следующий этап- кропотливая
работа над докладами,
над сценарием самого праздника,
над подборкой материала. Мероприятие длится три часа ,
поминутно расписывается каждая
часть выступления, обсуждается порядок
номеров, так как это очень
важный момент для воздействия
на эмоции ребенка.
В нашей работе всегда
учитывается тот факт, что
сознание современных детей фрагментарное, «клиповое», в нем преобладают
наблюдение , потребность в ярких
образах, впечатлениях над рассуждением , поэтому наше мероприятие не сводится
к чтению докладов , в нем
используются видеоролики, музыкальные
номера, театральные постановки.
Наверное, каждое
мероприятие можно разделить на
три блока:
- Информационно-познавательный
блок .
Учитывая
тот факт, что воспитывающее
воздействие помимо школьной среды имеет
внешкольная среда, мы стараемся
приглашать на наш праздник
гостей из других организаций,
образовательных учреждений, которые предоставляют
познавательную информацию в самых
различных формах. Это мультимедийные уроки о. Владимира: «Духовная безопасность о
заповедях» , «Святая
Русь»; кукольный мини - спекталь « Рождение
Христа», поставленный прихожанами храма св. Пантелимона,
мультфильм о Аврааме, музыкальный
мини –спектакль о любви с
использованием поэзии Мандельштама,
выступление хора из
четвертой школы, мини- спектакль т/с «Этюд» «Кроткая Родина» с
использованием творчества С.Есенина, выступление
учителей школы с творческими
работами, звучит духовная музыка,
сопровождающая слайдами о Валааме
- Презентация докладов
Второй блок- презентация творческих работ . В своих
выступлениях ребята
раскрывают самые актуальные
темы нашего времени.: «Человек и долг» - рассказ о погибшем
родственнике в Чеченской войне , «Что такое подвиг?» -размышление
девятиклассницы о истинности и
ложности данного понятия, о « черных» археологах» , у которых нет в жизни
ничего святого. « «Наркотики –это…» о зависимости человека, «
Как за каменной стеной»- представление об идеальной
семье, ребенок рассуждает что правильнее – быть замужем
или состоять в браке, « Многодетная семья» - речь идет о том, что многодетная семья должна стать нормой в нашем
обществе , а не исключением из правил. «Родительское благословение» - о
роли благословения в судьбе и жизни человека, «
Воспитание детей на примере великих
царственных мучеников» - в
данной работе участница Чтений доказывает
мысль на примере семьи Романовых, что залогом
духовно-нравственного воспитания детей
являются здоровые отношения
между супругами.
« Обиды и
прощения» : основная мысль
работы - стремление человека
жить в мире и гармонии с окружающими и самим собой. Умение противостоять злу, умение
прощать, умение любить - те качества, которые необходимо
воспитывать каждому человеку, независимо от возраста.
«Молодежь- будущее России»- о проблемах
нынешней молодежи и решении их. О способах
избегания проблем.
«Православная
культура и мир ценностей молодого человека».
О красоте мира, души. О
путях приобретения гармонии
души в современном мире.
Чтение
докладов перемежевывается роликами , клипами, музыкой. Доклад о Чеченской
войне сопровождался просмотром ролика, посвященному погибшим солдатам, ролик о царских великомучениках предварял выступление о нравственном воспитании ,
разговор неродившегося ребенка подготовил ребят
к восприятию доклада
о многодетных семьях.
Рефлексия
Третьим блоком является релаксация
- обсуждение ребятами увиденного , услышанного, написание
отзывов.
Рассказать
на словах о важности и
результативности проведения таких мероприятий непросто, поэтому я ознакомлю вас с выдержками
детских отзывов:
«Данное мероприятие несло в
себе любовь и добро. От
начала до конца у меня в горле
стоял комок от давящих
сердце слез. Это ощущение
присутствовало у всех в зале. А
когда человек испытывает
подобные чувства, он духовно обогащается и очищается»
«Мне понравились очень доклады
наших учеников. Чувствовалось,
что они написаны с душой и искренне.
Очень удачная постановка кукольного театра. Песня, звучавшая на
Чтениях, многих заставила задуматься
о том, что я сделал для
того, чтобы изменить мир»
«После данного мероприятия я поняла, что было и что
стало с Россией. Сколько вокруг заблудших людей, потерявших душу, Веру.»
«Мне понравились выступления наших ребят. Все это время я знала их с одной стороны, теперь мое
отношение к ним изменилось»
«О десяти заповедях, мне , конечно, известно. Но из
уст священника я услышал
впервые и тем более с таким подробным объяснением.»
«Рождественские чтения мне очень понравились. Это оказалось
далеко не пустой тратой времени, как
думала накануне. Я раньше не понимала
смысла заповедей, а теперь знаю, что они имеют двойной смысл.».
И в
заключении хочу показать ролик, который был индуктором Рождественских Чтений
в этом году.
Спасибо за внимание!