Ежедневно  средства массовой информации    оповещают  нас о событиях, происшедших в стране  и мире. И если проанализировать поток полученной  информации, то  можно сделать вывод,  что  большая  ее часть- это события, несущие  разрушение, страдания , боль , гибель- это авто и авиакатастрофы, взрывы домов, электростанций, эпидемии и т.д.

Возникает  вопрос : что или  кто  является   виновником  всех  этих  бедствий?

С каждым  днем создаются  все новее  и новее технологии, уровень  жизни  совершенствуется. И что же происходит: ум человека стремиться опередить время  намного вперед, а душа  не готова все  принять сразу. Менталитет  людей  не успевает воспринять, понять и обустроится  в постоянных  резких  переменах. Происходит преобладание  интеллектуального развития  над развитием  духовным. Что и является  одной  из причин  духовно-нравственного кризиса.

Вторая  причина  заключена  в том, что  нашему  обществу навешан  некий  универсальный  стандарт   устроения  государства  и человека-  все  традиционное   подменяется  западным,  что  привело  к  распаду «связи  времен», чувства  сопричастности  к истории.

Безнравственная  идеология современного общества, отстаивающая  ценности  западной  культуры( эгоизм,  самоутверждение любой  ценой),  искусственная  беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными  развлечениями и  бегством  от реальной  жизни  в мир иллюзий – все  это  ожесточенно  атакует  человеческие  души  в  особенности  детские.

А для России любые  попытки  двигаться  в нетрадиционном  направлении чреваты  морально-этической  деградацией, полным параличом  духовных сил.

Единственный путь в сложившейся ситуации – это  духовно -нравственное  возрождение  через воспитание.

Проблема  духовно -  нравственного  воспитание  стоит сегодня  остро.  Данный  вопрос волнует многих,  в  особенности  учителей .    Мы  хотим заниматься  и готовы  работать  в данном  направлении, но  существуют   проблемы, о  которых   надо  помнить, о которых говорила  на Седьмых  Рождественских  образовательных  чтениях в г. Дмитров Аркадьева Л.  , победительница  , победительница  Московских областных Рожественских Чтений.

Прежде всего,  истинное понимание  смысла  духовности и нравственности, зачастую   происходит подмена этих понятий. Ни в   коем случае   нельзя их отождествлять.

 Нравственность  связана  с определенными действиями  человека, это нормы  и правила  поведения, которые мы  можем  увидеть , услыщать, заметить. Далеко  не каждый  нравственный  человек  может быть духовным.

Духовное  воспитание- это пробуждение совести, души, готовой  к сапознанию. Истинная духовная  ценность  всегда  скрывает  себя.

Вторая  проблема –это  уход в народность , в культуру без духовного содержания.

 В силу  своей  профессии все мы, учителя,  являемся  носителями  двух  важных  качеств- это  исполнительность  и интерес  ко всему  новому.    И вот  тут-то главное  не  наделать  страшных  ошибок.    Многие из нас хотят и готовы заниматься духовно-нравственным воспитанием, но  с чего начать работу, каково должно  быть ее содержание,  какие  формы  работы   все  эти вопросы нас  очень  тревожат, так как имеем  дело с детскими душами.

Определяя уровень воспитанности  учащихся  нашей   школы, мы провели исследование ,  которое помогло  определить  те  направления  работы, которые  требуют  особого  внимания. И  одна  из этих  категорий  - это духовное  здоровье  детей.

Что  послужило толчком  к разработке концепции духовно-нравственного воспитания. Создавая   концепцию   мы  опирались  на  принцип  : «НЕ НАВРЕДИ».

            Цель  концепции : создание  условий для  духовного  развития и становление  человека.

Основная задача: научить отличать  добро и зло и не только, но и жить  по правилам , основанных на общечеловеческих  ценностях.

  Многие  формы  и методы  работы  мы используем  такие же,   как и в других  школах.   Но я  хочу   остановить внимание всех на   школьных  Рожественских  чтениях,  которые  стали  уже  для нас традицией.

Подготовка  к Рождественским  чтениям  начинается  в самом   начале сентября, когда  ребятам  объявляется  тема и  дается  примерно   неделю  на  обдумывание   ее.   К  творческим работам  он  приступают , после   подробного обсуждения  основных  положений доклада  с  настоятелем храма Великомученика Пантелеимона протоиреем   Андреем Дударевым, Именно о. Андрей  является  инициатором  проведения   школьных Рожественских  Чтений. Следующий этап-  кропотливая  работа  над  докладами,  над сценарием  самого праздника, над  подборкой   материала.  Мероприятие длится  три часа ,  поминутно  расписывается каждая часть  выступления, обсуждается порядок номеров, так  как это  очень   важный  момент для  воздействия  на эмоции ребенка.

В нашей  работе всегда  учитывается  тот факт, что сознание современных  детей  фрагментарное, «клиповое», в нем  преобладают  наблюдение , потребность в ярких  образах, впечатлениях над рассуждением , поэтому  наше мероприятие  не сводится  к чтению  докладов , в  нем  используются видеоролики,  музыкальные  номера, театральные  постановки.

Наверное,  каждое  мероприятие  можно  разделить на  три  блока:

- Информационно-познавательный блок . 

 Учитывая  тот факт,  что воспитывающее воздействие  помимо школьной  среды имеет  внешкольная  среда,  мы стараемся  приглашать  на  наш праздник  гостей из других  организаций, образовательных  учреждений, которые  предоставляют  познавательную     информацию  в самых  различных  формах. Это  мультимедийные  уроки о. Владимира: «Духовная   безопасность о заповедях» , «Святая Русь». Из  уст священника  ребята услышали  толкование смысла  каждой  заповеди, также ознакомлены с красотой  русской  земли, с историческими памятникам. Кукольный мини - спекталь « Рождение Христа»,  поставленный  прихожанами храма св. Пантелимона, мультфильм о Аврааме, музыкальный мини –спектакль  о любви с  использованием поэзии  Мандельштама, выступление  хора  из  четвертой школы, мини- спектакль т/с «Этюд» «Кроткая  Родина» с использованием  творчества С.Есенина,   выступление  учителей школы с творческими  работами, звучит духовная  музыка, сопровождающая слайдами  .

- Презентация  докладов

Второй  блок- презентация   творческих работ .  В своих  выступлениях ребята  раскрывают  самые  актуальные  темы  нашего  времени.: «Человек и долг» -  рассказ  о погибшем  родственнике  в Чеченской войне ,  «Что такое подвиг?» -размышление девятиклассницы об истинности и ложности данного понятия, о « черных» археологах» , у которых нет  в жизни ничего святого. « «Наркотики –это…»  о зависимости человека,  « Как за  каменной  стеной»- представление об  идеальной   семье, ребенок  рассуждает  что правильнее – быть  замужем  или состоять  в браке, « Многодетная  семья» - речь идет   о том, что многодетная семья  должна стать нормой  в нашем  обществе , а не исключением из  правил.  «Родительское  благословение»  -  о роли  благословения  в судьбе и жизни человека,  « Воспитание  детей на примере великих царственных мучеников» -  в данной  работе  участница Чтений   доказывает  мысль на примере  семьи  Романовых, что  залогом  духовно-нравственного воспитания детей  являются  здоровые  отношения  между  супругами.

« Обиды  и прощения» : основная  мысль  работы -  стремление человека жить  в мире и гармонии с окружающими  и самим собой. Умение противостоять  злу, умение  прощать, умение  любить  - те качества, которые  необходимо  воспитывать  каждому  человеку, независимо  от возраста.

«Молодежь- будущее России»-  о проблемах нынешней молодежи и решении этих  проблем.

«Православная  культура  и мир  ценностей молодого человека».

О красоте  мира, души. О  путях приобретения гармонии  души  в современном мире.

 Чтение  докладов   чередуетсяя  роликами , клипами,  музыкой. Доклад  о Чеченской  войне  сопровождался  просмотром ролика, посвященному погибшим  солдатам,  ролик о царских  великомучениках предварял выступление  о нравственном  воспитании ,   разговор  неродившегося  ребенка подготовил  ребят  к  восприятию  доклада  о многодетных  семьях.

Рефлексия

Третьим  блоком является  релаксация  - обсуждение ребятами увиденного , услышанного,  написание  отзывов.

 Рассказать  о важности и результативности  проведения  таких мероприятий  мне помогут  выдержками детских отзывов:

 «Мне понравились  очень доклады  наших  учеников. Чувствовалось, что они  написаны с душой и искренне. Очень удачная постановка кукольного театра. Песня, звучавшая  на   Чтениях, многих  заставила  задуматься  о том, что я  сделал для того,  чтобы изменить мир»

«После  данного мероприятия я поняла, что было и что стало  с Россией. Сколько  вокруг заблудших  людей, потерявших душу, Веру.»

«Мне понравились  выступления наших  ребят. Все это время я знала их  с одной стороны,   теперь мое  отношение к ним изменилось»

«О десяти  заповедях, мне , конечно, известно. Но из уст  священника  я услышал  впервые и  тем более  с таким подробным объяснением.»

«Рождественские  чтения мне очень понравились. Это  оказалось  далеко не пустой  тратой  времени, как   думала накануне. Я раньше не понимала  смысла  заповедей, а теперь  знаю, что они имеют  двойной смысл.».

«Данное мероприятие несло в себе  любовь  и добро. От  начала  до конца у меня  в горле  стоял  комок от  давящих  сердце  слез. Это  ощущение  присутствовало  у всех  в зале. А  когда  человек испытывает подобные  чувства,  он духовно обогащается и очищается»

Когда читаешь  вот такие  откровенные  детские  мысли,  то понимаешь что именно  в этом  и состоит  смысл  нашей  работы-  всколыхнуть  детские  души, заставить  их  задуматься над  жизнью, понять  в чем  смысл настоящей  жизни. И если  чаще  такие  мысли  будут  их тревожить – то  и ошибок  будет меньше.

И в  заключении хочу показать ролик, который  был индуктором Рождественских  Чтений  в этом году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ежедневно  телевизионные информационные  программы  оповещают  нас о событиях, происшедших в стране  и мире. И если проанализировать поток полученной  информации, то  можно сделать вывод,  что  большая  ее часть- это события, несущие  разрушение, страдания , боль , гибель- это авто и авиакатастрофы, взрывы домов, электростанций, эпидемии и т.д.

Возникает  вопрос : что или  кто  является   виновником  всех  этих  бедствий?

Ум  человека достиг совершенства, нечто нереального. С каждым  днем создаются  все новее  и новее технологии, уровень  жизни  совершенствуется. И что же происходит: ум человека опережает время  намного вперед, а душа  не готова все  принять сразу. Менталитет  людей  не успевает воспринять, понять и обустроится  в постоянных  резких  переменах. Происходит преобладание  интеллектуального развития  над развитием  духовным. Что и является  одной  из причин  духовно-нравственного кризиса.

Вторая  причина  заключена  в том, что  нашему  обществу навешан  некий  универсальный  стандарт   устроения  государства  и человека-  все  традиционное   подменяется  западным,  что  привело  к  распаду «связи  времен», чувства  сопричастности  к истории.

Безнравственная  идеология современного общества, отстаивающая  ценности  западной  культуры( эгоизм,  самоутверждение любой  ценой),  искусственная  беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными  развлечениями и  бегством  от реальной  жизни  в мир иллюзий – все  это  ожесточенно  атакует  человеческие  души  в  особенности  детские.

А для России любые  попытки  двигаться  в нетрадиционном  направлении чреваты  морально-этической  деградацией, полным параличом  духовных сил.

Единственный путь и  сложившейся ситуации – это  духовно -нравственное  возрождение  через воспитание.

Духовно -  нравственное  воспитание  стоит сегодня  остро.  Данный  вопрос волнует многих,  в  особенности  учителей .    Многие   хотят заниматься  и готовы  работать  в данном  направлении, но  остановлю внимание   на том, что  есть некие  проблемы, о  которых   мы  должны  помнить, о которых говорила  на Седьмых  Рождественских  образовательных  чтениях в г. Дмитров Аркадьева, победительница ..

Прежде всего,  истинное понимание  смысла  духовности и нравственности, так как  зачастую   происходит подмена этих понятий. Ни в   коем разе   нельзя их отождествлять.

 Нравственность  связана  с определенными действиями  человека, это нормы  и правила  поведения, которые мы  можем  увидеть , услыщать, заметить. Далеко  не каждый  нравственный  человек  может быть духовным.

Духовное  воспитание- это пробуждение совести, души, готовой  к сапознанию. Истинная духовная  ценность  всегда  скрывает  себя.

Вторая  проблема –это  уход в народность , в культуру без духовного содержания.

 В силу  своей  профессии все мы учителя  являемся  носителями  двух  важных  качеств- это  исполнительность  и интерес  ко всему  новому.    И вот  тут-то главное  не  наделать  страшных  ошибок.    Так  как многие  из  нас   готовы  заниматься  духовно-нравственным  воспитанием , преподаванием  православия  в школе, не имея  специального  образования. Тут   имеет место  проблема   духовной  незрелости  учителя.

Определяя уровень воспитанности  учащихся  нашей   школы, мы провели исследование ,  которое помогло  определить  те  направления  работы, которые  требуют  особого  внимания. И  одна  из этих  категорий  - это духовное  здоровье  детей.

Что  послужило толчком  к разработке концепции духовно-нравственного воспитания. Создавая   концепцию   мы  опирались  на  принцип  : «НЕ НАВРЕДИ».

            Цель  : создание  условий для  духовного  развития и становление  человека.

Основная задача: научить отличать  добро и зло.

  Многие  формы  и методы  работы  мы используем  такие же,   как и в других  школах.   Но я  хочу   остановить внимание всех на   школьных  Рожественских  чтениях,  которые  стали  уже  для нас традицией.

Подготовка  к Рождественским  чтениям  начинается  в самом   начале сентября, когда  ребятам  объявляется  тема и  дается  примерно   неделю  на  обдумывание   ее.   К  творческим работам  он  приступают , после   подробного обсуждения  основных  положений доклада  с о.  Андреем, настоятелем  храма св. Пантелеимона. Именно о. Андрей  является  инициатором  проведения   школьных Рожественских  Чтений. Следующий этап-  кропотливая  работа  над  докладами,  над сценарием  самого праздника, над  подборкой   материала.  Мероприятие длится  три часа ,  поминутно  расписывается каждая часть  выступления, обсуждается порядок номеров, так  как это  очень   важный  момент для  воздействия  на эмоции ребенка.

В нашей  работе всегда  учитывается  тот факт, что сознание современных  детей  фрагментарное, «клиповое», в нем  преобладают  наблюдение , потребность в ярких  образах, впечатлениях над рассуждением , поэтому  наше мероприятие  не сводится  к чтению  докладов , в  нем  используются видеоролики,  музыкальные  номера, театральные  постановки.

Наверное,  каждое  мероприятие  можно  разделить на  три  блока:

- Информационно-познавательный блок . 

 Учитывая  тот факт,  что воспитывающее воздействие  помимо школьной  среды имеет  внешкольная  среда,  мы стараемся  приглашать  на  наш праздник  гостей из других  организаций, образовательных  учреждений, которые  предоставляют  познавательную     информацию  в самых  различных  формах. Это  мультимедийные  уроки о. Владимира: «Духовная   безопасность о заповедях»   , «Святая Русь»;   кукольный мини - спекталь « Рождение Христа»,  поставленный  прихожанами храма св. Пантелимона, мультфильм о Аврааме, музыкальный мини –спектакль  о любви с  использованием поэзии  Мандельштама, выступление  хора  из  четвертой школы, мини- спектакль т/с «Этюд» «Кроткая  Родина» с использованием  творчества С.Есенина,   выступление  учителей школы с творческими  работами, звучит духовная  музыка, сопровождающая слайдами  о Валааме

- Презентация  докладов

Второй  блок- презентация   творческих работ .  В своих  выступлениях ребята  раскрывают  самые  актуальные  темы  нашего  времени.: «Человек и долг» -  рассказ  о погибшем  родственнике  в Чеченской войне ,  «Что такое подвиг?» -размышление девятиклассницы о истинности и ложности данного понятия, о « черных» археологах» , у которых нет  в жизни ничего святого. « «Наркотики –это…»  о зависимости человека,  « Как за  каменной  стеной»- представление об  идеальной   семье, ребенок  рассуждает  что правильнее – быть  замужем  или состоять  в браке, « Многодетная  семья» - речь идет   о том, что многодетная семья  должна стать нормой  в нашем  обществе , а не исключением из  правил.  «Родительское  благословение»  -  о роли  благословения  в судьбе и жизни человека,  « Воспитание  детей на примере великих царственных мучеников» -  в данной  работе  участница Чтений   доказывает  мысль на примере  семьи  Романовых, что  залогом  духовно-нравственного воспитания детей  являются  здоровые  отношения  между  супругами.

« Обиды  и прощения» : основная  мысль  работы -  стремление человека жить  в мире и гармонии с окружающими  и самим собой. Умение противостоять  злу, умение  прощать, умение  любить  - те качества, которые  необходимо  воспитывать  каждому  человеку, независимо  от возраста.

«Молодежь- будущее России»-  о проблемах нынешней молодежи и решении их. О способах  избегания  проблем.

«Православная  культура  и мир  ценностей молодого человека».

О красоте  мира, души. О  путях приобретения гармонии  души  в современном мире.

 Чтение  докладов   перемежевывается  роликами , клипами,  музыкой. Доклад  о Чеченской  войне  сопровождался  просмотром ролика, посвященному погибшим  солдатам,  ролик о царских  великомучениках предварял выступление  о нравственном  воспитании ,   разговор  неродившегося  ребенка подготовил  ребят  к  восприятию  доклада  о многодетных  семьях.

Рефлексия

Третьим  блоком является  релаксация  - обсуждение ребятами увиденного , услышанного,  написание  отзывов.

 Рассказать  на словах о важности  и результативности  проведения  таких мероприятий  непросто, поэтому я ознакомлю вас с выдержками детских отзывов:

«Данное мероприятие несло в себе  любовь  и добро. От  начала  до конца у меня  в горле  стоял  комок от  давящих  сердце  слез. Это  ощущение  присутствовало  у всех  в зале. А  когда  человек испытывает подобные  чувства,  он духовно обогащается и очищается»

«Мне понравились  очень доклады  наших  учеников. Чувствовалось, что они  написаны с душой и искренне. Очень удачная постановка кукольного театра. Песня, звучавшая  на   Чтениях, многих  заставила  задуматься  о том, что я  сделал для того,  чтобы изменить мир»

«После  данного мероприятия я поняла, что было и что стало  с Россией. Сколько  вокруг заблудших  людей, потерявших душу, Веру.»

«Мне понравились  выступления наших  ребят. Все это время я знала их  с одной стороны,   теперь мое  отношение к ним изменилось»

«О десяти  заповедях, мне , конечно, известно. Но из уст  священника  я услышал  впервые и  тем более  с таким подробным объяснением.»

«Рождественские  чтения мне очень понравились. Это  оказалось  далеко не пустой  тратой  времени, как   думала накануне. Я раньше не понимала  смысла  заповедей, а теперь  знаю, что они имеют  двойной смысл.».

И в  заключении хочу показать ролик, который  был индуктором Рождественских  Чтений  в этом году.

 

 

Спасибо  за внимание!

Хостинг от uCoz