ВОСПИТАНИЕ ТУРИЗМОМ И КРАЕВЕДЕНИЕМ

 

 

Каждый человек, живущий на Земле, хочет как можно шире познать окружающий его мир. Для этого существует море книг, читая которые наполняешь себя знаниями веков прошедших и теперешних дней. Но этого мало! Недаром существует пословица «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». И в этом заключена немаловажная суть человеческой жизни. Человек богат только тот, кто умеет общаться с людьми и имеет возможность познавать мир собственными глазами, собственным разумом. Есть замечательная киргизская поговорка – на мир нельзя смотреть чужими глазами.

Вот поэтому в 1962 году мы с будущим моим мужем заключили договор – как можно больше показать нашим ученикам, познакомить их с интересными людьми, с прекрасной природой родного Подмосковья.

Множество раз мы выезжали на 5 – 8 дней в города-герои, столицы Союзных республик, старинные русские города. Перед поездкой подробно знакомились с маршрутом, а находясь в исторически значимом месте, стремились показать как можно больше. Большое внимание всегда уделяли красотам окружающей нас природы: есенинские места, пушкинские, лермонтовские…

Все традиции туристско-краеведческой работы сохранены по настоящее время. Только, к большому сожалению, такого огромного размаха познавательной деятельности сейчас нет в связи с исторически сложившимися обстоятельствами.

По-прежнему мы посещаем Санкт-Петербург, старинные русские города: Тверь, Владимир, Суздаль, Тулу, Калугу, Ярославль, Кострому, Переславль-Залесский, Ростов Великий, г. Мышкин на Волге…

По возвращении из экскурсий ребята интересно выступают в классах с показом фотографий, открыток, книг о данном городе, памятных значков. С удовольствием юные путешественники пишут рассказы о поездках в газеты, благо их несколько в нашем городе. Наши учащиеся неоднократно занимали первые места в краеведческих конкурсах, отмечались денежными премиями, да и деньги, полученные за статьи в газетах, то же их радовали.

Мои ребята, с которыми я была во множестве интересных мест с 5 по 9 класс, награждены неоднократно Почетными грамотами, Дипломами, денежными премиями; семеро из них приняты в Союз краеведов России за большую краеведческую работу, представленную на краеведческих конференциях разного уровня.

Так что они получили не только большой запас знаний, познакомились со многими интересными людьми, но и значительно пополнили свой портфолио заслуженно полученными наградами.

Ребята осознают важность своей работы. Например, готовясь к 60-летию Победы, наши учащиеся серьезно работали и продолжают работать по трем темам.

«Детский дом им. К.А.Тимирязева в годы войны». Архив был найден в 1984 году моими 10-классниками, а сейчас ведущей в этой работе является Доронина Ольга – дочь одного из следопытов 1984 года. 6 мая 2005 года состоялась третья незабываемая встреча воспитанников и сотрудников детского дома. А работа продолжается: мы пишем письма, высылаем интересный для уже пожилых людей краеведческий материал о городе Пушкино, в котором прошло их детство. Переписываемся даже с внуками воспитанников и они нам очень благодарны, так как история детства их дедушек и бабушек мало им известна. Такая работа делает ученика взрослее; помогает понять, что жизнь не заканчивается «завтра», а продолжается в веках – в детях, внуках, правнуках и т.д.

Еще одна тема – «Письма с фронта в г.Пушкино». Письма были подарены в наш музей бабушкой нашего ученика Брука Алексея. А весь материал подготовила Ольга Рязанцева, бабушка которой жила рядом с семьей Бруков. Письма сами по себе животрепещущие. Автор писем Брук Наум Савельевич погиб в 33 года на Курской дуге. Письма зачитывались в других школах города и района. Оля выступала и перед детьми и перед взрослой аудиторией. Например, на совещании библиотекарей всех школ района в нашей школе; на совещании библиотекарей всех библиотек района в Центральной библиотеке. Мы разрешали подержать в руках реликвии войны – всё это было очень трогательно и, по-моему, незабываемо. А главное, что всё это важно и для семьи погибшего.

Третья тема – «Памятник в Трептов-парке Берлина». Тема возникла не случайно. У участника Великой Отечественной войны Мурашова  Константина Николаевича, жителя г.Пушкино, хранится дома копия этого памятника – сделанная одним из участников создания памятника в Берлине. Началась работа в Пушкино. Я внесла свой материал, так как была в Трептов-парке. Но самое главное в этой работе, что мы с Олей Лесюк через знакомых разыскали Одарченко Ивана Степановича – ветерана Великой Отечественной войны, который в молодые годы позировал скульптору Евгению Викторовичу Вучетичу при создании памятника воину-освободителю в Трептов-парке. Завязалась переписка, много раз мы разговаривали по телефону с Тамбовом, где проживает Иван Степанович. И когда мы увидели его по телевизору, едущего на празднование 60-летия Победы в Берлин – это был уже для нас родной человек, так как он нам писал, что мы уже о нем знаем всё! Для ученицы это является большим делом, которое она продолжает.

Примеров из жизни музея можно приводить множество. Сейчас Чугреева Елена, ученица 10 класса, работает по теме: «625-летие Куликовской битвы». Папа и мама ее родом из тех краев и девочка каждый год бывает там летом – свои впечатления, исторический материал, поездки учащихся школы на поле русской славы – все это очень  интересно отражено в ее работе, направленной на конкурс в Москву. А основой является ее осознание подвига и ее личное восприятие величия Победы.

Большая краеведческая находка Долгирева Виктора Андреевича – из глубины Московских архивов найден план разрушенной часовни на Клязьме в Тарасовке, сооруженной в 1912 году в честь казаков, задержавших продвижение наполеоновских войск в 1812 году. Черныш Диана, побывавшая в октябре на Бородинском поле с экскурсией учащихся нашей школы,  очень разумно и увлеченно выступила на районной краеведческой конференции 28 октября 2005 года.

Благочинный Пушкинского района отец Иоанн Монаршек, ознакомившийся в этим выступлением, сказал, что лично займется вопросом восстановления часовни по чертежам, приложенным к выступлению.

Это еще раз подтверждает, что краеведческая работа – это одна из главных составляющих патриотического воспитания подрастающего поколения.

И в заключение, мне очень хочется поделиться впечатлением учителя и учащихся нашей школы, побывавших этим летом на  фестивале авторской песни им. Грушина, благодаря хлопотам членов Академии детско-юношеского туризма и краеведения. Чугреева Татьяна Петровна сказала: «Сбылась моя мечта – побывать на этом фестивале.  Мы познакомились с  хорошими людьми. Было много интересного, полезного, нужного. Там была особая аура, создающая легкость в общении людей».

Я считаю,  именно такие моменты человеческой жизни создают человека дружелюбного и отзывчивого, умного и любознательного; человека  способного любить окружающий мир во всем его многообразии.

 

 

Долгирева Галина Ивановна

средняя школа № 5 г.Пушкино Московской области

учитель математики и краеведения

руководитель музея туризма и краеведения

профессор Академии детско-юношеского туризма и краеведения

 

141206 г. Пушкино Московской области, ул. 2-я Домбровская, д. 5, кв. 5

тел.: 993-41-44 (рабочий),  (8-253) 3-54-84 (домашний)

Хостинг от uCoz