Конспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Тема: «Эзоп. Лисица и виноград.  И.Крылов. Лисица и виноград».

Цели урока.

Образовательные:
- Продолжить знакомство с художественным жанром – басней.
- Добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения басни (тон, каким разговаривает с нами автор) и выявить черты сходства и отличия басен.

 

Развивающие:
- Развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь.
- Развивать умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи.
-Развивать технику чтения.

 

Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету.
- Воспитательные возможности текста.

 

Использовать на уроке ИКТ с целью:
- Предоставление наглядности
- Самопроверки
- Сообщения информации

Оборудование:

- Выставка книг баснописцев

 

Технологии:

- Личностно – ориентированные технологии;

- Информационно – коммуникативные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

 

 

 

Кинезиологические  упражнения.

 « Качания головой»

( стимулирует мыслительные процессы )

« Шапка для размышлений» ( улучшает внимание, ясность восприятия, речь )

« Зоркие глазки» ( служит для профилактики нарушения зрения )

  

 

II. Сообщение темы, актуализация знаний.

 

 

Сегодня на уроке мы продолжим чтение басен. Вспомните, что такое басня?

Приложение 1.

 



 

Имена каких баснописцев вы уже знаете?



Что вы знаете из биографии этих людей?

 

 

III. Проверка домашнего задания.

 

 

-С какими баснями познакомились на предыдущем уроке?
-Представьте, что вы артисты и играете в театре.

-Попробуйте изобразить басню И.Крылова  "Ворона и лисица" в лицах.

 

 

Театрализация басни.

IV. Офтольмологическая

физминутка.

 

Приложение 2.

 

V. Работа над новым материалом.

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эзоп. Лисица и виноград.
1) Отработка навыков работы с содержанием учебника.
Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями этих баснописцев.
Кто может определить, какие это произведения?
Где вы узнали об этом?
На какой странице будем работать?

 

2.)Самостоятельное чтение басни.

 

3) Словарная работа
Какие слова или выражения вам непонятны?
Что значит винить обстоятельства?



Кого же обманывает лиса, говоря, что виноград зелен?
Может быть, ты вспомнишь случай из собственной жизни, когда ты сам винил обстоятельства?
Миша вспомнил такой случай: «Однажды летом мы играли в футбол, и я стоял на воротах. Когда Костя Погодин забил гол в мои ворота, я сказал: «Да я легко мог поймать этот мяч! Меня просто на секунду ослепил луч солнца!» На какие обстоятельства Миша свалил свою неудачу?
Маша рассказала свою историю: «недавно мы с Таней Перовой бегали наперегонки. И когда Таня меня обогнала, я сказала ребятам…»
Попробуйте закончить историю так, чтобы по смыслу она была похожа на историю из басни «Лисица и виноград».
Как видите, занимательный басенный сюжет , героями которого часто являются животные, служит основанием для вывода (поучения), обращенного к людям.

 

4)Работа с пословицами.
Прочитай пословицы.

 

-Каков их общий смысл?
-Можно ли эти пословицы использовать в качестве вывода к басне «Лисица и виноград»?


 

2. И. Крылов. Лисица и виноград.
1)Прослушивание записи басни в исполнении  Олега Табакова.
Послушайте еще одну басню с таким же названием, но другого автора.
Вы узнаете в тексте басни Крылова историю, рассказанную Эзопом?
2)Словарная работа.
Откройте текст этой басни на с. 24.
Значение каких слов необходимо узнать?
Где будем искать объяснение?

2.Чтение басни Крылова вслух.
Прочитайте басню, стремясь передать все переживания лисицы.

 

3. Сравнительный анализ басен.
Какую басню вам было интереснее читать: написанную прозой или стихами?
Какая из басен помогает лучше представить виноградные кисти?
Каким лиса увидела виноград в басне Эзопа?

 

А у Крылова?

 

 

Какая из басен более ярко описывает внешний вид лисы, ее поведение?

 

 

 

 

Где выразительнее речь лисицы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действительно, в басне Эзопа повествование очень короткое, только констатация фактов, а в тексте Крылова ярко представлены и поведение, и характер лисы, и сочные ягоды винограда.
Найдите пословицу в тексте басни Крылова.
Как вы её понимаете?

 

 

 

 

 

Может ли она послужить моралью?
Еще раз вернитесь к басне Эзопа «Лисица и виноград».
Применима ли мораль басни Эзопа к басне Крылова?
Обратите внимание на тон, которым рассказаны обе басни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно ли историю про лисицу и виноград считать бродячей историей?

 

4. Работа с иллюстрацией учебника. С.25
Рассмотрите иллюстрацию Валентина Серова к этой басне.
Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья?
Рассмотрите фигурку и мордочку лисы. Как можно понять, что виноград висит очень высоко?
Помогает ли поза лисицы понять, что она пытается с разных сторон подобраться к винограду?
Лисица еще на что-то надеется, или она уже испытывает досаду и разочарование и скоро уйдет?

 

 

 

 

 

 

 

-Из содержания учебника.

- с.21

 

 

 

ЛОЗА – это…

ГРОЗДЬЯ – это…

Обстоятельства-условия, при которых сложилось то или иное положение дел.

-Саму себя.

 

-Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да, все три.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Виноградную лозу со свисающими гроздьями.

-Винограду кисти рделись, кисти сочные, как яхонты горят.

-Хотела до них добраться у Эзопа, «У кумушки глаза и зубы разгорелись», «отколь и как она к ним не зайдет», «пробившись попусту час целый» у Крылова.
-В басне Эзопа лисица говорит о ягодах, которые не смогла достать: «Они еще зеленые». В басне Крылова лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Она даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда: «тотчас оскомину набьешь», как будто уговаривая себя отказаться от попыток его попробовать.

 

 

 

 

 

-Хоть видит око,
Да зуб неймет.

Иногда человек попадает в такую ситуацию, когда цель близка, но достичь ее по разным причинам не может.
-Да.

 

 

 

 

-Эзоп, рассказывая про лисицу, чрезвычайно серьезен и делает очень серьезный нравоучительный вывод из своей басни. Крылов же рассказывает эту историю остроумно и шутливо, называет лису то кумой, то кумушкой, создает атмосферу живой разговорной речи, вкладывая в уста лисицы целое житейское рассуждение. Мораль басни Эзопа по смыслу, конечно же, применима к басне Крылова, но она несколько не соответствует шутливому тону повествования Крылова.

 

VI. Итог урока. Рефлексия.

 

 

  1. Составьте синквейн «Лисица».

 

  1. Закончите предложения

 

 

Синквейн.

 

 

 

1.Лисица.

 

2.Сообразительная, хитрая.

 

3.Ни зайдёт, пошла, говорит.

 

4.Лисица испытывает досаду и разочарование.

5.Кумушка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г. ПУШКИНО

                          ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

               141206 г. Пушкино Московской области, ул. 2-я Домбровская, д.26

                 телефон/факс 993 - 41- 44, E-mail  Otlichnayashkola-5@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения во 2классе по УМК «Перспективная начальная школа».

 

Тема : «Эзоп. Лисица и виноград.  И.Крылов. Лисица и виноград».

Технология: 

- технология личностно – ориентированного обучения;

- информационно –коммуникативная технология.