Тема: Существительные 3 склонения.
Цели урока:
1. учить работать по таблице, объяснять выбор безударного падежного окончания существительного;
2. создать условия для распознавания признаков определения падежа имён существительных и правописания падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
3. умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных;
4. способствовать активизации познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений;
5. содействовать развитию коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Технологии:
- технологии проблемного обучения;
-информационно – коммуникативные технологии;
-личностно – ориентированное обучение.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Ребята! На уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях.
А сейчас передайте свою улыбку другу!
- Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.
2. Минутка чистописания.
Наш язык постоянно пополняется новыми словами.
3. Словарная работа.
(На доске таблица) абвг
1паль же да кар
2фель го мор лать
3ковь се то ри
4зонт по да бе
Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:
1а 3в (пальто)
2в 3а (морковь)
1г 3в 2а (картофель)
1б 2г (желать)
4г 3б1в (беседа)
2б 3г 4а (горизонт)
4б 2б 4в (погода)
Сегодня наш язык пополнился ещё одним новым словарным словом: беседа.
Как вы понимаете значение этого слова?
4. Работа со словарём С.И.Ожегова (Стр.42)
Беседа- 1. Разговор, обмен мнениями.
2.Общедоступный доклад, обычно с участием слушателей в обмене мнениями, собеседование.
Откройте учебник стр.65, найдите это слово, прочитайте, разделите на слоги и запишите в словарь. Составьте словосочетание, определите склонение.
Оживлённая беседа.
Учитель: Какое из этих слов лишнее? (Желать)
Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)
А можно ли его преобразовать в имя существительное? (желание)
Что вы можете пожелать друзьям на уроке?
5. Повторение изученного материала. Игра "Бегущие минутки”.
Что вы знаете об именах существительных?
За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
Изменяемая часть слова … (окончание).
Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
Слова женского и мужского родов с окончаниями -а; -я относятся … (к 1 склонению).
Постоянный признак имён существительных… (род).
Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто? что? … (существительное).
К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о; -е).
Имена существительные изменяются … (по числам и по падежам). Сколько падежей в русском языке? … (шесть).
Молодцы! Справились с заданием!
Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова).
Склонение. Падежи. Окончания.
Задание: спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже, укажите склонение.
Володя звонит (Серёжа, Аня).
Поезд подъезжал к (Орёл, Вологда).
Школьники побывали в (зоопарк, театр, музей).
6. Работа над новым материалом.
Фронтальная работа с материалом рубрики «Давай подумаем».
а) Работа с учебником. (Стр. 63)
Вспомните, какими способами можно проверить безударные окончания имён существительных 1 и 2 склонения?
Существительных, какого склонения здесь нет? (3 склонения)
Назовите, какие имена существительные относятся к третьему склонению? (ж. р. - ь), (лошадь, метель, скатерть)
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён существительных 3 склонения»
Цель урока: повторить способы проверки безударных окончаний сущ.1 и 2 склонения;
научиться объяснять выбор безударного падежного окончания 3 склонения, работать с таблицей.
- Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:
1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.
- Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.
- Согласны?
б) Повторение. (Алгоритм работы - 2способа определения падежных окончаний). (Слайд 6, 7) Стр.64 в учебнике.
Анализ таблицы.
Прочитайте рассуждения Пети и Жени о проверке безударных окончаний имён сущ. 3 склонения.
Как обозначаются безударные гласные звуки в окончаниях? К какому выводу пришли Петя и Женя?
1способ: таблица - падежи, вспомогательные слова, вопросы, окончания.
(Вывод Жени)
2способ: безударные гласные в окончаниях имён сущ. обозначаются той же буквой, что и ударные гласные в словах. Безударные окончания имён сущ. можно проверить по ударным окончаниям слов весна, земля, слон, колесо, рожь. (Вывод Пети)
Как вы понимаете значение слова рожь?
в) Работа с толковым словариком в учебнике стр.154.
Рожь-злак, из молотых зёрен которого выпекают чёрный хлеб.
Как будете действовать вы?
г) Работа в группах.
1. Просклоняйте слово, выделите окончания - цепь (у доски)
2. тень (по карточкам)
3. лень
Представитель каждой группы объясняет задание.
Докажите правильность своего выбора.
д) Проверка по алгоритму «Как выполнено задание?»
1. Быстро, правильно и самостоятельно…
2. Правильно, но медленно…
3. Правильно, но с помощью других…
4. Быстро, но неправильно...
7. Физкультминутка.
Я буду называть имена сущ. Если имя сущ. относится к 1 склонению, вы хлопаете; если имя сущ. относится ко 2 скл., то приседаете; если имя сущ. относится к 3скл., то прыгаете.
Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
8. Разминка для рук.
Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь, поверни (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка «моет» другую ладонь)
Скачут пальцы, как лошадки (пальцы «бегают» по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок (хлопки в ладоши)
9. Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно» в группах.
Стр.18; упр.1; урок103.
Просклоняйте слова: любовь, жизнь, печаль.
10. Прочитайте «шаги»:
Просклоняйте устно данные существительные.
Впишите только окончания. Если не знаете, какую букву писать в окончании, ставьте знак «?»
Поставьте ударения.
Сравните ударные и безударные окончания в одном и том же падеже.
В каких падежах легче всего допустить ошибку?
Подумайте, как проверить безударную гласную в окончаниях имён существительных.
Ваш вывод.
11. Обсуждение итогов работы каждой группы у доски.
1. К какому выводу вы пришли?
В пределах одного склонения в каждом из падежей безударные окончания такие же, как ударные. Безударные окончания проверяются ударением.
2. Какие слова стали ключом к решению проблемы для определения безударных окончаний сущ. 1скл.,2скл.,3скл.
1скл. – весна, земля, река
2скл. – слон, колесо, окно, конь
3скл. – рожь, любовь
В этих словах окончания всегда ударные.
3. Возвращаемся к проблеме (убрать «?»)
Определите, как проверить написание безударных окончаний в именах сущ.:
На улиц…, о мор…, на ел…
Дети проверяют написание окончаний в данных словах, используя слова-помощники для каждого склонения.
Задание: вставить пропущенные окончания:
Горькая правда лучше сладкой лж…
Дождливое лето хуже осен…
Докажите правильность своего выбора.
12. Самостоятельная работа.
1 группа
Упр.1, стр.64.
Объясните написание выделенных окончаний.
К цел…, много радост…, из област…, о жизн…
2группа
Упр.3, стр.65.
Выпишите только те словосочетания, в которых пропущено окончание –и.
Заметка о молодёжи, добавить соли, построиться на площади, лежать в кровати, подойти к двери.
3 группа
Упр.2, стр.65.
Выпишите слова, дописывая окончания. В скобках напишите доказательство правильности выбора окончаний.
Настоящие дни поздней осени (3скл., Р.п.)
Нет большей радости (3скл., Р.п.)
13. Взаимопроверка в группе.
14. Итог урока. Оценки.
- Какие "задачи” мы сегодня решали на уроке?
1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.
-Цель урока: повторили способы проверки безударных окончаний имён сущ.1, 2, 3скл.; научились объяснять выбор безударного падежного окончания, работать с таблицей.
15. Рефлексия.
- Заполните карточку:
Я работал с ___ настроением.
Я ___ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда ___ .
Кто хочет поделиться дома своей радостью и знаниями, возьмите лучики солнышка.
16. Домашнее задание: просклоняйте слова боль, огонь.