Урок обучения грамоте в 1 классе
с использованием информационных технологий
Тема: Азбука и алфавит.
Цель: помочь уч-ся в восприятии и осмыслении понятий “азбука” и “алфавит”
и учить использовать эти знания в практической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Объяснить значение и происхождение слов “азбука” и “алфавит”;
2. Учить правильно называть буквы в определенном порядке;
3. Познакомить с использованием записи в алфавитном порядке и учить применять на практике.
Развивающие:
1. Развивать умение пользоваться словарями и знанием алфавита;
2. Развивать устную речь учащихся.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к особенностям русского языка и русской азбуки;
2. Воспитывать культуру речи.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Форма урока: Практическое занятие. Урок-игра.
Методы:
Словесные: рассказ и беседа
Иллюстративный
Использование ТСО
Работа с книгой
Проблемный
Игровой
Оборудование:
Слоговые таблицы.
Разрезные буквы, для составления слов “азбука” и “алфавит”
Картинки для выстраивания предметов в алфавитном порядке: акула, гусь, игла, тигр
Индивидуальные дидактические карты
Словари разных видов
ЦОР «Поём русский Алфавит»
ЦОР «Флэш-аппликация»
Ход урока
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Использование НСО и ТСО |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. |
Орг. момент. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. |
Речевая разминка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Чтение по слоговым таблицам. 2 слайд |
- Кто прочитал слов больше, чем на прошлом уроке? На сколько? - Кто прочитал меньше? - Послушаем некоторых из вас. |
Сначала идёт коллективная работа. Дети читают все слоги (можно хором, можно с определённым заданием: с мягким согласным, с твёрдым согласным, открытый, закрытый слог и т. д).
Ответы детей. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Вводное повторение.
|
- Давайте вспомним, что мы уже знаем про буквы. Все ли они одинаковые? - На какие две большие группы мы их можем разделить? |
Не все одинаковые.
Гласные и согласные. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Работа с индивидуальными картами. 3 слайд
|
- Выпишите все гласные. Сколько их в русском языке? - Теперь звонкие согласные. - Глухие согласные. - Какие буквы остались? Почему не выписали ни в одну группу? - Выпишем. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. |
Сообщение темы урока.
|
- Сегодня на уроке мы будем говорить обо всех буквах сразу, при этом буквы будет стоять на своих определенных местах. - Как звучит наша тема, вы скажете сами, когда из рассыпавшихся букв соберете слово. |
Собирают из разрезной азбуки слова. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Работа с разрезными буквами.
|
-Что у вас получилось? Почему получилось два разных слова? Наша тема: “Азбука и алфавит”.
|
Азбука, алфавит |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка
|
А – начало алфавита Тем она и знаменита А узнать ее легко Ноги ставит широко. |
Делают зарядку. |
(ноги
расставить широко) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. |
Новая тема. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Беседа – работа с книгой стр. 59.
|
- Посмотрите, здесь есть все буквы, которые мы с вами выучили. - Посмотрите, как они здесь располагаются, как в ленте букв? - А как? - Как выдумаете, для чего буквы выстроили в таком порядке? - Знаете ли, как называется такое расположение букв? - Почему вы называете сразу два слова? - Знаете, что обозначают эти слова и как появились в нашем языке? |
У каждой есть свое место, их так удобно находить.
Азбука или алфавит. Это слова-синонимы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Чтение текста на стр. 58
|
- Из какого языка пришло слово “алфавит”? - А слово “азбука”? - Как вы думаете, всегда ли русская азбука выглядела так, как сейчас? - А буквы имели такие названия всегда? |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Сравнение древнерусской и современной азбуки. 4 слайд |
- Сравните. Похожи? - Назовите отличия?
- Каких букв в нашей современной азбуке нет? - Какие остались? - Как думаете, какую азбуку легче учить старую или современную?
|
Количество букв разное, по-разному буквы называются, есть несколько повторяющихся букв.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Заучивание алфавита. 5 слайд |
|
Поют песенку. |
ЦОР «Поём русский Алфавит» http://ru.youtube.com/watch?v=xQa6tWPCe_g |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Роль и значение алфавита в жизни – чтение стихотворения “Азбука в загадках”.
|
- Давайте отгадаем. - Расположите слова в алфавитном порядке. 6 слайд - А где еще слова располагают в алфавитном порядке? |
В словарях, классном журнале, больнице, библиотеке и др. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. |
Итог урока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Дидактическая игра “Мышка”. 7 слайд
|
Что у вас получилось? Как вы это сделали? С чем сегодня на уроке познакомились? - Знаете ли вы, для чего нам нужен алфавит?
|
Соединили буквы в алфавитном порядке – получилась мышь. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Работа с интерактивной доской. 8 слайд |
Выберите деталь и перетащите её на нужное место на картинке. В пределах флэш-аппликации детали можно перетаскивать без ограничений. |
|
ЦОР «Флэш-аппликация» http://skazles.ru/games/applic.html |