Урок обучения грамоте в 1 классе

с использованием информационных технологий

Тема: Азбука и алфавит.

Цель: помочь уч-ся в восприятии и осмыслении понятий “азбука” и “алфавит”

и учить использовать эти знания в практической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1.      Объяснить значение и происхождение слов “азбука” и “алфавит”;

2.      Учить правильно называть буквы в определенном порядке;

3.      Познакомить с использованием записи в алфавитном порядке и учить применять на практике.

Развивающие:

1.      Развивать умение пользоваться словарями и знанием алфавита;

2.      Развивать устную речь учащихся.

Воспитательные:

1.      Воспитывать интерес к особенностям русского языка и русской азбуки;

2.      Воспитывать культуру речи.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма урока: Практическое занятие. Урок-игра.

Методы:

Словесные: рассказ и беседа

Иллюстративный

Использование ТСО

Работа с книгой

Проблемный

Игровой

Оборудование:

Слоговые таблицы.

Разрезные буквы, для составления слов “азбука” и “алфавит”

Картинки для выстраивания предметов в алфавитном порядке: акула, гусь, игла, тигр

Индивидуальные дидактические карты

Словари разных видов

ЦОР «Поём русский Алфавит»

ЦОР «Флэш-аппликация»


 

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование

НСО  и ТСО

I.

Орг. момент.

II.

Речевая разминка.

1. Чтение по слоговым таблицам.

2 слайд

- Кто прочитал слов больше, чем на прошлом уроке? На сколько?

- Кто прочитал меньше?

- Послушаем некоторых из вас.

Сначала идёт коллективная работа. Дети читают все слоги (можно  хором, можно с определённым заданием: с мягким согласным, с твёрдым согласным, открытый, закрытый слог и т. д). 

 

Ответы детей.

 

А

У

О

Ы

И

Е

Я

Ь

Н

НА

НУ

НО

НЫ

НИ

НЕ

НЯ

НЬ

М

МА

МУ

МО

МЫ

МИ

МЕ

МЯ

МЬ

Т

ТА

ТУ

ТО

ТЫ

ТИ

ТЕ

ТЯ

ТЬ

К

КА

КУ

КО

-

КИ

КЕ

-

КЬ

Х

ХА

ХУ

ХО

-

ХИ

ХЕ

-

ХЬ

Б

БА

БУ

БО

БЫ

БИ

БЕ

БЯ

БЬ

 

2. Вводное повторение.

 

- Давайте вспомним, что мы уже знаем про буквы. Все ли они одинаковые?

- На какие две большие группы мы их можем разделить?

Не все одинаковые.

 

Гласные и согласные.

 

3. Работа с индивидуальными картами.

3 слайд

 

- Выпишите все гласные. Сколько их в русском языке?

- Теперь звонкие согласные.

- Глухие согласные.

- Какие буквы остались? Почему не выписали ни в одну группу?

- Выпишем.

 

III.

Сообщение темы урока.

 

- Сегодня на уроке мы будем говорить обо всех буквах сразу, при этом буквы будет стоять на своих определенных местах.

- Как звучит наша тема, вы скажете сами, когда из рассыпавшихся букв соберете слово.

 

 

 

 

Собирают из разрезной азбуки слова.

 

1. Работа с разрезными буквами.

 

-Что у вас получилось? Почему получилось два разных слова?

Наша тема: “Азбука и алфавит”.

 

Азбука, алфавит

АЛФАВИТАЗБУКА

Физкультминутка

 

 

А – начало алфавита

Тем она и знаменита

А узнать ее легко

Ноги ставит широко.

Делают зарядку.

(ноги расставить широко)
(руки на пояс)
(руки вверх, 2 хлопка)
(руки на плечи и вниз)

IV.

Новая тема.

1. Беседа – работа с книгой стр. 59.

 

 

- Посмотрите, здесь есть все буквы, которые мы с вами выучили.

- Посмотрите, как они здесь располагаются, как в ленте букв?

- А как?

- Как выдумаете, для чего буквы выстроили в таком порядке?

- Знаете ли, как называется такое расположение букв?

- Почему вы называете сразу два слова?

- Знаете, что обозначают эти слова и как появились в нашем языке?

 

 

У каждой есть свое место, их так удобно находить.

 

Азбука или алфавит.

Это слова-синонимы.

 

2. Чтение текста на стр. 58

 

- Из какого языка пришло слово “алфавит”?

- А слово “азбука”?

- Как вы думаете, всегда ли русская азбука выглядела так, как сейчас?

- А буквы имели такие названия всегда?

 

 

3. Сравнение древнерусской и современной азбуки.  

4 слайд

- Сравните. Похожи?

- Назовите отличия?

 

 

 

 

- Каких букв в нашей современной азбуке нет?

- Какие остались?

- Как думаете, какую азбуку легче учить старую или современную?

 

Количество букв разное, по-разному буквы называются, есть несколько повторяющихся букв.

 

5. Заучивание алфавита.

5 слайд

 

Поют песенку.

ЦОР «Поём русский Алфавит»

http://ru.youtube.com/watch?v=xQa6tWPCe_g

6. Роль и значение алфавита в жизни – чтение стихотворения “Азбука в загадках”.

 

 

- Давайте отгадаем.

- Расположите слова в алфавитном порядке.  6 слайд

- А где еще слова располагают в алфавитном порядке?

 

 

 

В словарях, классном журнале, больнице, библиотеке и др.

 

V.

Итог урока.

1. Дидактическая игра “Мышка”.                       7 слайд

 

Что у вас получилось? Как вы это сделали?

С чем сегодня на уроке познакомились?

- Знаете ли вы, для чего нам нужен алфавит?

 

Соединили буквы в алфавитном порядке – получилась мышь.

2.Работа с интерактивной доской.

8 слайд

Выберите деталь и перетащите её   на нужное место на картинке. В пределах флэш-аппликации детали можно перетаскивать без ограничений.

 

ЦОР «Флэш-аппликация»

http://skazles.ru/games/applic.html