Методическая разработка урока
Тема: « Духовно-нравственные основы мировых религий»
Автор работы:
|
Чугреева Татьяна Петровна, учитель истории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Пушкино» Московской области,
|
Пушкино 2012г.
Тема урока: «Духовно-нравственные основы мировых религий»
Урок в 4-ом классе по курсу «Мировые религии». Урок проводится после ознакомления учащихся с историей возникновения мировых религий.
Используемые технологии: используются технологии «Педагогической мастерской» и « Критического мышления «, а также здоровьесберегающие технологии.
Решаемые проблемы:
1) повышение духовно-нравственной культуры ученика;
2) формирование личности, способности её самоопределения, самоконтроля;
3) накопление уровня знаний об общественных отношениях и их регулирования;
4) умение применять знания в формировании своей собственной позиции в общественной жизни.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
1.Понятия:
1) нравственность;
2) христианство;
3) ислам;
4) буддизм;
5) любовь;
6) милосердие;
7) толерантность;
8) фанатизм.
2.Предметные результаты:
1) познавательные:
познакомиться с главными духовными ценностями христианства, ислама и буддизма на основе фрагментов первоисточников мировых религий; умение находить социальную информацию в различных источниках и воспринимать её с позиций ценностей российского общества;
2) регулятивные:
понимание роли нравственных понятий мировых религий как регуляторов поведения людей и в целом общественной жизни, умение применять эти нормы в своей жизни;
3) коммуникативные:
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
3. Универсальные учебные действия:
1) умение выполнять познавательные и практические задачи, вести поиск и извлечение нужной информации по заданной теме;
2) уметь передать полученные знания окружающим людям, овладевать умением публичных выступлений.
4. Личностные результаты:
1) пробуждение и формирование таких нравственных качеств как доброта, милосердие, любовь к ближнему, совесть, долг, достоинство, честь, справедливость;
2) мотивация и направленность на созидательное участие в общественной жизни;
3) ценностные ориентиры, основанные на отношении к человеку как к высшей ценности.
Урок проводится по схеме:
Вызов - |
анализируются имеющиеся знания и представление по изучаемой теме.
|
|
|||
Осмысление - |
контакт с новой информацией или идеями, их систематизация, учитель помогает ученикам отслеживать процесс усвоения новых знаний.
|
|
|||
Размышление (рефлексия) - |
ученики закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
|
||||
Ход урока:
Оргмомент: ученики садятся по группам. Две соседние парты соединяются, и четыре учения сидят лицом друг к другу.
Стадия вызова – каждому ученику заранее положен на парту листок А4 с нарисованным цветком (приложение №1). Задание: в каждый лепесток цветка впишите одним предложением во что вы верите: 1 лепесток - в семье, 2 лепесток - в учебе, 3 лепесток – по отношению к друзьям, 4 лепесток – о будущей профессии, 5 лепесток – относительно религии (верю, что Бог есть, или верю, что Бога нет).
Через 5 минут учитель:
Кому я брошу мяч – ответь на вопрос:
¾ Веришь, что тебя любит мама?
¾ Веришь, что друзья помогут в беде?
¾ Веришь, что Бог есть?
¾ Веришь, что в учебе будет успех?
¾ Веришь, что у тебя будет любимая профессия?
Ученики отвечают, возвращая мяч учителю. В итоге учитель делает вывод: так значит, каждый человек верит во что-то хорошее?
После утвердительного ответа учитель продолжает: нет ни одного человека, который не верил бы во что-то хорошее, доброе. Верить – это свойство каждого человека и каждого народа.
Вопрос: Напомните, ребята, в каких мировых религиях выразилась вера разных народов? (ответ: христианство, ислам, буддизм)
Вопрос: А знаете ли факты о том, что представители разных религий ссорятся между собой, например, христиане с мусульманами? (ученики называют факты)
Учитель: Сегодня я хочу с вами выяснить, виноваты ли сами религии в том, что люди ссорятся между собой и даже воюют или есть в этом другая причина?
Первый этап работы, в целом, должен занять 10 минут.
Этап работы Осмысление.
Учитель раздаёт каждой группе листы с выдержками из Евангелия (приложение №2), из Корана (приложение №4), из Дхаммапады (приложение №3).
Раздаточный материал должен получить каждый ученик, но в группе они должны быть все из одного источника: либо ислам, либо христианство, либо буддизм.
Задание: прочтите и выпишите каждый самостоятельно своими словами главное, что должен или не должен делать человек.
Через 10 минут задание: обсудите с товарищами по группе, что у вас получилось, и составьте общий ответ.
На этот этап урока отводится 15 минут. Учитель подходит к каждой группе и помогает в работе, если это требуется, разъясняет текст, помогает формулировать.
Этап работы Размышление.
Этот этап идет через составление таблицы, анализ её содержания и вывод.
Каждая группа афиширует результат своей работы, а учитель по ходу быстро заполняет таблицу на доске. Должна получиться примерно таблица, представленная в приложении №5.На заполнение таблицы уходит 15 минут.
Учитель: Ребята, посмотрите на таблицу, где вы здесь видите призыв к вражде, к войне с другими? Не видите? Все религии призывают к любви, к милосердию, к доброделанию.
Вопрос: Откуда же возникает вражда, войны? Кто в этом виноват? Виноваты ли в этом сами религии?
Делается вывод о том, что виноваты сами люди, а религии здесь ни при чём.
Учитель объясняет понятия: фанатизм, толерантность (приложение №6). И зачитывает слова Иоанна Златоуста (приложение №6).
Домашнее задание: если бы все люди выполняли заповеди своих религий, то мир был бы добрым, милосердным. Нарисуйте дома, каким вы его себе представляете? (на эту часть уходят последние 5 минут)
Итого 10+15+15+5=45 минут
Приложение 1
Во что я верю:
Приложение №2
Христианство.
(Евангелие от Матфея)
«Никто не Благ как только один Бог. Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; м: люби ближнего твоего как самого себя».
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небеснаго».
«..всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…»
«А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит согрешений ваших».
« Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы».
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
«Не всякий, говорящий Мне « Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго».
Приложение №3
Буддизм
(Из Дхаммапады - сборника изречений Будды)
«Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она».
« Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя. Чувства у него спокойны… Он отказался от гордости… Такому даже боги завидуют»
«Один день жизни добродетельного (человека) лучше, чем столетнее существование порочного и распущенного человека».
«Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству. Поставь себя на место другого, ведь все боятся смерти».
«Как он поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он сможет смирить и других. По истине, смирение самого себя – трудно».
« Кто добрым делом искупает сделанное зло, тот освещает этот мир, как луна, освобожденная от облаков»
« Он не благодарен, если совершает насилие над живыми существами. Его называют благородным, если он не совершает насилие ни над одним живым существом».
Приложение №4
Ислам
(Из Корана)
« И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него…
Господь ваш лучше знает, что у вас в душах, если вы добродеющие. И поистине Он к обращающимся прощающ!»
«… к родителям – благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им – тьфу! И не кричи на них, а говори им слово благородное. И преклоняй перед ними обоими крыло смирения из милосердия и говори : «Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким».
« А когда говорите, то будьте справедливы…»
« И не ходи по земле горделиво; ведь ты не просверлишь землю и не достигнешь гор высотой!»
«И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику…»
«Верующим, делающим доброе, совершающим молитвы, творящем милостыню, - им награда от Господа их, нет страха над ними, не будут они в печали «.
«Знаешь ли, что есть вершина добродетели? Отпустить раба на волю или накормить в дни голода сироту ближнего или бедняка оскудевшего».
Приложение №5
Христианство |
Ислам |
Буддизм |
Люби Бога. Соблюдай заповеди. Почитай отца и мать. Не убивай. Не кради. Не лги. Будь верным. Люби ближнего. Не гневайся. Прощай. Не суди другого. Делай добрые дела
|
Поклоняйся Богу. Почитай родителей. Будь справедлив. Не гордись. Будь смиренным и милосердным. Делай добро. Твори милостыню. Корми голодного. Приюти сироту. Дай свободу рабу. |
Не должно быть ненависти. Будь смиренным, спокойным. Не гордись. Делай добрые дела. Не убивай. Не понуждай к убийству. Не совершай насилие над живыми существами. |
Приложение №6
Фанатизм (лат. fanaticus исступлённый) – страстная преданность своим убеждениям, соединённая с крайней нетерпимостью к чужим взглядам и стремлениям.
Толерантность (лат. tolerantia терпение) – терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо.
«В главном – единство,
в спорном – свобода,
во всем – любовь!»
( Иоанн Златоуст)