Методическая разработка урока

Тема: « Духовно-нравственные основы мировых религий»

 

Автор работы:

 

Чугреева Татьяна Петровна, учитель истории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Пушкино» Московской области,

 

 

Пушкино 2012г.

Тема урока: «Духовно-нравственные основы мировых религий»

Урок в 4-ом классе по курсу «Мировые религии». Урок проводится после ознакомления учащихся с историей возникновения мировых религий.

Используемые технологии: используются технологии «Педагогической мастерской» и « Критического мышления «, а также здоровьесберегающие технологии.

Решаемые проблемы:

1)    повышение духовно-нравственной культуры ученика;

2)    формирование личности, способности её самоопределения, самоконтроля;

3)    накопление уровня знаний об общественных отношениях и их регулирования;

4)    умение применять знания в формировании своей собственной позиции в общественной жизни.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

1.Понятия:

1)    нравственность;

2)    христианство;

3)    ислам;

4)    буддизм;

5)    любовь;

6)    милосердие;

7)    толерантность;

8)    фанатизм.

2.Предметные результаты:

1)    познавательные:

познакомиться с главными духовными ценностями христианства, ислама и буддизма на основе фрагментов первоисточников мировых религий; умение находить социальную информацию в различных источниках и воспринимать её с позиций ценностей российского общества;

2)    регулятивные:

понимание роли нравственных понятий мировых религий как регуляторов поведения людей и в целом общественной жизни, умение применять эти нормы в своей жизни;

3)    коммуникативные:

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

3. Универсальные учебные действия:

1)    умение выполнять познавательные и практические задачи, вести поиск и извлечение нужной информации по заданной теме;

2)    уметь передать полученные знания окружающим людям, овладевать умением публичных выступлений.

4. Личностные результаты:

1)    пробуждение и формирование таких нравственных качеств как доброта, милосердие, любовь  к ближнему, совесть, долг, достоинство, честь, справедливость;

2)    мотивация и направленность на созидательное участие в общественной жизни;

3)    ценностные ориентиры, основанные на  отношении к человеку как к высшей ценности.

 

Урок проводится по схеме:

 

Вызов  -

анализируются имеющиеся знания и представление по изучаемой теме.

 

 

Осмысление  -

контакт с новой информацией или идеями, их систематизация, учитель помогает ученикам отслеживать процесс усвоения новых знаний.

 

 

Размышление (рефлексия) -

ученики закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

 

 

           

 

Ход урока:

Оргмомент: ученики садятся по группам.  Две соседние парты соединяются, и четыре учения сидят лицом друг к другу.

Стадия вызова – каждому ученику заранее положен на парту листок А4 с нарисованным цветком (приложение №1). Задание: в каждый лепесток цветка впишите одним предложением во что вы верите: 1 лепесток -  в семье, 2 лепесток -  в учебе, 3 лепесток – по отношению  к друзьям, 4 лепесток – о будущей профессии, 5 лепесток – относительно религии (верю, что Бог есть, или верю, что Бога нет).

Через 5 минут учитель:

Кому я брошу мяч – ответь на вопрос:

¾   Веришь, что тебя любит мама?

¾   Веришь, что друзья помогут в беде?

¾   Веришь, что Бог есть?

¾   Веришь, что  в учебе будет успех?

¾   Веришь, что у тебя будет любимая профессия?

Ученики отвечают, возвращая мяч учителю. В итоге учитель делает вывод: так значит, каждый человек верит во что-то хорошее?

После утвердительного ответа учитель продолжает: нет ни одного человека, который не верил бы  во что-то хорошее, доброе. Верить – это свойство каждого человека и каждого народа.

Вопрос: Напомните, ребята, в каких мировых религиях выразилась вера разных народов? (ответ: христианство, ислам, буддизм)

Вопрос: А знаете ли факты о том, что представители разных религий ссорятся между собой, например, христиане с мусульманами? (ученики называют факты)

Учитель: Сегодня я хочу с вами выяснить, виноваты ли сами религии в том, что люди ссорятся между собой и даже воюют или есть в этом другая причина?

Первый этап работы, в целом, должен занять 10 минут.

 

 

Этап работы Осмысление.

Учитель раздаёт каждой группе листы с выдержками из Евангелия (приложение №2), из Корана (приложение №4), из Дхаммапады (приложение №3).

Раздаточный материал должен получить каждый ученик, но  в группе они должны быть все из одного источника: либо ислам, либо христианство, либо буддизм.

Задание: прочтите и выпишите каждый самостоятельно своими словами главное, что должен или не должен делать человек.

Через 10 минут задание: обсудите с товарищами по группе, что  у вас получилось, и составьте общий ответ.

На этот этап урока отводится 15 минут. Учитель подходит к каждой группе и помогает в работе, если это требуется, разъясняет текст, помогает формулировать.

Этап работы Размышление.

Этот этап идет через составление таблицы, анализ её содержания и вывод.

Каждая группа афиширует результат своей работы, а учитель по ходу быстро заполняет таблицу на доске. Должна получиться примерно таблица, представленная в приложении №5.На заполнение таблицы уходит 15 минут.

Учитель: Ребята, посмотрите на таблицу, где вы здесь видите призыв к вражде, к войне с другими? Не видите? Все религии призывают к любви, к милосердию, к доброделанию.

Вопрос: Откуда же возникает вражда, войны? Кто в этом виноват? Виноваты ли в этом сами религии?

Делается вывод о том, что виноваты сами люди, а религии здесь ни при чём.

Учитель объясняет понятия: фанатизм, толерантность (приложение №6). И зачитывает слова Иоанна Златоуста (приложение №6).

Домашнее задание: если бы все люди выполняли заповеди своих религий, то мир был бы добрым, милосердным. Нарисуйте дома, каким вы его себе представляете? (на эту часть уходят последние 5 минут)

Итого 10+15+15+5=45 минут

Приложение 1

 

Во что я верю:

 

Подпись: Вера

 

Подпись: Религия

 

Подпись: Друзья

 

Подпись: Школа, учеба

 

Подпись: Будущая профессия

 

Подпись: Семья

 

сканирование.jpg

 

Приложение №2

Христианство.

(Евангелие от Матфея)

 

«Никто не Благ как только один Бог. Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; м: люби ближнего твоего как самого себя».

 

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небеснаго».

 

«..всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…»

 

«А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит согрешений ваших».

 

« Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы».

 

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

 

«Не всякий, говорящий Мне « Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Буддизм

(Из Дхаммапады - сборника изречений Будды)

 

 

«Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она».

 

« Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя. Чувства у него спокойны… Он отказался от гордости… Такому даже боги завидуют»

 

«Один день жизни добродетельного (человека) лучше, чем столетнее существование порочного и распущенного человека».

 

«Нельзя ни убивать, ни понуждать  к убийству. Поставь себя на место другого, ведь все боятся смерти».

 

«Как он поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он сможет смирить и других. По истине, смирение самого себя – трудно».

 

« Кто добрым делом искупает сделанное зло, тот освещает этот мир, как луна, освобожденная от облаков»

 

« Он не благодарен, если совершает насилие над живыми существами. Его называют благородным, если он не совершает насилие ни над одним живым существом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Ислам

(Из Корана)

 

 

« И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него…

Господь ваш лучше знает, что у вас в душах, если вы добродеющие. И поистине Он к обращающимся прощающ!»

 

«… к родителям – благодеяние. Если достигнет  у тебя старости один из них или оба, то не говори им – тьфу! И не кричи на них, а говори им слово благородное. И преклоняй перед ними обоими крыло смирения из милосердия и говори : «Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким».

 

« А когда говорите, то будьте справедливы…»

 

« И не ходи по земле горделиво; ведь ты не просверлишь землю и не достигнешь гор высотой!»

 

«И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику…»

 

 

«Верующим, делающим доброе, совершающим молитвы, творящем милостыню, - им награда от Господа их, нет страха над ними, не будут они в печали «.

 

«Знаешь ли, что есть вершина добродетели? Отпустить раба на волю или накормить в дни голода сироту ближнего или бедняка оскудевшего».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

 

 

 

Христианство

Ислам

Буддизм

 

Люби Бога.

Соблюдай заповеди.

Почитай отца и мать.

Не убивай.

Не кради.

Не лги.

Будь верным.

Люби ближнего.

Не гневайся.

Прощай.

Не суди другого.

Делай добрые дела

 

Поклоняйся Богу.

Почитай родителей.

Будь справедлив.

Не гордись.

Будь смиренным и милосердным.

Делай добро.

Твори милостыню.

Корми голодного.

Приюти сироту.

Дай свободу рабу.

Не должно быть ненависти.

Будь смиренным, спокойным.

Не гордись.

Делай добрые дела.

Не убивай.

Не понуждай к убийству.

Не совершай насилие над живыми существами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

 

 

 

Фанатизм (лат. fanaticus исступлённый) – страстная преданность своим убеждениям, соединённая с крайней нетерпимостью  к чужим взглядам и стремлениям.

 

 

Толерантность (лат. tolerantia терпение) – терпимость, снисходительность  к кому-либо или чему-либо.

 

 

 

 

«В главном – единство,

в спорном – свобода,

во всем – любовь!»

( Иоанн Златоуст)