Пятые Московские областные
Рождественские образовательные чтения
IV.
Педагогическая практика
Духовно-нравственного
воспитания и образования.
Тема: Семейное воспитание на основе православных
традиций и
ценностей.
Автор доклада – Чугреева Т. П.
Учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №5 г.Пушкино»
г. Пушкино
2007 год.
На дворе XXI век. Но к сожалению это не означает, что люди становятся всё более просвещенными и нравственными. Вот данные, прозвучавшие на заседании Государственной Думы 11 сентября 2007 года: 35 тысяч детей ежегодно сбегают от своих родителей, 8 тысяч человек привлечены за последний год к уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми, 37 тысяч лишены за этот срок родительских прав, на 10 браков приходится 5 – 6 разводов. Вошли в моду гражданские браки, которые, как правило, через 2 – 3 года распадаются, а 15 % детей рождаются именно в таких браках. Наши депутаты в Думе ищут пути спасения, правительство учреждает «материнский» капитал, целые институты занимаются проблемами воспитания детей. Спасёт ли это семью?
Человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал, эту семью учреждали другие люди, его отец и мать. Ребёнку остаётся только принять эту свою судьбу и нести её всю жизнь. Не он решал – рождаться ему или нет. Родители создали новую жизнь, и от них зависит, будет ли она счастливой. В современных компьютерных играх есть метод « проб и ошибок». Не получилось – ищи, пробуй, экспериментируй, ты имеешь право на ошибку. Но жизнь – это не игра. В семье слагаются первые основы характера ребёнка, здесь пробуждаются силы его души, здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья или несчастья, здесь формируется человек. Немецкий богослов Толук утверждал: «Мир управляется из детской,..» Можно продолжить, что мир не только управляется, но и разрушается из детской. И если мы подумаем, что духовная сила или духовное крушение следующего поколения уже теперь слагаются и созревают вокруг нас, при нашем содействии или бездействии, то мы сможем дать себе отчёт в том, какая ответственность лежит на нас. Мы, конечно, слукавим, если будем утверждать, что именно об этой ответственности только и думают в наших семьях. Природа устроила так, что одно из самых ответственных священных призваний человека – быть отцом и матерью – делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости, так что человеку достаточно этих двух условий для того, чтобы, не задумываясь, наложить на себя это призвание. Помните грибоедовскую строку: «А чтоб иметь детей – кому ума не доставало?» Поэтому ответственейшее искусство – воспитание детей почти всегда не дооценивается. Окружающий нас мир таит множество трагических судеб только потому что родители желали ребёнка для себя, а не для того, чтобы отдать себя ребёнку. Родители не смогли поэтому открыть своим детям путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет основу духовного характера и истинного счастья; дали опыт плотского существования, но не сумели передать духовный опыт.
Бог воплотился, чтобы передать духовные основы жизни человеку, и родители должны ещё раз воплотиться в своём ребёнке, чтобы жить, думать, радоваться, огорчаться вместе с ним, и одновременно учить его всему, что умеют сами. Отец Павел Флоренский писал: «Воплощение есть основная заповедь жизни.» Но вот вопрос: «Есть ли в самих родителях духовные силы?»
Бывают эпохи, когда распространяется и крепнет безбожие, приверженность к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма. В такие эпохи особенно обостряется конфликт «отцов и детей». К сожалению, сейчас именно такое время. Самая повторяющаяся фраза у приглашённых в школу родителей: «А что я с ним сделаю, он меня не слушает». Дети же жалуются, что родители их не понимают. Объяснение, обычно, находят в быстро меняющейся действительности: «Где нам угнаться за молодёжью?» Это говорится так, как если бы духовные основы жизни тоже подлежали веяниям моды и технических изобретений. Но семья распадается не от ускорения исторического темпа, а от духовного кризиса. Если бы родители следовали призыву Господа «Бодрствуйте!», если бы были обеспокоены тем, какими их видят дети, то спрашивали бы себя: « Достоин ли я того, чтобы меня слушали?.. Делаю ли я что-нибудь для того, чтобы меня слушали?».. «Сын ничего не будет делать, если не увидит Отца творящего так». (Ев. Ин.5;19)
Единственное, что может сплотить и сохранить семью – это чувство взаимной духовной сопринадлежности. Дети всё перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко вчувствуясь в жизнь своих родителей, тонко подмечая, отгадывая, следя за старшими. Вы только поговорите с детьми, в их высказываниях и точках зрения вы сразу увидите семью. Вот простой пример: мне нужно объяснить ученикам понятия: «сферы общества», «деятельность человека», «потребности». Для этого я прошу их перечислить то, что необходимо человеку для жизни на земле. Набор перечисляемых нужд в каждом классе стандартен. Называют еду, дом, работу, деньги и замолкают. Редкий ребёнок вспомнит о книге, о музыке, о вере и даже об общении. Зато в последнее время как необходимость назвали…пистолет. Слушая эти ответы, я вижу родителей, занятых добыванием денег, и ещё вижу, какое гибельное наследство получает эта детвора. У Антония митрополита Сурожского читаем: «Никто не оставит земное и не устремится к небесному, если не увидит в лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни». Понаблюдайте, как общаются наши дети во дворе, дома или на переменах в школе – даже если они стоят рядом, то не тихо и спокойно разговаривают друг с другом, а кричат. Почему? Ведь семья – это школа общения. Значит и в семьях нет полноценного общения? Родителям не интересны их собственные дети? Или они сами не интересны своим детям? Не являются теми личностями, в которых влюбляются и которым хотят подражать?
Если ребёнок не научится любви в семье своих родителей, то где он научится ей? Ребёнок может приобрести чутьё и вкус к духу только у духовно-осмысленного очага. Естественной школой творческого самопожертвования, умения относиться к ближним с почтением и пониманием, поддерживать духовно-религиозную, отечественную и национальную традицию может стать христианская семья.
Конечно, и в христианской семье могут совершаться ошибки, могут слагаться «пробелы», неудачи. Идеала нет на Земле. Однако с уверенностью можно сказать, что родители, которые смогли приобщить своих детей к духовному опыту и вызвать в них процесс внутренней свободы, будут всегда благословенны в сердцах детей… Ибо из этих двух основ вырастает и личный характер и прочное счастье человека, и общественное благополучие.
Полагаю, что очень большим разделом в преподавании такой дисциплины, как основы православной культуры, должен быть рассказ о христианской семье. И одним из подтверждений существования таких союзов будет рассказ о семье отца Павла Флоренского – священника «не снявшего с себя сана», отца пятерых детей, с которыми его разлучили физически во время сталинских репрессий, но не смогли разлучить духовно. Пять своих последних лет земного пути отец Павел провёл в ГУЛАГе. Семья лишилась кормильца, но не лишилась отца, друга, наставника. Ручейками переписки оформляется единое пространство опыта, опыта собственного и опыта детей. Отец Павел пишет о своей жизни, о природе, о научных наблюдениях и открытиях, объясняет детям физику, химию, математику, литературу, даёт советы по изучению музыки, иностранных языков. Он с одинаковым интересом спрашивает о том, как поживают куклы младшей дочери, и как прошла поездка сыновей на Памир. Но самое ценное в этих письмах то, что отец Павел помогает детям глубоко осмыслить происходящее в их жизни. Приведу только несколько отрывков из писем: «Всех вас чувствую в себе как часть себя и не могу смотреть на вас со стороны.» «Прошлое не прошло, оно вечно сохраняется где-то и как-то продолжает быть реальным и действовать. Это ощущаю на каждом шагу, воспоминания стоят перед глазами ясными и отчетливыми картинками. И теряются границы, где собственно мой отец, где я сам, где вы все… Границы личности только в книгах кажутся чёткими, а на самом деле все и всё так переплетено, что раздельность лишь приблизительная, с непрерывными переходами от одной части целого к другой. И я теперь, хоть и далеко от вас, но с вами всегда.» (22-24.XI.36) Отец Павел находит равновесие для себя и для своей семьи в понимании триединства: Личность – Семья – Род. Он пишет сыну: «Пора тебе уже понимать, что всё происходящее имеет свой смысл и делается так, что в общем итоге жизнь направляется к лучшему. Неприятностей в жизни не избегнешь, но неприятности, перенесённые сознательно и в свете общих явлений воспитывают и обогащают, а в дальнейшем приносят свои положительные плоды. Поэтому, дорогой мой мальчик, будь спокоен, жди лучшего будущего, не волнуйся и старайся в каждый момент пользоваться тем, что есть у тебя, и что можно делать в это время. Душой я всегда с вами, всегда думаю о вас. Работай над собой, береги маму и детей, заботься о своём здоровье и старайся радоваться тому, что тебе доступно.» (23.X.1933)
В заключение хочу сказать что очень приветствую учреждение «материнского капитала». Но надо передавать детям и свой духовный капитал , как это делал отец Павел Флоренский.
Список литературы:
1. Евангелие от Иоанна.
2. И.А. Ильин «Путь духовного обновления» Санкт-Петербург, 2006г.
3. Митрополит Антоний Сурожский «Молитва и жизнь» «Христианская жизнь», Клин, 2006г.
4. Священник П. Флоренский «Письма с Дальнего Востока и Соловков» Сочинения, том 4 «Мысль», Москва, 1998г.