Четвертые Московские областные Рождественские чтения

Общая тема: «Трудимся на благо Отечества»

 

II. Духовно-нравственный смысл истории России

 

тема: Изучение Святынь Подмосковья – путь к духовному возрождению родного края

 

 

Автор – ученица 11 класса

 МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Пушкино»

Чугреева Елена

 

 

г.Пушкино

2006 год

 

 

Вы когда-нибудь видели, как горит свеча? Ее ровное пламя устремлено к небу. Вдруг откуда-то налетел ветер, и пламя исчезло, кажется, что ветер его уничтожил. Но это не так, пламя только притаилось где-то, и как только ветер утихает, оно возгорается вновь с большей силой. Кому-то может показаться неуместным такое сравнение, но мне кажется, что нечто подобное произошло с нашими православными храмами. Их тысячи стояли на Российской земле, колокольным звоном славя Бога, но налетел ветер революций и разрушил их стены или превратил в стены складов, клубов, мастерских… А храмы не умерли. Как только все успокоилось, они стали восстанавливаться, возрождаться и собирать людей православных.

             Из окон моей школы видны купола Боголюбского храма, которым я часто любуюсь. Он всегда разный, как будто живой. Ранним утром, когда восходит солнце, кресты, словно огненные, горят над ним. Летом он утопает в зелени, зимой его белые стены напоминают мне картины русских художников. Десять лет я хожу мимо этого храма в школу. На моих глазах произошло то, о чем я писала вначале – он превратился из невзрачного красно-кирпичного здания хлебозавода в белоснежную, с золотой короной птицу-церковь, летящую ввысь. Для меня стало важно узнать историю этой церкви. И вот, что я узнала.

            Храм назван в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Немного об истории самой иконы. Великий князь Андрей, внук Владимира Мономаха, после смерти своего отца, Юрия Долгорукого, решил переселиться из Киевских пределов в землю Суздальскую, свою наследную область. С собой он тайно взял знаменитую чудотворную икону Богоматери, написанную, по общему верованию наших предков, святым евангелистом Лукой. Когда князь приближался к Владимиру, то недалеко от города, на том месте, где теперь расположен Боголюбский монастырь, кони, везшие икону, вдруг были остановлены какою-то неведомой силой, и их нельзя было заставить двинуться с места. То же случилось и с новыми лошадьми, впряженными вместо первых. Князь Андрей велел тогда сопровождавшему его иерею Николаю петь молебен Богоматери, а сам, молясь со слезами, дал обет воздвигнуть здесь храм во имя Пречистой Девы. Уединяясь в своем шатре, князь продолжал в нем молитву. Тут явилась к нему Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и с левой рукой простертой на молитву к видимому в воздухе Христу. Богоматерь велела князю Андрею свою икону поставить во Владимире, а на месте явления создать церковь и при ней устроить обитель. Князь хотел сохранить память о заветном видении и поручил искусным иконописцам изобразить Богоматерь в том виде, как она ему явилась. Была написана превосходная икона. Богоматерь изображена во весь рост, держа в правой руке свиток, а левую подняв к небу, от земли встают очертания монастыря, а перед Богородицей склонился в молитве князь Андрей.                                                       

В память того, что Богоматерь возлюбила это место, оно стало называться Боголюбовым. Древняя икона была перенесена во Владимир и получила имя Владимирской, а написанная икона осталась навсегда в Боголюбове, получив имя Боголюбской или Боголюбивой, как и самого князя стали называть Боголюбским. В России появились списки с этой иконы, и многие храмы получили ее имя. В том числе и тот, о котором я пишу.

             В 1870 году в Пушкино был построен храм в честь благоверного князя Андрея Боголюбского, а в 1906 году рядом с ним возвели каменный храм в честь иконы Божьей Матери Боголюбской. Первый же разобрали за ветхостью. В 1914 году построили деревянную церковь в честь Святителя Николая и ансамбль получил название Николо-Боголюбского комплекса. На его территории находились дом причта, святой источник и захоронения. После революции Никольский храм, перестроенный в общежитие, сгорел.

            Храм Боголюбской иконы Богородицы был очень известен и в Москве. Целебный смолистый воздух, чистота рек Учи и Серебрянки, дешевизна арендуемых участков, близость к Москве, удобный транспорт (железная дорога от Москвы до Сергиева Посада, открытая в 1862 году) привлекали сюда на летнее жительство москвичей, среди которых были известные писатели, поэты, художники, артисты, предприниматели, композиторы, певцы. На клиросе Боголюбского храма пел сам Шаляпин. Посещал и неоднократно совершал богослужения здесь Святейший Патриарх Тихон. Многие другие известные церковные деятели и иерархи молились в этом храме.

            В 1936 году Советская власть храм закрыла. Через два года последнего священника Боголюбской церкви арестовали и отправили в ссылку, откуда он уже не вернулся. Сначала здание использовали как клуб, затем здесь расположился военкомат. С 1942 года в помещении церкви начинает работать хлебозавод. За время существования здесь хлебозавода произошли чудеса, которым есть много свидетелей. Например, когда было принято решение закрасить все фрески, то одна из них – изображение Боголюбской иконы проявилась вновь через слой краски. Снова закрасили, но она опять была хорошо видна. Борьба с фреской шла с 1942 до 1977 года, пока не решили вообще сбить штукатурку и положить на клей пластмассовую плитку. А однажды вся ремонтная бригада видела явление самой Пресвятой Богородицы со свитком в руке, как на иконе. В пасхальную ночь вся смена, работавшая на хлебозаводе, вдруг услышала пение и возгласы священника: «Христос Воскресе!». Естественно, что очевидцы этих чудес, как они рассказывали, испытали в эти моменты потрясение и находились в состоянии шока.

            С 1990 года начинается деятельность, направленная на возвращение храма. Три года ушло на то, чтобы добиться положительного решения. 15 февраля 1993 года удалось получить                                                               

Распоряжение губернатора об освобождении хлебозаводом здания, как памятника архитектуры и передаче его общине верующих.

            Степень разрушения здания была велика. По левой стороне стен не было, вместо них были построены газовые печи. В других стенах были пробиты двери и ворота в цеха, которые были пристроены к храму по всему периметру. Само помещение было разбито на три этажа, самый верхний из которых был расположен в барабане купола. Вход в барабан был закрыт плитами перекрытия. Богослужения велись все время, пока шло восстановление храма, то во дворе храма, то в цехе экспедиции, то в административном здании. Самое первое богослужение совершил Благочинный церквей Пушкинского округа 27 февраля 1990 года. Очень важной вехой в процессе восстановления храма было установление купола  и креста на Церковь 17 октября 1995 года. Весной  1999 года по благословению Митрополита Ювеналия началось строительство колокольни, а 30 ноября 2004 года на колокольне были установлены купола и кресты. Очень много трудностей и препятствий пришлось преодолеть настоятелю Боголюбского храма протоиерею Иоанну Клименко. Но с Божьей помощью и при поддержке прихожан восстановление храма и новое строительство завершается. Знаменательно, что в этом году Боголюбскому храму исполнилось 100 лет. И в свой вековой юбилей он вновь молодой и красивый.

            Конечно, хорошо, когда в городе есть хлебозавод, но «не хлебом единым жив человек» (Ев. Мф 4,4) Сотни людей приходят сюда для общения с Богом. Так у нас в Пушкино возродился некогда угасший Светильник - Церковь Боголюбской иконы Божьей Матери.

            Многая ей Лета!

 

Список литературы:

 

  1. Новый Завет.
  2. М.В.Толстой «История Русской Церкви»
  3. «Пресвятая Богородица, Чудотворные иконы и молитвы в житейских нуждах» Москва «Олма- Пресс» 2001 год
  4. В.А.Долгирев «Пушкинские вечности» «Издательский дом новый век» Москва 1999 г.
  5. Личный архив протоиерея Иоанна Клименко, настоятеля Боголюбского храма

      г. Пушкино, кандидата Богословских наук.

 

 

IV. Возрождение просветительских традиций в системе образования Подмосковья

 

тема: Воспитание духовно-нравственной культуры учителя на основе цельности отечественной культуры.

 

 

Автор – учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Пушкино»

Чугреева Татьяна Петровна

 

 

г.Пушкино

2006 год

 

 

Очень трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Это я к тому, что трудно понять причины негативных явлений в молодом поколении, если искать их в нем самом. Со всех сторон слышны обвинения в адрес молодежи: и грубая она, и распущенная, и невоспитанная… Да, к сожалению, невоспитанная. Ну а кто же ее  воспитывал? «По плодам дел их узнаете их,» - сказано в Священном Писании (Ев. Мф. 7,20). И еще: «Ученик не выше учителя, и после обучения каждый будет как учитель его» (Ев. Лк. 6,40). Не пожинаем ли мы горькие плоды дел наших рук? Вот как сказала в своем интервью наша известная актриса и внучка А.С.Макаренко Екатерина Васильева о своем поколении: «Нас просто изуродовали… У нас отняли Бога. А это значит отняли все, отняли правильное представление обо всех вещах, ценностях, все переиначили. Очень много народу погибло и духовно и физически». («Труд» за 05.10.06) У Святителя Тихона Задонского читаем: «… как маленькое деревцо, к которой стороне наклонено будет, так до конца и будет расти: так младший отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины жизни своей склонность будет иметь» (1т стр. 119-120). Тридцать лет я работаю учителем и среди учителей. Не только честь мундира, но и справедливость заставляет меня сказать, что большинство педагогов - это очень достойные, трудолюбивые и самоотверженные люди. Я начинала свою работу в школе с учителями, прошедшими войну. До сих пор помню, как, здороваясь, родители кланялись им в пояс. Это были высокие духом люди, настоящие русские интеллигенты. И сейчас коллеги вызывают во мне глубокое уважение. Я считаю, что благодаря их стойкости и дисциплинированности школа выдержала и перестройку и дальнейшее «смутное время». Но… Не Сизифов ли труд мы совершаем? Мы добросовестно кладем кирпич за кирпичом, а фундамент не установили. Поэтому здание строим на песке, и оно под натиском стихии разрушается. Иными словами в обществе идет падение нравственности, за которую не в последнюю очередь отвечает учитель. «Врач, вылечи себя самого!» (Ев. Лк. 4,23). Или как сказал преподобный Серафим Саровский: «Радость моя, стяжи мирный дух и тысячи спасутся возле тебя». Именно такие мысли привели меня в Церковь и не только меня. Я знаю многих учителей, которые были некрещеными людьми, а теперь приняли Крещение и воцерковляются.  Некоторые уже пытаются через факультативы преподавать детям основы православной культуры. Православная церковь учит тому, что прежде чем учительствовать, нужно стать учеником. Затем осознать свою беспомощность в борьбе со злом и то, что научить чему-то другого без Божьей помощи ты никогда не сможешь. «Не называйтесь наставником, ибо один у вас наставник – Христос (Мф. 23,10).

Есть  только один Учитель по природе – Господь наш Иисус Христос, Бог и человек  «сильный в Деле и в Слове» (Ев. Лк. 24,19). Мы же – учителя по дару. Он дает нам этот дар – учить и воспитывать детей. Не случайно в церкви первых веков в учителя рукополагали как в священники. «Ничтоже сам о себе приемлет честь, но званный от Бога.» (Евр. 5,4-5). «И Святый Предтеча поучает: не может человек принимати ничисоже, аще не будет дано ему с небес». (Ин.3,27). А коли так, то учитель, вернувшийся к правде евангельской, сам может стать сильным и в деле, и в слове, и труд его начнет приносить добрые плоды. Рассуждая таким образом, я снова наполняюсь радостью и оптимизмом, но и замираю от ответственности, понимая, что мне самой надо много учиться. Вновь обратимся к Святителю Тихону Задонскому. Он пишет, что люди, желающие научить других добродетели, должны прежде всего показать ее на себе делом. Прочитаем и другие строчки из неисчерпаемого источника нашей культуры, обращенные к нам, учителям. «Евангелие есть Слово, направленное не к ученикам только, но и к учителям, ибо ученик Божий есть учитель человеков. Жить по Христу – это значит непрестанно учить всех и от всего. Жить по Христу – непрестанно учить себя. Учение истине других есть лишь возрастание учения себя,» - пишет архиепископ Иоанн Сан-Францисский, а в миру потомственный русский князь Дмитрий Алексеевич Шаховской (стр. 20-21). А вот слова Святителя Киприана: «Горе нам, что оставили путь правый. Все хотим повелевать, все быть учителями, не быв учениками» (стр. 234) Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает: «Не начни учить преждевременно, иначе во все времена жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму» (Отечник, стр. 398). И как не согласиться с нашим современником архимандритом Лазарем, который показывает, что: «В основе неправильного учительствования  лежит тщеславие, самомнение, самоцен, гордость ума. Так же могут действовать склонность к праздности, стремление уклониться от тяжкого труда и подменить эту работу легким – вразумлять других» (стр. 194-195). Гордость ума… Согласимся, коллеги, что многие из нас заражены этим недугом. Гордость  - одно из первых порождений учительства без Бога, когда мы считаем себя учителями в последней инстанции. А ведь сказано: «Бог гордым противится, смиренным дает благодать.» (Иак. 4,6) «унижающий себя возвысится, а возвышающий себя унижен будет.» (Мф. 23,12)

Говоря о нравственной культуре учителя недостаточно сказать только о знаниях ума. Еще более важно – знание сердца. «Надо любить своих учеников,»-говорим мы на своих педсоветах, но часто забываем о том, что любовь не «что», а «кто», любовь – это Бог. И только вернувшись к Богу мы можем полюбить своих учеников. Хочется поделиться тем

сильным впечатлением, которое произвела на меня беседа Антония митрополита

Сурожского «О ветрече». Рассказывая о евангельских встречах Христа, он показывает, что эти встречи учат нас видеть и любить людей. Митрополит Антоний спрашивает, часто ли и мы в своей жизни, встречаясь с другими, видим перед собой человека, его суть, его внутренний свет? Признаемся, что большей частью мы относимся к другим, как к обстоятельствам собственной жизни. Мы в центре, а вокруг нас что-то движется. Мы знаем, что такой-то человек нам пригоден, а такой-то нет. Но каждый из этих людей имеет право быть самим собой, а не только частью нашей жизни. Здесь я прежде всего имею в виду наших учеников. Школьник существует не только для того, чтобы тихо сидеть на наших уроках и выполнять неподъемные домашние задания. У него есть целая жизнь вне нас. Любить ученика значит перестать видеть в себе центр существования, прозреть, что есть истинного, человеческого, светлого, талантливого в этом ребенке. «Любить, - говорит митрополит Антоний, - значит увидеть человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого.» (ж-л «Грааль», №1, 2001 г.) «Бог живой есть величайшая свобода и милование, - пишет архиепископ Иоанн (Шаховской), - этого милования должен быть наполнен хороший учитель и тогда слово его будет учить и освобождать. В любящем все учит, ничто не пребывает в покое, все изливает, излучает, приобщается ко всему и все приобщает своей любви (стр. 20-21).

Закончить мне хочется словами из поучений святителя Феофана Затворника: «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых. Воспитание из всех святых дел самое святое» (стр.86).

Учитель, ответь себе на вопрос: «Можешь ли ты теперешний причислить себя к сословию таких лиц?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Новый Завет
  2. М.В.Толстой «История Русской Церкви» Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря 1991 г.
  3. Св. Феофан Затворник Вышенский «Поучения» Москва, из-во «Лепта» 2003 г.
  4. Схиархимандрит  Иоанн (Маслов) «Симфония по творениям Св. Тихона Задонского» Москва, из-во Самшим 2003 г.
  5. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский «Апокалипсис мелкого греха» Москва, из-во «Лепта», 2005 г.
  6. Журнал «Грааль» №1 за 2001 год Москва, из-во «Грааль»
  7. Журнал «Москва» ноябрь 1995 год
  8. Газета «Труд» от 05.10.06  

 

 

Хостинг от uCoz