Третьи Рождественские чтения
Тема:«Основы Православия в
предметах школьного курса»
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №5
г. Пушкино Московской
области
Чугреева Татьяна Петровна
В этом году в Московской области проходят Третьи Рождественские чтения, их тема: «Вместе возрождаем Россию». Президент России В. В. Путин, посетив в 2005 году Святой Афон, сказал: «Возрождение России мы видим в ее духовном возрождении». Глава государства озвучил то, что понимают многие люди нашей страны и то, о чем напоминает нам День Единства – праздник, который Россия отметила 4 ноября в память о спасении нашего отечества и возрождении его после Великой Смуты 17 века.
Как же это удалось тогда, ведь уже не было никаких надежд, не было согласия, не было сил одолеть коварного врага? Чтобы понять это, надо изучать не просто историю, а историю православия в России, ибо всех объединила молитва и вера в помощь Господа и Пресвятой Богородицы. 10 веков, целое тысячелетие культура России (а культура есть то, что возделано, создано руками человека) – это православная культура. Понять идеи творцов, художественные замыслы зодчих, художников, писателей, композиторов, увидеть суть народных традиций, можно только зная основы православия содержание библейских сюжетов.
Православная духовность пронизывает все пространство русской истории и русской культуры светом любви, сострадания, справедливости, уважения друг к другу. Если мы хотим возродить Россию, если мы хотим, чтобы не страшно было стареть в окружении детей, которых мы воспитываем, может быть стоит ввести в наши школьные программы предметы, в которых есть христианская составляющая. Это не обязательно должен быть закон Божий. «Основы православной культуры» - это культурологический предмет. Ведь изучая на уроках мифы Древней Греции или Древнего Египта, мы не призываем детей верить в Зевса или в Осириса.
Для меня, как для учителя не только истории, но и обществознания более важным представляется не только рассказ о сюжетах икон. Понять культуру какой-то эпохи, значит понять логику людей, живущих в ней, т.е. их мировоззрение. Почему, например, Татьяна Ларина отказала Евгению Онегину. Понятно ли это современной девушке? Или почему в наше атеистическое сегодня большинство людей боится наказания, а Раскольников больше боялся преступления. Вы скажете, что на это есть уроки литературы. Да, конечно, но мне говорила учительница литературы, что «по методике» ей вообще запрещено подробно рассматривать идею Раскольникова.
Духовное возрождение России, о котором говорят наш президент, наш митрополит, да и мы все – участники этих чтений – это, конечно, духовное возрождение людей, каждого конкретного человека.
На учебный год учителя составляют планы воспитательной работы, направленные на формирование гармоничной личности, чтобы дети уважали старших, были трудолюбивы, честны, добры… Я, как участник этого процесса пытаюсь внести свою лепту. В одном уз стихотворений иеромонаха Романа (в миру Александра Матюшина) есть такая строчка: «Кто после правды продолжает поиск, тот ищет лжи». Для меня, правда - это Евангелие. Оно есть та скала, на которой нужно строить дом. Но я человек государственный, а в школьной программе нет такого предмета, а даже если бы и был, то я не имею никакого права его преподавать.
Меня просили сказать здесь о трудностях, которые я испытываю. Так вот, самой большой для меня проблемой является противоречие между пониманием, что воспитание детей должно идти в православной традиции, моим малым знанием этой традиции и статусом светской учительницы. Ограничивая себя этим статусом, я позволила сделать следующее. Уже несколько лет в рамках школьного предмета «Обществознание» я веду в 10-11 классах элективный курс «Мировоззрение», рассчитанный на 1 час в неделю. Ученики знакомятся с разными типами мировоззрения: мифологическим, религиозным, философским. Знакомясь с религиозным мировоззрением, они изучают учебник Н. В. Шабурова «Религии мира», рекомендованный Министерством образования РФ. Когда наступает время знакомства с православием, ученики желают читать Евангелие, просят устроить им встречу с православным священником. Что это? Генная память? Или правы православные святые, говоря, что каждая душа христианка? И мы читаем Евангелие и приглашаем священников, чтобы они ответили на вопросы ребят. Становятся ли от этого дети хуже? Судите сами. Когда итоговые отметки уже выставлены и ничто не довлеет над моими учениками, я прошу их написать творческую итоговую работу «Мое мировоззрение». Здесь они пишут о многом: о своем мироощущении, об отношении к друзьям, родителям, к своей Родине, свои религиозные и философские взгляды. Я выбрала здесь небольшие отрывки из нескольких работ и предлагаю вам окунуться в этот чистый родник юношеских мыслей.
«Я хожу в церковь, ставлю свечки и молюсь… Молюсь и прошу не только за себя, но и за всех умерших и живущих, чтобы им было хорошо. За эти два года, что есть у нас обществознание, я многое переосмыслила. Я меньше стала осуждать других и больше на то, что сама делаю… Я очень люблю свою страну, я верю, что мы сможем сказать гордо: «Мы живем в Росси – самой лучшей стране».
Юлия К.
«Я не могу пройти спокойно мимо просящего денег человека. Я считаю, что в мире существует несправедливость, становится больше бедных, несчастных, чем богатых, не только в материальном плане, но и духовном. Чтобы избежать несправедливости, надо поднимать духовный потенциал народа, тогда в мире станет больше добра. Я помогаю бедным. Я верю в Бога, стараюсь следовать заповедям. Люблю христианские праздники и обряды…Надо творить добро и помогать людям, чтобы в нашем мире каждый человек прожил жизнь достойно».
Оксана Ю.
«Обществознание я начала изучать в школе, имея об этом очень скудное представление. Уроки открыли мне новые познания, новое мироощущение…Верующий ли я человек? Да. И со всей уверенностью могу заявить, что Бог есть. Я не могу это доказать, но могу рассказать несколько случаев из своей жизни, в которых мне помог никто иной, как Всевышний. В трудные минуты своей жизни я ощущаю, что Бог есть, что и в радости и в горе мы можем рассчитывать на него.
Альбина Н.
«Последнее время доминирует тенденция, что каждый сам за себя, появилось недоверие к людям. Для меня же очень важно доверять людям… Иногда человеку приходится пережить горе, и тогда страдания кажутся непреодолимыми. Но как верующий человек я знаю, что горе пройдет и за ним последует утешение. Неоднократно возникает вопрос: «Почему так много зла на земле?» И ответ приходит сам собой: «Потому что люди забыли или вообще не знают нравственные принципы, а это законы Божьи!»
Ирина И.
«Не надо унывать! У меня, может быть, примитивная философия, но я пришел к выводу, что хорошей жизнь делает доброта. Доброта есть в каждом человеке, но не каждый ею делится, а вот если бы делился, то не мог бы подумать, что жизнь – это страдание…Самым же серьезным для меня является вопрос религии... Людям сложно представить себе Бога. Многие считают Библию сказкой… Но Божьи заповеди учат людей быть духовно и нравственно чистыми… Если бы каждый соблюдал заповеди, то мир был бы не просто лучше, он был бы идеален… Вера нужна людям, особенно в трудные минуты. Неслучайно на войне, в тюрьме, в одиночестве – везде, где человеку одному сложно, люди обращаются к вере».
Александр Д.
«Все, что нам дается, дается не просто, а к нашей пользе. Все, что Бог делает, он делает только к лучшему… Здоровье человека для меня неразрывно связано с христианством. Здоровье тела – это производная от здоровья духа, а дух пусть будет во Христе. Я выбираю религию моих родителей – православие. Россия до недавнего времени считалась святой. Ее так и называли «Святая Русь».
Екатерина Б.
«Я знаю, будет Высший Суд, и жить надо по совести, поступать с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой – вот одна из главных для меня заповедей. Вера – это путь к спасению от темных сил, которые, конечно же, существуют, а так же к идеальному обществу. А я хочу, чтобы мои дети жили в идеальном обществе».
Кристина С.
«После этих двух лет изучения различных мировоззрений, я стал и сам часто думать, а какое у меня мировоззрение. Я стал задавать себе вопросы, которых раньше не задавал. Как устроен мир? Как можно понять бессмертие человека?… Что есть истина и как отличить ее ото лжи? Что такое совесть, честь, долг, ответственность, справедливость?.. Возможно ли достижение такого состояния в развитии общества, когда зло исчезнет и наступит «Эпоха всеобщей любви и согласия»? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мне нужно учиться, совершенствовать свои навыки, иметь свои идеалы, убеждения, веру, свое представление о ценностях. Одно я знаю точно: жизнь – главная ценность для человека. И еще важное значение имеют обычаи и традиции. Они помогают человеку ориентироваться в жизни».
Михаил Б.
«На пасху я решила пойти в церковь. На меня большое впечатление произвела та атмосфера, которая была внутри церкви, та общность людей, соединенных в одно целое, горение свечей, пение молитв. Но особенно меня поразила перемена во мне: изменилось как бы внутреннее состояние, моя душа…»
Юлия Б.
«Я считаю, что русские люди должны быть именно христианами. Никогда нельзя забывать, что наши предки верили во Христа, и как часто именно их вера и сила духа спасали Россию».
Олег Т.
«Православие учит людей не унывать даже в самой тяжелой ситуации. Ведь Бог не наказывает людей, а посылает им испытание, чтобы привести их к вере, к праведному пути спасения. Я считаю, что верующему человеку легче жить, у этих людей всегда есть Отец, к которому можно обратиться за помощью в трудную минуту. Такой человек никогда не совершит убийство, не украдет и не обманет. Для таких людей, я считаю, не нужно писать специальных законов, они и сами будут соблюдать правовые нормы не из страха наказания, а из-за убежденного соблюдения заповедей».
Ольга З.
Ну, и последнее:
«Моя главная цель в жизни – познание истины. Познание истины есть приближение к Богу, то есть стремление с святости… У человека нельзя отбирать право самостоятельно идти по этому пут, но, тем не менее, считаю, религиозное воспитание необходимо, иначе мировоззрение будет представлять собой набор «кусков» из различных религий и идей реинкарнации, часто навязанных, иногда даже противоречащих друг другу. Сейчас существует огромное количество учений, претендующих на единственно верное, огромное количество комментариев Библии. Чтобы разобраться в этом, необходимо иметь хотя бы элементарное религиозное образование».
Мария И.
Вот на этих словах я и хочу остановиться. Вы видите: дети просят «Элементарного религиозного образования». Кстати, после первого года преподавания этого курса новый 10-й класс на мой вопрос: «Какой вам элективный курс ввести?» хором ответил: «Мировоззрение». От старшеклассников они уже узнали, что это интересно.
Итак, если вы спросите мое мнение, надо ли вводить изучение «ОПК» в школу, я отвечу: «Да!» Но если меня спросят, возможно ли это сейчас, я не дам ответа.
Здесь я хочу поделиться своими сомнениями.
У врачей есть такой призыв: «Не навреди.» Уместно и нам его вспомнить. В 2004 году я училась на курсах «Основы православной культуры», организованных в Пушкино нашим отделом образования. Преподавали нам интересно, но лишь обзорно, т.к. был дефицит времени. Лично мне знаний, полученных на этих курсах не хватит, чтобы идти с ними к детям. Подготовка должна быть более углубленной. Это первое. Во-вторых, личность самого преподавателя. На эти курсы от разных школ пришли разные люди, все – женщины. Мы немного общались между собой, но, тем не менее, обнаруживались наши разные подходы к этому вопросу: кого-то интересовало «В чем разница между духовностью и душевностью?», а кто-то настаивал, чтобы мы смотрели видео о том, как изгоняют бесов. Видимо, и преподавание одного и того же курса у этих учителей будет идти по-разному. И лично мне не хотелось бы, чтобы мой ребенок оказался на уроке у второго преподавателя.
Подводя итог своему выступлению, я возьму на себя смелость сформулировать несколько тезисов:
1. У нас нет другой возможности возродить Россию, как только обратиться к духовности, нравственности, а значит - к православию.
2. В школах необходимо преподавать «Основы православной культуры»
3. Создать в Пушкинском районе Совет или комиссию, в который войдут, как представители образования, так и священнослужители для:
- знакомства с опытом, имеющимся уже в России по преподаванию «ОПК»;
- для разработки программы, подбора учебных пособий;
- отбора преподавателей для ведения «ОПК» в школах;
(Это должны быть люди не прельщенные модностью вопроса, а грамотные,
гуманитарно-мыслящие и ответственные. Мы же все хорошо понимаем, что, изучая
православную культуру, дети все равно будут задавать вопросы, касающиеся
православной веры, и на них надо будет отвечать.)
- организовать полноценную учебу для будущих преподавателей «ОПК».
Закончить выступление хочется словами преподобного Серафима Саровского: «Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума».