Аналитический отчет
о
выполнении Плана по реализации мероприятий
по модернизации общего образования Пушкинского
муниципального района
в
2012 году
Управлением образования администрации Пушкинского
муниципального района разработан План по реализации мероприятий по модернизации
общего образования Пушкинского муниципального района в 2012 году (далее План).
План утвержден руководителем администрации Пушкинского муниципального района,
согласован муниципальным советом по развитию образования Пушкинского муниципального
района (протокол №6 от 04.04.2012 г.).
В целях
координации работы по реализации мероприятий по модернизации общего образования
Пушкинского муниципального района:
- издан приказ по управлению образования администрации
Пушкинского муниципального района от 04.04.2012 г. №325 об утверждении Плана, медиаплана информационного сопровождения деятельности
муниципальной системы образования
в рамках Комплекса мер по модернизации общего образования в Пушкинском
муниципальном районе Московской области в 2012 году и Схемы закрепления
ответственных за реализацию Комплекса мер по модернизации общего образования
Пушкинского муниципального района в 2012 году;
- заключено
Соглашение №352 между Министерством образования Московской области и Администрацией
Пушкинского муниципального района Московской области о взаимодействии по реализации
мероприятий по модернизации общего образования Московской области в 2012 году
от 10.05.2012 г.;
- заключено Соглашение №39 между Министерством образования
Московской области и Администрацией Пушкинского муниципального района
Московской области о намерениях
по долевому участию в софинансировании расходов на
приобретение автобусов для доставки обучающихся в
общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, в рамках реализации
мероприятия долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие
образования в Московской области на 2009-2012 годы» от 30.03.2012 г.;
- заключено Соглашение №84 между Министерством
образования Московской области и Администрацией Пушкинского муниципального
района Московской области о
предоставлении субсидии из бюджета
Московской области бюджету
Администрации Пушкинского муниципального района Московской области на
внедрение современных образовательных технологий в 2012 году от 10.04.2012
г.;
- заключено Соглашение №269 между
Министерством образования Московской области и Администрацией Пушкинского
муниципального района Московской области о намерениях по долевому участию в софинансировании расходов на закупку учебного оборудования
и мебели для муниципальных общеобразовательных учреждений – победителей
областного конкурса муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области, разрабатывающих
и внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках реализации
мероприятия долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы» от 10.05.2012 г.;
- заключено Соглашение №284 между
Министерством образования Московской области и Администрацией Пушкинского
муниципального района Московской области о намерениях по долевому участию в софинансировании расходов на закупку технологического
оборудования для столовых и мебели для залов питания общеобразовательных
учреждений муниципальных образований – победителей областного конкурсного
отбора муниципальных проектов совершенствования организации питания обучающихся
в рамках реализации мероприятия долгосрочной целевой программы Московской
области «Совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных
учреждений в Московской области на период 2012-2014 годов» от 10.05.2012г.
Для
создания эффективной модели муниципальной сети общеобразовательных учреждений,
позволяющей обеспечить получение качественного общего образования школьниками,
независимо от их места жительства:
- утвержден перечень базовых школ по
различным направлениям деятельности:
-
МАОУ средняя общеобразовательная школа №3 г. Пушкино Пушкинского муниципального
района, директор Щукина О.И. – по
дистанционному обучению детей-инвалидов;
-
МБОУ средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных
предметов г. Пушкино Пушкинского муниципального района, директор Богачева И.Н. –
по организации
научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся;
-
МАОУ Гимназия №10 г. Пушкино Пушкинского муниципального района, директор Петрухненко Н.М. – реализация комплексной модели
профильного обучения;
-
МАОУ Правдинская средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов Пушкинского муниципального района,
директор Тимохина Н.Л. – применение инновационных технологий;
-
МАОУ средняя общеобразовательная школа пос. Лесной Пушкинского муниципального
района, директор Махова Т.Б. – развитие внутришкольной системы оценки качества образования;
-
МАОУ гимназия «Тарасовка» Пушкинского муниципального
района, директор Челенгир Ф.Г. – осуществление
функций социокультурного центра.
- Проведен анализ результатов
государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов
общеобразовательных учреждений района 2012 года. В результате проведенного
анализа сделаны следующие выводы:
- государственная (итоговая)
аттестация показала, что 2328 выпускников 9, 11-х классов (99,83%) успешно справились с обязательными экзаменами по общеобразовательным предметам: русскому
языку и математике, преодолев порог минимального количества баллов;
- по итогам проверки государственных
экзаменационных работ в 9 классах уровень успеваемости:
- по математике – 99,63%; качества - 54,01%; средний
балл – 16,68; средняя оценка по району – 3,79.
- по русскому языку – 99,35%; качества - 73,94;
средний балл – 33,50; средняя оценка по району – 4,04;
- 2012 году районный средний
тестовый балл по русскому языку в 9 классах улучшен. Он на 0,02 превысил
областной средний балл;
- средний тестовый
балл по математике в 9 классах ниже показателя прошлого года и
ниже среднего областного результата 2012
года на 0,06;
- качество знаний в 9
классах по математике значительно, а по русскому языку незначительно снижены;
- количество
выпускников 9 классов, подтвердивших высокий уровень подготовки по математике,
в 2012 году увеличилось на 4,76%;
- количество
выпускников 9 классов, подтвердивших высокий уровень
подготовки по русскому языку увеличилось на 6,46%;
- средние районные
тестовые баллы ЕГЭ по математике, русскому языку, химии, истории, французскому
языку в 2012 году превышают областные показатели;
-
ниже средних результатов по области районные показатели ЕГЭ по немецкому языку,
английскому языку, информатике, физике, географии;
- наметилась
тенденция улучшения результатов единого государственного экзамена по ряду
общеобразовательных предметов. По сравнению с прошлым годом увеличился
районный средний тестовый балл по
французскому языку, русскому языку, химии, истории, литературе;
-
значительно снизились районные показатели этого года по физике, географии,
математике;
- достаточен процент
районного показателя высокого уровня подготовки участников ЕГЭ по французскому
языку;
- возросли
показатели качества подготовки
выпускников к ЕГЭ по русскому языку, химии, английскому языку, истории;
-
показатели качества подготовки выпускников
к ЕГЭ по физике, математике, немецкому языку в 2012 году снизились;
-
в районе увеличилось число «стобалльников»: в этом
году их 5, в прошлом – 4;
- 2012 года количество медалистов превысило
количество медалистов 2011 года в 1,8
раза и 2007 года в 1,11 раза.
- Подготовлен проект Положения о
базовой школе Пушкинского муниципального района. Данный проект был обсужден на
заседании муниципального совета по развитию образования Пушкинского
муниципального района (протокол №1 от 16.01.2012 г.), рассмотрен на заседаниях
управляющих советов общеобразовательных учреждений района.
-
Разрабатывается проект плана развития
сети общеобразовательных учреждений
с целью обеспечения условий для повышения качества социально-образовательной
среды района. Рассматриваются вопросы создания условий для различных форм
получения образования (дистанционное обучение, экстернат), создание совместных
проектов с учреждениями высшего и среднего
профессионального образования. Проведен анализ действующей сети образовательных
учреждений, обеспечения
высокоскоростного доступа в сеть Интернет, возможности развития
дистанционных форм получения образования.
В
целях информирования руководства района, педагогической и родительской
общественности, населения о целях, задачах, ходе реализации и результатах
выполненных мероприятий по модернизации системы общего образования:
- нормативные документы по модернизации образования
размещены на официальном сайте управления образования;
- разработан и утвержден медиаплан по информационному освещению мероприятий по
модернизации общего образования Пушкинского муниципального района;
- подготовлена и проведена на Пушкинском телевидении
передача о результатах деятельности муниципальной системы образования (17.05.2012
г.);
- на заседании Совета депутатов Пушкинского
муниципального района заслушан отчет начальника управления
образования администрации Пушкинского муниципального района о
результатах работы (20.06.2012 г.);
- подготовлен и проведен ряд радиопередач о реализации
мероприятий по
модернизации общего образования в Пушкинском муниципальном районе (сентябрь –
октябрь).
Управлением
образования администрации Пушкинского муниципального района были проведены организационно – информационные
мероприятия по продвижению проекта:
- августовское совещание педагогических работников
Пушкинского муниципального района «Модернизация муниципальной системы
образования – средство достижения стратегических ориентиров национальной
образовательной инициативы «Наша новая
школа» (29.08.2012г.);
- заседания муниципального совета по
развитию образования Пушкинского муниципального района;
- совещания с руководителями
общеобразовательных учреждений по обсуждению комплекса мер по модернизации общего образования Московской
области и плана действий
по реализации проекта в муниципальной системе образования;
- встречи с представителями
педагогической и родительской общественности
по вопросам развития и модернизации муниципальной системы образования;
- организация телефонной «горячей линии»
по вопросам модернизации общего
образования Пушкинского муниципального района.
Во всех общеобразовательных учреждениях
района проведены совещания с
педагогическими работниками и собрания с родительской общественностью по
вопросам модернизации муниципальной системы общего образования. Информация о
ходе реализации модернизации системы общего образования размещена на информационных стендах и официальных
сайтах общеобразовательных учреждений Пушкинского муниципального района.
Во
исполнение Плана, в целях координации деятельности по модернизации общего
образования управление образования администрации Пушкинского муниципального
района проводит мониторинг различных направлений деятельности общеобразовательных учреждений:
- участие в системе электронного мониторинга модернизации общего
образования. Муниципальный координатор электронного мониторинга контролирует
сроки заполнения таблиц ЭМ школьными операторами, проводит индивидуальные
консультации, взаимодействует с Региональным оператором. Ведется мониторинг
деятельности школьных операторов, показатель работы отражен в критериях,
используемых для начисления стимулирующих выплат руководителям учреждений.
- Введение ФГОС начального общего
образования, опыт работы с рисками, проявившимися в ходе введения. Структура реализуемых программ по
внеурочной деятельности соответствует требованиям, предъявляемым федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего образования.
Внеурочная деятельность
организуется по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, общекультурное, художественно-творческое, научно-познавательное,
социальное, гражданско-патриотическое.
Внеурочная деятельность реализуется по
программам, опубликованным издательством, но переработанным и адаптированным
педагогами общеобразовательного учреждения; самостоятельно разработанным
педагогами образовательных учреждений. Используемые программы: «Информатика в
играх и задачах», «Я живу в России!»,
«Азбука экономики», «Литература, как предмет эстетического цикла», «Волшебный карандаш», «Основы православной
культуры», «Игры народов мира»; «Полезные привычки. Мир, в котором мы живём»; Театральная студия «В
мире сказок»; «Народные промыслы»;
«Музей в твоём классе», «Клуб любителей чтения» и др.
Часы внеурочной деятельности в ряде
учреждений используются для учебных занятий по физической культуре.
Были
названы проблемы при организации внеурочной деятельности: нехватка классных комнат; большая
загруженность спортивных залов; отсутствие компьютерного оснащения занятий внеурочной деятельности; удаленность школы от
культурных и музейных
центров; желание многих родителей забирать детей после уроков; недостаточно
кабинетов начальной школы для организации внеурочной деятельности во второй
половине дня, так как начальные классы занимаются в две смены; недостаточно квалифицированных кадров для
ведения занятий внеурочной деятельностью.
- Введение в
педагогическую практику технологий организации проектной работы обучающихся в
рамках внеурочной деятельности. Введение в педагогическую практику
технологий организации проектной работы обучающихся в рамках внеурочной деятельности позволяет
сегодня говорить о высоких результатах наших школьников. Работа над проектом
предполагает не только наличие глубоких знаний по отдельному предмету, но и общее развитие кругозора, умение
анализировать, систематизировать знания, делать выводы. Проектная деятельность
позволяет обучающимся проявить себя и в различных конкурсах, конференциях,
олимпиадах и др. Наибольшее развитие это направление деятельности получило в
гимназии «Тарасовка», Пушкинских школах №1, №5, №8, Правдинских школах
№1 и №2.
-
Организация работы с одаренными детьми. В рамках
организации работы с
одаренными детьми проводятся мероприятия, которые не только позволяют выявить
талантливых детей по интеллектуальной, творческой и социальной направленностям, но и дают возможность обучающимся добиться существенных результатов в этих
областях.
Проведение предметных олимпиад, конкурсов,
конференций, организация проектно-исследовательской деятельности позволяет
поддерживать высокую мотивацию
обучающихся к реализации и развитию своих способностей.
Положительная
динамика наблюдается в охвате школьников олимпиадным движением. В 2011-2012
учебном году в Пушкинском муниципальном районе
проводился районный этап Всероссийской олимпиады школьников по 21
предмету. В ней приняли участие 1807 обучающихся.
В апреле 2012
года Методическим центром Пушкинского муниципального района была организована и
проведена районная предметная олимпиада в начальной школе «Умники и умницы», в
которой приняли участие 276 обучающихся из 22 общеобразовательных учреждений.
Из них 27 школьников заняли призовые места.
Большой
интерес проявляют наши школы к мини - олимпиаде «Информашка» и конкурсу компьютерных проектов.
В рамках Года российской истории и Праздника труда в Московской
области на территории Пушкинского
муниципального района проводились
районная историческая олимпиада «В гостях у Клио» для обучающихся 5-7
классов и муниципальный конкурс проектно-исследовательских работ «Роль личности
в истории» (8-11 кл.), в них приняли участие 1390 обучающихся из 32
образовательных учреждений, 32 обучающихся стали победителями и призерами.
Традиционными стали ежегодные «Фестивали проектов» по английскому
языку, физике, информатике, музыке, французскому языку, обслуживающему труду.
В этом учебном году в них приняли участие более 300 обучающихся из 30
общеобразовательных учреждений.
Разработан и обсуждается проект
Положения о школьном центре развития одаренности и творчества.
- Организация работы по подготовке к введению ФГОС основного общего
образования. Составлен План
методических мероприятий по вопросам
введения ФГОС основного общего образования
в общеобразовательных учреждениях Пушкинского муниципального района, в рамках которого проведены следующие
мероприятия:
- совещание с заместителями
директоров по учебно-воспитательной работе «Нормативно-правовое, кадровое и
методическое обеспечение реализации ФГОС основного общего образования»;
- районные методические объединения учителей-предметников «ФГОС основного общего образования: цели и содержание»;
- районное методическое объединение
педагогов-психологов «Психологическая составляющая введения ФГОС основного
общего образования».
- Осуществление поддержки сельских школ. В рамках
постоянно действующего семинара «Работа школы в сложных социальных контекстах:
возможности улучшения результатов» 12.04.2012 года в МБОУ «Зверосовхозская
средняя общеобразовательная школа Пушкинского муниципального района» проведен
семинар для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по
одноименной теме.
- Организация работы по повышению квалификации и аттестации
руководящих и педагогических работников. Разработан и полностью выполнен план
повышения квалификации и руководителей общеобразовательных учреждений в
соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами на 2012 год.
Организована работа по повышению
квалификации учителей физической культуры общеобразовательных учреждений для
работы в условиях федеральных государственных образовательных стандартов. Во
втором полугодии 2012 года по данному направлению обучалось 5 учителей
физической культуры: курс «Проектирование рабочей предметной программы по
физической культуре и формирование универсальных учебных действий в начальной школе» - 4 человека, курс
«Педагогические условия реализации ФГОС основного общего образования по
физической культуре» - 1 человек. Составлен план повышения
квалификации учителей физической культуры общеобразовательных учреждений
Пушкинского муниципального района на 2013 год.
Сформирована персонифицированная база данных о
педагогических работниках Пушкинского муниципального района. Изменения в персонифицированную
базу данных о педагогических
работниках Пушкинского муниципального района, прошедших повышение
квалификации, заносятся два раза в год в
соответствии с графиком курсовой подготовки.
Ответственными
за персонифицированную базу в школах являются заместители директора по УВР. В
феврале - мае 2012 года для 28 заместителей директоров по
учебно-воспитательной работе на базе района был организован проблемно-тематический
обучающий семинар по теме «Актуальные проблемы профессионального
совершенствования работников образования в рамках сетевого взаимодействия».
Цель семинара: повышение
профессиональной компетентности педагогов, ответственных за организацию повышения квалификации и
аттестации педагогических работников в общеобразовательном учреждении, по вопросам
федеральной и региональной
политики государства в сфере образования, новейших достижений психологической и
педагогической наук, потенциала сетевого взаимодействия в реализации программ
дополнительного профессионального образования и возможностей изменения
профессиональной практики.
В
программу обучения включены темы по работе с базой данных: «Проектирование
индивидуальной образовательной траектории работника образовательного
учреждения»; «Система работы ответственных за организацию повышения
квалификации в образовательном
учреждении с персонифицированной базой данных при формировании образовательного
спроса»; «Система работы ответственных за организацию повышения квалификации в
образовательном учреждении с персонифицированной базой данных при первичной
обработке заявок на программы повышения квалификации».
Методическим центром Пушкинского
муниципального района подготовлен анализ
организации повышения квалификации учителей и руководителей общеобразовательных
учреждений района. В результате проведенного анализа установлено, что
– разработаны рекомендации для заместителей директоров
общеобразовательных учреждений, ответственных за повышение квалификации и профессиональную
переподготовку педагогических кадров;
– проведено информирование работников образования района
о размещении в сети Интернет реестра курсов повышения квалификации и перечня
курсов профессиональной переподготовки, предлагаемых учреждениями
дополнительного профессионального образования;
– сформированы на основе заявок общеобразовательных
учреждений базы данных о
работниках образования района, направленных управлением образования и
Методическим центром Пушкинского муниципального района на курсы повышения
квалификации и профессиональной переподготовки в учреждения дополнительного
профессионального образования;
– осуществлена работа в региональной информационной
системе повышения квалификации работников образования
Московской области.
Функционирование курсовой системы района осуществлялось
путем:
– непрерывного взаимодействия по вопросам
регулирования процесса обучения с учреждениями дополнительного профессионального
образования: Академией социального управления (далее АСОУ), Московским
государственным областным университетом (далее МГОУ), Центром Интернет-образования г.
Орехово-Зуево (далее ЦИО г. Орехово-Зуево), издательством «Академкнига/Учебник»,
Академией повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников
образования (далее АПКиППРО), ГОУ «Гражданская смена».
Учреждения ДПО |
АСОУ
|
МГОУ |
ЦИО г. Орехово-Зуево |
Академкнига/Учебник |
АПКиППРО |
«Гражданс-кая смена» |
Количество |
584 |
119 |
16 |
54 |
1 |
10 |
– индивидуального и дистанционного консультирования слушателей,
проходящих курсовую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального
образования.
Дополнительное целевое комплектование курсовой системы
происходило на
основании методических рекомендаций учреждений дополнительного
профессионального образования и Министерства образования Московской области. В результате на курсы по программе «Основы религиозной
культуры и светской этики» было направлено 68 человек; в МГОУ в соответствии с
письмом Министерства образования Московской области на обучение в рамках
проекта «Развитие образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая
культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения, в том числе для
использования людьми с ограниченными возможности» направлено 54 человека; укомплектована
группа из 29 человек на курс «Образование и общества. Актуальные проблемы
педагогики и психологии» (на базе МАОУ СОШ №3 г. Пушкино); 28 заместителей
руководителей обучались по программе «Актуальные проблемы совершенствования
работников образования в рамках сетевого взаимодействия» (на базе гимназии №4);
в АСОУ направлены на обучение председатели, заместители председателей и
эксперты ЕГЭ и ГИА в количестве 38 человек; 56 учителей
первых и вторых классов, направленных на курс «Работа с интерактивной доской и оборудованием Interwrite», обучены в
МГОУ использованию в педагогической деятельности учебно-лабораторного оборудования.
В результате данных мероприятий в 2012 году
слушателями курсов повышения квалификации стали 629 работников
общеобразовательных учреждений, из которых:
– 6% (40 чел.) – руководящие кадры;
– 94% (589 чел.) – педагогические работники.
Общеобразовательные учреждения |
|
Категория слушателей |
Количество |
Учитель
начальных классов |
295 |
Учитель
русского языка и литературы |
72 |
Учитель
иностранного языка |
47 |
Учитель
математики |
64 |
Учитель
информатики и ИКТ |
11 |
Учитель
истории |
40 |
Учитель
географии |
16 |
Учитель
физики |
17 |
Учитель
химии |
16 |
Учитель
биологии |
14 |
Учитель
музыки |
7 |
Учитель
ИЗО |
11 |
Учитель
технологии |
8 |
Учитель
физической культуры |
8 |
Преподаватель-организатор
ОБЖ |
1 |
Воспитатель
ГПД |
1 |
Зав.
библиотекой |
1 |
Классный
руководитель |
8 |
Педагог-психолог |
2 |
Социальный
педагог |
1 |
Учитель-дефектолог |
1 |
Учитель-логопед |
2 |
Наиболее
востребованными являются курсы, рассматривающие вопросы приоритетных
направлений современного образования:
–
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных
государственных требований – 153 чел. Из них 138 учителей (биологии – 3, ИЗО –
5, иностранного языка – 22, информатики и ИКТ – 5, истории – 3, математики – 3,
музыки – 5, начальных классов – 77, ОБЖ – 1, русского языка – 4, физики – 5,
физической культуры – 5);
– особенности преподавания предметов на современном
этапе (содержание, современные методики и технологии) – 151 человек;
–
использование электронных образовательных ресурсов, свободного программного
оборудования, учебно-лабораторного оборудования – 141 человек;
– основы религиозной культуры и светской этики.
Духовно-нравственная культура – 84 человека.
№ п/п |
Тематическая направленность курса |
Количество слушателей |
1 |
Здоровьесберегающие технологии и коррекционно-развивающие методики |
54 |
2 |
Воспитание
и социализация |
51 |
3 |
Итоговая
аттестация учащихся |
50 |
4 |
Психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса |
44 |
5 |
Информационные
технологии и использование их в преподавании учебных предметов |
36 |
6 |
Управление
развитием ОУ в период модернизации системы образования |
14 |
7 |
Комплексная
безопасность ОУ |
6 |
Работа по повышению квалификации удовлетворяет запросы
и потребности руководящих и
педагогических работников.
Управлением образования администрации Пушкинского
муниципального района подготовлен анализ по аттестации педагогических
работников района на квалификационные категории.
В учреждениях общего образования аттестовано 164 работника (151
учитель, 13 прочих педагогических работников). Количественные годовые показатели аттестации педагогических работников на 15-20 процентов ниже тех, которые были до введения нового
Порядка аттестации.
Проведение экспертизы уровня
профессиональной компетентности педагогических работников проводится в
соответствии с договором возмездного оказания экспертных услуг. Условия договора и методика
оплаты труда экспертов разработаны и
утверждены в соответствии с
приказом Министерства образования и науки РФ №307 от 9.12.2005 г. «Об утверждении примерной формы договора
возмездного оказания экспертных услуг»
и приказа Министерства образования Московской области от 19.08.2011
№2159 «Об утверждении
Положения об оплате труда экспертов экспертных групп при аттестационных
комиссиях Министерства образования Московской области по аттестации
педагогических и руководящих
работников государственных образовательных учреждений».
Наименование категорий работающих в
образовательных учреждениях |
|||||
-
инвентаризация поступившего оборудования;
-
мониторинг по целевому и эффективному использованию оборудования;
Приобретение технологического оборудования для школьных столовых |
||||||
-
осуществлять информационное сопровождение проводимых мероприятий;
-
осуществлять постоянный мониторинг эффективности использования поставленного
оборудования.